Индустрия анонимов
Результат превзошел все ожидания. На мертвый, забытый крупными издателями, отданный на откуп болгарам и студии Telltale Games жанр собрали полтора миллиона долларов за два дня (Тим Шафер просил 400 тысяч, эту планку сборы взяли в первые восемь часов).
С одной стороны, в этом нет ничего удивительно - Тима Шафера и примкнувшего к нему Рона Гилберта (создатель Monkey Island) любят миллионы преданных поклонников, благодарных им за счастливое детство и прекрасные игры. Если бы таким образом деньги на альбом собирали Scorpions или скажем Metallica, итог был примерно таким же.
Только почему-то у Scorpions или Metallica и без Kickstarter нет проблем с деньгами. Не бедствует Стивен Спилберг, не ходит в Интернет просить денег Джордж Мартин, не создает стартапов Анджелина Джоли.
Ситуация парадоксальная. С одной стороны, игровая индустрия - командный спорт, у нас не так много звезд, у нас работают слаженные коллективы и каждая игра, как каждый гол, - результат сплоченной работы многих человек.
Но с другой, звезды у нас все-таки есть - Сигеру Миямото, Джулиан Голлоп, Сид Мейер, Хидео Кодзима. тот самый Питер Молинье. Звезда в кино, книгах или музыке - это своего рода бренд, у которого есть поклонники, готовые если не сходу тратить деньги на новое произведение, то хотя бы обратить на него внимание. Именно поэтому звезды и существуют - это относительно недорогой способ рекламы новых продуктов. Проще платить актеру десять миллионов долларов за фильм, чем вкладывать в промо двадцать-тридцать сверх бюджета.
А в играх звезда - это какое-то проклятье. Кто не ждет следующей игры от Сида Мейера или Хидео Кодзимы? Я готов не глядя купить новый проект Джулиана Голлопа, я с ним до сих пор не расплатился за все те вечера за Laser Squad и X-COM. Но издатели почему-то не хотят связываться со звездами.
Тим Шафер и Рон Гилберт - частный случай большой проблемы. Помните, как Сида Мейера с компанией и брендом продавали из рук в руки и он несколько лет не делал новых игр? Как у Джулиана Голлопа забрали X-COM и никто не хотел рисковать деньгами, вкладывая в его Laser Squad Nemesis (который был потрясающим, жаль, опередил свое время).
Игровая индустрия - индустрия промышленного искусства, комбайн, создающий прекрасное (и не очень) в невероятных масштабах, использующих труд десятков тысяч талантливых людей. Пусть это не Голливуд и не музыкальная индустрия, но любое искусство, пусть и массовое, в первую очередь зависит от таланта, а значит игровая индустрия должна быть индустрией талантов не в меньшей степени, чем кино или книжная.
Но у нас почему-то получается индустрия анонимов. Кто главный дизайнер Modern Warfare? Кто придумал потрясающий визуальный стиль Assassin’s Creed? Кто создал Diablo? Кто руководил разработкой World of Warcraft? Вы знаете актеров своих любимых сериалов и авторов любимых книг, почему вы не знаете, кто сделал ваши любимые игры?
Потому что вам никто никогда об этом не говорил. Рекламировать разработчика - хлопотное дело, он свободный человек и может в любой момент уйти. Продвигать бренд компании кажется куда более грамотным решением. Вот только это работает лишь пока компания занимается одним, максимум двумя жанрами. Пока Bioware делала только ролевые игры, ее бренд значил очень многое. Сейчас под этим брендом работает с десяток студий, разрабатывающих в том числе MMO и стратегии и теперь Грег Зещук или Рей Музика в титрах значат куда больше, чем логотип их орденоносной студии.
Как это ни парадоксально, продвигать разработчиков игр как селебрити рискуют пока только японцы - потому что в японской культуре не принято часто менять место работы и можно быть уверенным в том, что, скажем, Сигеру Миямото будет работать в Nintendo до выхода на пенсию.
Но вернемся к сбору денег Тимом Шафером на Kickstarter. Что это изменит? По большому счету - ничего, инди-разработчики и раньше использовали краудфандинг для своих проектов, а большие игры все так же проще оплачивать через издателя или инвестора. Сотрясения устоев ждать не приходится - хоть цифра в полтора миллиона за два дня и звучит впечатляюще, один World of Warcraft зарабатывает деньги быстрее, чем их собирают фанаты Double Fine.
С другой стороны, у индустрии анонимов появился шанс снова стать индустрией звезд. Крис Авелон полушутит о сборе денег на Planescape: Torment 2 и я буду в числе первых, кто перечислит ему свои кровные. Если Джуллиан Голлоп решится бросить работу в Ubisoft и сделать новый Laser Squad или правильный X-COM - фанаты с радостью его поддержат. Если компанию Сида Мейера в очередной раз продадут, ему не придется бездельничать, деньги на его проект обязательно найдутся.
Доброе имя и хорошая репутация в играх снова будут что-то значить.