Интерстеллар
Писать рецензию на столь ожидаемые фильмы – неблагодарное дело, потому что естественным желанием заждавшегося фаната будет пристрелить гонца с такими вестями. Многие критики уже получили свою долю негодования из-за того, что посмели поставить «самому ожидаемому фильму года» всего лишь 4, а то и 4 с минусом. Но, как ни тяжело признавать это, «Интерстеллар» – далеко не лучший фильм года. И даже не лучший фильм Нолана.
Для сомневающихся скажу сразу, на него стоит сходить в кино
Я вижу очень много восторженных отзывов, поэтому вполне возможно, что вы окажетесь в числе тех, кто выйдет из зала в слезах радости.
В любом случае, это не провальный фильм с кучей несуразных топоров и стремянок вроде «Прометея» или третьей части трилогии «Темного рыцаря». Дело не в том, что фильм где-то разваливается или скатывается в маразм, нет, он просто куда более посредственный, чем мы ждали. Вся эта секретность, реклама, сравнение с «Одиссеей 2001», Кип Тор в качестве научного консультанта… После такого ажиотажа не ждешь картины, которая ничем не может тебя впечатлить.
Это, сынок, море
Несмотря на то, что я пришел к той же итоговой оценке, как и многие критики, взгляд на сильные и слабые стороны фильма у нас, к моему удивлению, разошелся. Я уже перечислял впечатления из ранних рецензий в статье «Интерстеллар: в ожидании чуда». Некоторым зрителям, к примеру, показалось, что эмоциональная часть фильма вышла слишком простой, а научная – переусложненной.
На мой взгляд, история отношений отца и дочери, будучи и впрямь простоватой, сработала на удивление хорошо. Научная же часть мне показалась не переусложненной, а, наоборот, упрощенной до детсадовского уровня. Было очевидно, что фильм настолько боится произносить слова длиннее трех слогов, что пытается вообще ничего не объяснять, а если и решается, то делает это на пальцах и с обещаниями конфетки за правильный ответ.
Пилоту, которые знает теорию на зубок, объясняют концепт червоточины – на листе бумаги, как объясняли еще в детской книжке «Изумрудный дождь», причем объясняют не перед миссией, а уже в полете. Он не разобрался заранее в принципе работы краеугольного камня всей экспедиции? Или коллега просто держит его за идиота?
И это был не единственный раз, когда одинаково образованные люди объясняли друг другу то, что обязаны знать, причем знать на куда более сложном уровне, чем то детское объяснение, что они дают. Ясно, что эти объяснения предназначены для зрителя, но почему не показать, как Купер показывает это дочери? Маленькой девочке такое объяснение бы прекрасно подошло.
«Теория большого взрыва» дала зрителям вполне неплохое представление о нескольких сложных концептах современной теоретической физики, а это несчастный комедийный ситком. Тут же мы имеем научную фантастику на серьезных щах, не способную внятно объяснить базовые концепты, занятые в сюжете. Зато мы дважды одними и теми же словами, как сыну-дебилу, объясняем третий закон Ньютона, он же закон Матроскина: чтобы что-то получить (скорость), надо от чего-то избавиться (балласт). Спасибо, пригодится в пятом классе.
Я понимаю, что это художественный фильм, а не программа «Cosmos» с Нилом ДеГрассом Тайсоном, Нолан не обязан устраивать урок астрофизики, но я ожидал куда большего от фильма по работам Кипа Торна. Неужели они настолько не верят в свою аудиторию, что даже не пытаются с ней разговаривать? Там ведь не такие сложные вещи, но зритель лучше понимал бы, что происходит и почему. Но вместо этого: «Туда не ходи, снег башка попадет…»
Он улетел, но обещал вернуться
Основная сюжетная линия, основанная на взаимоотношениях Купера и Мерфи, действительно несет на себе весь фильм и не выглядит столь нелепой и ненужной, как история с дочерью в «Гравитации».
Но при этом она перетягивает на себя фокус фильма, превращая космос, полет, жертвы и спасение человечества – в фон. Да, мы хотели заземлить и очеловечить историю, чтобы рядовому зрителю легче было воспринимать фильм, но при этом мы затупили научную часть до такой степени, что она перестает быть и научной, а миссию спасения человечества низвели до вторичной сюжетной линии. Вы жалели человечество, чувствовали ужас по поводу конца света и гибели всего, что мы создали? Нет, вы думали о бедной брошенной дочке и папе, который опаздывает.
Простите за поминание черта, но это похоже на ситуацию с «After Earth» — изначально это была история отца и сына, заблудившихся в лесу и вынужденных выживать, затем ее решили переместить в космос. Интерстеллар похож на семейную драму про отца, который обещал приехать на день рождения дочери и подарить медвежонка, но какие-то дела постоянно задерживали его, он позвонил и извинился, но дочь все равно обиделась.
