Канобу — фильмы, сериалы, игры и другие современные развлечения
Читай нас
22 апреля в прокат выйдет криминальный триллер Гая Ричи «Гнев человеческий» (Wrath of Man) с Джейсоном Стэйтемом в главной роли. Это ремейк французского фильма «Инкассатор» (Le Convoyeur) Николя Бухриефа. Объясняем, почему «Инкассатора» — мастерски сделанную историю с двойным дном — нужно посмотреть перед тем, как идти в кино на новый фильм Ричи.
22 апреля в прокат выйдет криминальный триллер Гая Ричи «Гнев человеческий» (Wrath of Man) с Джейсоном Стэйтемом в главной роли. Это ремейк французского фильма «Инкассатор» (Le Convoyeur) Николя Бухриефа. Объясняем, почему «Инкассатора» — мастерски сделанную историю с двойным дном — нужно посмотреть перед тем, как идти в кино на новый фильм Ричи.

1. Это лучший представитель своего поджанра

Фильмы об охранниках бронированных машин с деньгами — целый поджанр криминального кино. Тут можно выделить и превосходный мини-сериал Юрия Быкова «Инкассаторы» (на мой взгляд до сих пор — лучшую работу этого режиссера), и культовый австралийский боевик 1978 года Money Movers, снятый Брюсом Бересфордом (в России картина вышла под названием «Развозчики денег»).

«Инкассатор» Бухриефа может поспорить и с той, и с другой работой — и выигрывает у них за счет наличия в фильме дополнительной смысловой нагрузки помимо собственно криминальной драмы.

2. Это настоящий культовый фильм, проигнорированный в свое время

Le Convoyeur вышел в 2004 году, но в прокате прошёл незаметно: у фильма практически нет отзывов в англоязычной прессе, нет ни одной премии и проката за пределами Франции. Общие сборы составили 2,6 млн евро при бюджете в 4,2 млн евро. Но несмотря на это, студия Miramax сразу приобрела права на съёмки ремейка: продюсеры как минимум увидели потенциал в истории «Инкассатора». Сейчас у французского «Инкассатора» очень солидный для жанрового фильма рейтинг в 6,7 балла на IMDb и блестящие отзывы зрителей.

Воскресить «Инкассатора»: разбираем «основу» фильма «Гнев человеческий» с Джейсоном Стэйтемом - фото 1

3. В фильме крайне необычный главный герой

Александр Демар (Альбер Дюпонтель) устраивается на работу инкассатором в весьма неблагополучную фирму. За последний год ее бронированные автомобили грабили трижды и убили всех сопровождающих этих рейсов. Каждый, пусть даже будничный выезд с деньгами — это напряженный триллер, каждую секунду которого все находящиеся в машине ждут нового (кажется, неминуемого) налета.

Демар — нетипичный персонаж. Это 50-летний, очень спокойный мужчина, которого из-за внешности и поведения сложно считать новичком в команде. То, как он взаимодействует с более опытными товарищами в офисах фирмы — само по себе очень интересный материал для психологического триллера. Кажется, что Демар не только не боится возможного налета, а наоборот ждёт его.

Воскресить «Инкассатора»: разбираем «основу» фильма «Гнев человеческий» с Джейсоном Стэйтемом - фото 2

4. В фильме интересно показана работа инкассатора

Когда дело доходит до выездов в банки и супермаркеты, зритель успевает прожить в синем бронированном фургоне с эмблемой компании целую жизнь. С Демаром выезжают водитель и напарник, у каждого у которых свои взгляды на то, как надо готовиться к опасным ситуациям. Выход из автомобиля напоминает экспедицию в открытый космос — везде скрывается угроза, а сумка с деньгами в руках у инкассатора привлекает всё внимание.

Сама профессия, сама ситуация создает напряженные моменты настоящего кино — даже тогда, когда с героями ничего особенного не происходит, и выезд действительно оказывается рутинным. Постоянные ограбления инкассаторов одной и той же компании заставляет задуматься о присутствии предателя. На фоне этого каждый выезд воспринимается как детектив, ведь и зрители, и герои пытаются по словам и жестам вычислить «крота».

Воскресить «Инкассатора»: разбираем «основу» фильма «Гнев человеческий» с Джейсоном Стэйтемом - фото 3

5. Настоящая мотивация героя раскрывается постепенно

Сценарий Николя Букриефа и Эрика Беснара — не производственный триллер. Он выполнен в традициях французских фильмов о настоящей мужской мести — в частности, картины «Зверь должен умереть» Клода Шаброля, о которой я рассказывал в нашей подборке.

В свободное от работы время Демар вдруг падает на бок и бьется в судорогах или напильником надрезает оболочку свинцового сердечника пули, чтобы сделать из нее жуткое орудие смерти, раскрывающееся в ране после попадания в тело врага. На стенах в его квартире висят портреты всех работников инкассаторской компании с комментариями об их привычках и личной жизни. Очевидно, что Демар пережил какую-то страшную трагедию, ответить за которую должен кто-то из его коллег.

Воскресить «Инкассатора»: разбираем «основу» фильма «Гнев человеческий» с Джейсоном Стэйтемом - фото 4

6. Художественные достоинства картины

«Инкассатор» — история обычного человека, который превратил себя в бездушную машину возмездия. Это тоже целый поджанр криминального кино. Но фильм Бухриефа выделяется и тут, прежде всего качеством режиссуры. Все эти приготовления показаны буднично, но вместе с тем они создают жуткую атмосферу неотвратимо надвигающегося противостояния, явно навеянную фильмом «Таксист» Мартина Скорсезе. Например, сцена, в которой Демар изготавливает на верстаке пули «дум-дум», запоминается не меньше, чем кривляющийся перед зеркалом Де Ниро или Сергей Бодров-младший, терпеливо отпиливающий ствол у охотничьего ружья в «Брате» Алексея Балабанова.

Авторы сценария не просто качественно прописали диалоги, они нашли интересный ход с мотивацией героя. Можно заподозрить, что Демар — друг или родственник кого-то из охранников, убитых при ограблениях машин компании. На самом деле его связь с ограблениями оказывается совсем иной. Поэтому герой воспринимается не как часть системы, пытающейся вывести на чистую воду «крота», а как карающая рука судьбы, настигшая всех виновных.

К работе Дюпонтеля тоже нельзя предъявить претензии: актер играет на полутонах и не теряет общей сдержанности даже в сцене эпилептического припадка. При этом очевидно, что перед нами не подготовленный супермен, «бывший спецназовец», а мужчина-неумеха, буквально ногтями и зубами вытаскивающий себя на тот уровень боевой подготовки, на котором он сможет дать достойный отпор тем, с кем ищет встречи.

Вердикт

В целом «Инкассатор» — образцовое кино, которое достойно внимания не только любителей криминального жанра и остросюжетных фильмов. В картине нет ничего лишнего, каждая деталь работает на образ, сюжет и атмосферу, а с правдивостью раскрытия повседневной жизни инкассаторов там спорит глубина мысли о непредвиденных последствиях любого преступления.

Американский ремейк находился в производстве с 2008 года и прошел множество вариантов сценария, писавшихся под разных актеров (была даже версия с женщиной-инкассатором, в которой должна была сниматься Шарлиз Терон). Посмотрим, что в итоге получилось у Гая Ричи — и сумели ли создатели «Гнева человеческого» сохранить или приумножить достоинства оригинального фильма.

Читай нас