Интерактивная «Бондиана»
James Bond 007 – первая игра по мотивам серии фильмов о Джеймсе Бонде – вышла в 1983 году. За создание этого сайд-скроллера отвечала компания Parker Brothers, издатель легендарной настольной игры «Монополия». James Bond 007 состоит из четырех миссий, каждая из которых посвящена отдельному фильму: седьмому Diamonds Are Forever (1971), десятому The Spy Who Loved Me (1977), одиннадцатому Moonraker (1979) и двенадцатому For Your Eyes Only (1981). Игрок здесь управляет не самим Бондом, а его многофункциональным автомобилем, способным передвигаться как по земле, так и по воде.
Четырнадцатый фильм A View to a Kill (1985) лег в основу двух обособленных игр. Первая – это экшен. А вторая – текстовая адвенчура.
James Bond 007: Goldfinger, вышедшая на домашних компьютерах в 1986 году, выступила в качестве продолжения адвенчуры A View to a Kill.
The Living Daylights стала первой игрой в серии, привязанной к конкретному фильму. За реализацию этого сайд-скроллерного шутера отвечало издательство Domark.
Live and Let Die не планировалась как часть игровой «Бондианы» и носила совсем другое название –Aquablast.
С выходом 007: Licence to Kill игровая серия о Джеймсе Бонде вернулась в прямое «киношное» русло. В игре, как и в фильме, главный герой преследует Санчеза, убийцу невесты Феликса Лейтера. Помимо шести сцен в Licence to Kill присутствует секретный уровень, по условиям которого игроку нужно убить MB за максимально короткое время.
В качестве основы для игры 1990 года издательство Domark использовало десятый фильм The Spy Who Loved Me, вышедший на широкие экраны в 1977 году. В этом top-down-шутере игрок управляет модифицированным Lotus Espirit. А к уже известным персонажам добавилось несколько новых.
По сути, Operation Stealth, также известная как James Bond 007: The Stealth Affair, частью игровой серии о Джеймсе Бонде не является. Из коммерческих соображений на территории США эту адвенчуру выпустили по лицензии, переименовав неизвестного агента ЦРУ Джона Глэймса в знаменитого Джеймса Бонда.
James Bond Jr. – еще один побочный продукт популярного Агента 007. Эта игра, как и анимационный сериал с таким же названием, повествует о Бонде-младшем, племяннике Джеймса Бонда, которого в 1967 году придумал писатель Р. Д. Маскотт.
А вот James Bond 007: The Duel примечательна, в первую очередь, тем, что не связана напрямую ни с фильмами, ни с книгами о Джеймсе Бонде. Последняя игра от Domark рассказала нам пусть и не суперувлекательную, но оригинальную историю и тем самым проложила путь будущим лицензиатам.
Миллионы фанатов Бонда считают GoldenEye 007 лучшей игрой из всех когда-либо вышедших в этой серии. Но если бы Rare в свое время не передумала делать рельсовый шутер, этот эксклюзив для Nintendo 64 легко мог бы не стать культовым.
Приключенческий экшен для Game Boy, вышедший в 1998 году, связан сразу с несколькими фильмами. Здесь вы встретитесь с такими персонажами, как Одджоб и Челюсти.
007: Tomorrow Never Dies – шутер от третьего лица со стелс-элементами, разработанный студией Black Ops эксклюзивно для PlayStation и изданный Electronic Arts. Игра покрывает события восемнадцатого фильма.
По третьему фильму с Пирсом Броснаном в главной роли EA тоже сделала игру. Но в связи с негативными отзывами в адрес 007: Tomorrow Never Dies решила больше не экспериментировать с жанрами и представила The World Is Not Enough как шутер от первого лица.
007 Racing, разработанная студией Eutechnyx, позволяет игрокам прокатиться на самых известных автомобилях Бонда под незамысловатый сюжет. К сожалению, успешной эту игру не назовешь, лишь очередной попыткой выехать на популярном бренде.
007: Agent Under Fire – первая игра для консолей шестого поколения (PlayStation 2, GameCube и Xbox) и четвертая в не связанной с фильмами и книгами линейке. Начинала она как The World Is Not Enough для PS2 и PC, но позже переквалифицировалась в полностью самостоятельный шутер. EA позиционировала его как кровного наследника GoldenEye 007, но повторить успех не смогла.