Человеческие истории, драма, эмоциональный контакт – все это важно, но зачем делать кино о космосе, науке, важности исследований, и отодвигать все это на задний план ради истории папы и дочки, которую мы видели уже сотни раз.
Представьте, что в начале «Гравитации» был бы дополнительный час, посвященный исключительно жизни главной героини и ее дочери на Земле. Преимущество фильма Куарона в концентрации на цели, он не распыляется, сосредотачиваясь на передаче ощущений, создании тактильного переживания. Лента Нолана же, несмотря на свои три часа хронометража, создает ощущение спешки, пытаясь показать проблемы и Земли, и семьи Купера, и конкретной экспедиции.
В итоге, я даже не могу предположить, что Нолан хотел сказать этим фильмом, что было для него важнее всего. Раскрыть персонажей? Показать семейную драму? Нарисовать иные миры? Проиллюстрировать работы Торна или все-таки напомнить людям, что нам нужно изучать космос, пока мы не оказались заперты на планете без «плана Б»?
Малые «Оскары»
Я ожидал гениального саундтрека, спец.эффектов и съемки космоса, от которой у меня отпадет челюсть – к этому меня готовили отзывы. Ничего из этого я не получил. Саундтрек выполнял свою прямую обязанность – помогал фильму создавать эмоциональное напряжение, но когда я пытаюсь вспомнить его, возвращаются лишь тревожные аккорды, которые память быстро заменяет крайне похожим саундом фильма-побратима – «Гравитации». Я не могу назвать гениальной музыку, которую не могу вспомнить уже через час после просмотра, и вместо которой вспоминаю саундтрек прошлогодней картины.
Спецэффекты действительно совершенны – они не лезут в глаза, но и не поражают. Да, световые водопады вокруг черной дыры – это прекрасно и ново, отражение галактики в зрачке червоточины –загадочно и величественно. Но опять же, я ждал куда большего.
Многие из вас сейчас сделают еще одну зарубку на топоре, потому что считают «Гравитацию» переоцененной, но да – и космос там был снят куда более впечатляюще. И это при том, что у Куарона был лишь задний двор нашей планеты, только Земля, Солнце и космические железки – все. У Нолана были звезды чужих миров, новые планеты, черная дыра и червоточины. И он не смог выжать из этого больше, чем Куарон.
Возможно, в предыдущей статье я поторопился хвалить нового оператора и говорить, что уход Пфистера ничего у фильма не отнял. Можно лишь гадать, смог бы он привнести в фильм более впечатляющие кадры и ракурсы. Сменивший его Хойте Ван Хойтем дал много красивой съемки «от корпуса» космических аппаратов, хорошо передающей вращение и переливы жесткого холодного света, но и все на этом. То, что Любецки сделал для «Гравитации», и за что получил «Оскар», было не просто красиво, это была своя история, рассказанная исключительно через постановку камеры и ее хищное кружение вокруг персонажей. Здесь не видно ничего подобного.
Из-за упоминания Ноланом его желания снять нечто подобное «Одиссее», я постоянно отвлекался на мысли вроде «Кубрик бы сейчас…». На первой сцене в космическом корабле я подумал, что Стэнли обязательно начал бы ее с медленного пролета камеры по кораблю, показывая, как оживают системы, нагоняя атмосферу безжизненного одиночества. Нолан же словно не в силах оторвать камеру от героев, мы ощущаем себя не в корабле, не в космосе, а внутри головы Купера, который все страдает по поводу дочери. Из-за этого фильм не оставляет ощущения масштабности истории. Ни в плане «судьба человечества на кону», ни в физическом плане.
Мы видим безграничный космос и ледяные равнины, безбрежные океаны, но почему-то не чувствуем простора. Фильм не дает по-настоящему прочувствовать иные миры. Ридли Скотт снял ту же Исландию в роли другой планеты гораздо более красиво и убедительно. Здесь же мы словно путешествуем по ряду крохотных комнат, и то, что некоторые из них простираются до горизонта или вообще не имеют такового, не отменяет этого ощущения маленькой комнаты, студийной площадки, на которой мы задержимся на одну сцену и полетим дальше…
Спойлеры!
Я не советую читать дальше тем, кто еще не смотрел фильм. Обычно я не слишком настаиваю на этом, но в этом случае неожиданности действительно сильно влияют на удовольствие от просмотра, поэтому сделайте волевое усилие, закройте статью до поры до времени. Секции комментариев я бы тоже на вашем месте избегал.
Кукуруза – царица полей
Для начала, назову несколько мелочей, которые не давали мне покоя. Я так и не понял, почему время на первой планете так отличалось от земного. По идее, для этого она должна была двигаться с околосветовой скоростью, а значит, чтобы на нее высадиться, кораблю Купера тоже нужно было достичь этой скорости, для чего нужна уйма мощности, топлива, технологий.
