«Иногда получать щелчки полезно» — Марк Авербух о войне студий в СНГ-киберспорте
Началось все с того, что комментатор студии WePlay! Алексей «yXo» Малецкий решил постримить «мейджор» по CS:GO, права на который принадлежали RuHub. В ответ на это сотрудник RuHub Виктор «GodHunt» Волков запустил неофициальную трансляцию турнира по Dota 2 от студии WePlay!. И все это, конечно, сопровождалось пикировками в твиттере между сотрудниками двух студий.
Причина разногласий — вольготные правила от Valve. Любой желающий может транслировать турниры при условии, что стример не извлекает коммерческой выгоды и не пользуются вставками с официальной трансляции (инфографика, картинка из кабинок игроков и т.д). Долгое время студии соблюдали негласное «джентльменское соглашение и не «пиратили» трансляции конкурентов.
В чем же тогда привлекательность таких пиратских трансляций? Ламповость! Комментатор на неофициальном стриме может позволить себе гораздо больше.
Тут могут быть и жесткие шутки, и мат, и общение с аудиторией. В общем, все то, с чего когда-то начиналось освещение турниров. Вот только студии, потратившие большие деньги на покупку прав, начинают терять аудиторию, а значит и деньги.
Марк «March3llo» Авербух рассказал нам, что эта история значит для всего СНГ киберспорта.
— Удивляет сам факт того, что двое действующих сотрудников WePlay! решили «пиратить». Разве руководители студий не проводят разговоры со своими сотрудниками на тему «пиратства», они ведь понимали, к чему это могло привести?
— Невозможно предусмотреть все ситуации. Уверен, что никто из руководителей студий не был в курсе амбиций и желаний двух сотрудников. Уверен, что беседа с комментаторами состоялась, а ее результаты мы узнаем завтра, когда стартует главная стадия «мейджора». Надеюсь, что коллеги сделали правильные выводы и это станет завершением данного, неприятного инцидента.
— Как тебе кажется со стороны, руководство WePlay! просто упустило эту инициативу сотрудников или изначально было не против?
— Как я уже сказал выше, невозможно все предусмотреть. Сложно сказать, уведомляли ли сотрудники студии свое руководство о том, что они собираются делать во внеурочное время. Я больше склоняюсь к тому варианту, что для руководства студии ситуация свалилась, как снег на голову.
— Верно ли, что в ситуации, когда сотрудники студий «пиратят» трансляции друг друга, проигрывают все участники рынка?
— Абсолютно верно. Когда на нашем рынке начинается подобная «возня» — это красноречивый сигнал о степени развития сцены. С другой стороны, в этом нет ничего страшного, потому что киберспорт молод и подобные ситуации должны становиться одними из драйверов взросления.
Ситуация неприятная, но не смертельная. Надеюсь, что она поможет всему сообществу стать лучше.
— Как ты думаешь, смогут ли студии выйти из этого порочного круга и прийти к мировому соглашению, или эта ситуация будет набирать обороты? И кто в данной ситуации должен сделать «первый шаг»?
— Я думаю, что первый шаг должен сделать тот, кто умнее. Кроме этого, я уверен, что Витя (GodHunt) не будет тратить свое время на дальнейшее «воспитание» студии WePlay!. В худшем для сцены случае ситуация просто будет спущена на тормозах.
Надеюсь, что руководство WePlay! пересмотрит свои взгляды на ситуацию, запретит своим сотрудникам транслировать чужие турниры и, тем самым, закроет проблему.
— Что в такой ситуации должна сделать Valve (если должна): запретить неофициальные трансляции турниров или вести более обстоятельные разговоры со студиями?
— Valve должна лучше проработать свою политику относительно прав на трансляции матчей турниров из DOTA2TV или GOTV. Необходимо точнее прописать пункты о том, что считается монетизацией чужого контента. Сейчас монетизацией считается только реклама своих спонсоров и брендирование в оформлении стрима, чем с удовольствием пользуются недобросовестные стримеры (используя баннеры под трансляцией, сообщения в чат-боте, голосовые упоминания и, наконец, рекламу самого Twitch). Это требует уточнения и прозрачного механизма, с помощью которого представитель турнирного оператора сможет быстро выключить недобросовестного стримера.
Стример это профессия, и, если человек будет знать, что, транслируя условный WePlay или Major, он ничего не заработает, с большой долей вероятности он заниматься этим не будет.
— Отразится ли подобная ситуация на отношении спонсоров и рекламодателей к студиям и к киберспорту как к рынку?
— Надеюсь, что нет. Ничего критичного не произошло, это обычная рабочая ситуация, когда один из молодых игроков, на молодом рынке повел себя некорректно по отношению к своим коллегам и получил щелчок по носу.
Иногда получать щелчки полезно, они возвращают тебя к реальности, при этом довольно гуманно.
Ухо топ, жду трансляций от него