James Bond 007: Nightfire выступила в качестве продолжения Agent Under Fire, но уже не с «базовой» моделью, а с Пирсом Броснаном в роли Бонда. Критики похвалили игру за точную модель главного героя, но отругали за непродолжительность. В целом же Nightfire вышла удачной. Помимо сюжетной кампании здесь есть и мультиплеер.
James Bond 007: Everything or Nothing стала второй попыткой Electronic Arts перевести серию в жанр шутера от третьего лица. И, надо сказать, весьма удачная. Некоторые западные критики даже назвали ее одной из лучших игр о Джеймсе Бонде. Также стоит отметить, что Everything or Nothing – последняя работа Пирса Броснана как Агента 007.
GoldenEye: Rogue Agent не имеет никакого отношения к фильмам или культовой GoldenEye 007. В этой игре вообще нет Бонда, что делает ее спин-оффом, не следующим канонам серии. Rogue Agent рассказывает историю бывшего агента МИ-6, который теперь работает на злодея Голдфингера. В схватке с Доктором Ноу он лишился глаза и впоследствии получил прозвище GoldenEye. Отсюда, собственно, и название игры.
007: From Russia with Love стала последней игрой от Electronic Arts в серии. Но примечательна она другим. 007: From Russia with Love основана на одноименном романе 1957 года и фильме 1963 года. Также это единственная игра, в которой использовались внешность и голос Шона Коннери, первого актера, сыгравшего Джеймса Бонда.
GoldenEye: Source представляет собой модификацию для Half-Life 2, воссоздающую легендарную GoldenEye 007. Разработчики перекроили игру на новый лад, но при этом постарались сохранить ее дух. По мнению редакции Mod DB, им это удалось.
Сотрудничество между Джеймсом Бондом и издательством Activision началось с 007: Quantum of Solace, посвященной первым двум фильмам с Дэниэлом Крэйгом в главной роли – Casino Royale и собственно Quantum of Solace. На больших платформах игра была выполнена в жанре шутера от первого лица. А на PS2 и DS – в жанре шутера от третьего лица.
В отсутствие новых фильмов об Агенте 007 Activision пошла по уже проверенному своими предшественниками пути и выпустила игру с оригинальной историей – James Bond 007: Blood Stone. Сценарий к ней писал Брюс Фейрштейн, а движения снимались с участием каскадера Бена Кука, который заменяет Дэниэла Крэйга в опасных для жизни сценах.
Также в 2010 году Activision представила Wii-эксклюзивный ремейк GoldenEye 007. Вместо оригинального Броснана главную роль в нем сыграл Дэниэл Крэйг, нынешний Бонд. Но свое решение Activision объяснила просто: культовую игру нужно осовременить и сделать частью новой эры «Бондианы». По большей части, разработчики с поставленной задачей справились. Игра получила высокие оценки.
На волне успеха GoldenEye 007 для Wii издательство Activision решило пойти еще дальше и ровно через год, в 2011, выпустило на PlayStation 3 и Xbox 360 ремейк своего ремейка под названием GoldenEye 007: Reloaded. Новая версия разрабатывалась на новом движке с целью повысить качество картинки. Но чтобы повторить успех первоисточника, этого явно было недостаточно.
Последняя игра в серии – 007 Legends – разработана специально под 50-летний юбилей киношного Бонда. Одиночная кампания здесь состоит из нескольких миссий, каждая из которых отдает дань уважения конкретной эпохе и принадлежащему ей актеру. Goldfinger – Шон Коннери, On Her Majesty’s Secret Service – Джордж Лэзенби, Moonraker – Роджер Мур, Licence to Kill – Тимоти Далтон, Die Another Day – Пирс Броснан, Skyfall – Дэниэл Крэйг. Тем не менее, реализовать интересную задумку на качественно высоком уровне команде разработчиков Eurocom не удалось. Критики разгромили 007 Legends в пух и прах, не оставив Activision и шанса. Через несколько месяцев после релиза издатель снял игру с продажи, захватив с собой Quantum of Solace, Blood Stone и GoldenEye 007: Reloaded.
В феврале прошлого года руководство Activision отказалось от игр по лицензии, поэтому сказать наверняка, кто возьмет на себя ответственность за новую игру о Джеймсе Бонде, пока сложно. Но в том, что по «Спектру» кто-то да что-то сделает, я почему-то не сомневаюсь. Кевин Брюнер, один из основателей Telltale Games, уже изъявил желание поработать с Агентом 007.