Из-за недоразвитости всех объяснений, я так и не понял, что за данные ТАРС достал из черной дыры, для чего они конкретно были нужны. Персонаж Кейна говорил о решении проблемы гравитации, но так ни разу и не объяснил до конца, что они хотели построить. Новые антигравитационные двигатели? Без них нельзя было эвакуировать с Земли достаточно людей? Это наиболее логичный вариант, но я не могу понять, как можно было не назвать вещи своими именами. Вам нужно попасть в штуку, чтобы я понял штуку и создал штуку для нашей штуки, на которой мы все улетим, во что я никогда не верил. Окей, уболтал, черт языкастый, летим. Можешь еще раз листик проткнуть, а то я забыл, как червоточина работает.
И последнее – Земля в фильме «недостаточно мертва». Да, песчаные бури и гибель урожаев – это плохо, но когда выбор стоит между такой Землей и безжизненной каменной пустыней новой планеты, о которой ничего не известно, и где тоже, возможно, ничего не растет, логичнее остаться на Земле. Если бы они нашли райскую планету, некую Пандору, выбор был бы очевиден, а так не совсем понятно, куда они рванули. Мы можем достать тайны гравитации из сердца черной дыры, но не можем вылечить кукурузу?
Персонажи
Профессор Брэнд
Героиню Энн Хэтэуэй некоторые назвали недоработанной и пассивной, но у меня не возникло с ней особых проблем. Разве что за выспренний монолог о любви ей хотелось дать по голове ее же «Оскаром». Когда этот кот ученый женского пола сидит и поет оду любви – величайшей загадке вселенной, а в форточке за ее спиной видна черная дыра, сложно сдержать хохот.
И все же, ее можно назвать полноценным героем фильма, Брэнд хоть как-то влияет на историю своими решениями, а вот все остальные за исключением Купера с дочерью – откровенные статисты, до которых фильму нет никакого дела. Хорошо, к ним еще можно добавить робота. Хотя ТАРС сделали каким-то нарочито кавайным, чтобы точно всех растрогал. Робот из «Луны», честно говоря, все равно запомнился больше, хотя у него и не было такого интересного дизайна.
Профессор Брэнд старший
Майкл Кейн в фильмах Нолана скоро превратится в термин. Он появляется в каждом фильме режиссера и везде играет абсолютно одинакового «вспомогательного персонажа», который нужен, чтобы объяснять зрителю напрямую, что происходит, и служить стеночкой для главного героя, об которую можно почеканить диалог.
К слову, старение на двадцать с лишним лет некоторым в этом фильме далось ему на удивление легко. На смертном одре он вообще мало изменился, что несколько отвлекало. Негр, которого даже убили не первым, как обычно в кино, а вторым, за этот срок отрастил бороду, и на этом его старение остановилось. Я тоже хочу научиться так стареть.
Сын
Крайне любопытная личность. В первом акте, который писал Джонатан Нолан, сын выписан как нормальный персонаж второго плана. Купер не нянчится с ним, как с Мёрфи, потому что тот постарше и он – мужчина, который все понимает. Но чем дальше сценарий переходит в руки Кристофера, тем яснее становится, что ему на этого персонажа наплевать. Сначала он попросту перевирает его, когда тот ни с того ни с сего превращается в агрессивного психа и бьет доктора. Затем Крис попросту забывает про него.
В финале, когда Купер просыпается, он даже не спрашивает о нем. Пилот идет навестить дочь, а от нее – отправляется к профессору Брэнд. Где сын Купера, выжила ли его собственная семья – Нолана не волнует.
Мне вдвойне обидно из-за того, что я люблю Кейси Аффлека и надеялся увидеть интересного персонажа в его исполнении.
Alright, alright, alright…
Столь «чудесного спасения» не было в кино со времен «Искусственного интеллекта»: Купера спасли, Брэнд спасли и даже робота починили. Оставалось еще жену Купера клонировать из локона волос, спрятанного в ТАРС, и была бы полная идиллия. Не могу сказать, что концовка меня разочаровала, Купер обязан был повидаться с дочерью, иначе основная линия не замкнулась бы, но выглядело это странно. Как и то, что встреча, которую Мерфи ждала больше 70 лет, длится минуту, а потом она прогоняет отца. Иди, мол, папа, к любви всей своей жизни – вы провели вместе дай бог неделю, но смертельно обозлились друг на друга, ведь ее ошибка стоила тебе 20 с лишним лет жизни, которые мы не смогли провести вместе, а твоя ошибка стоила ей последнего шанса увидеться с любимым. Вы – идеальная пара. Идите попейте вина в кафе во Флоренции, пока ее мертвый папа одобряюще кивает вам из-за соседнего столика. Будет очень красиво, я такое в кино видела.
Когда я смотрю фильм, особенно претендующий на величие, я хочу увидеть что-то, что больше меня, нечто поразительное, выходящее за рамки моих представлений о космосе, о жизни, о человеческой фантазии. «Интерстеллар» обещал все это, но я не нашел в нем ничего подобного. Надеюсь, вам повезет больше.