17 октября 2013Игры
Обновлено 09.05.2015

Инди-спорт на замену большим симуляторам

Еще одна осень в нише спортивных игр проходит почти так же предсказуемо, как тот национальный турнир, где играют «Барселона» и все остальные. Новая FIFA штурмует чарты продаж, Konami сделали что-то не то, @[NBA 2K14](game:12819) играет на разогреве у виртуального баскетбола для нового поколения игровых систем, ну и привычные позиции занимает хоккей от EA. Все почти как всегда, но для тех, кто устал от застоя, мы подобрали несколько инди-симуляторов, которыми не стыдно разбавить привычный список, и пообщались с некоторыми из их разработчиков.
Еще одна осень в нише спортивных игр проходит почти так же предсказуемо, как тот национальный турнир, где играют «Барселона» и все остальные. Новая FIFA штурмует чарты продаж, Konami сделали что-то не то, @[NBA 2K14](game:12819) играет на разогреве у виртуального баскетбола для нового поколения игровых систем, ну и привычные позиции занимает хоккей от EA. Все почти как всегда, но для тех, кто устал от застоя, мы подобрали несколько инди-симуляторов, которыми не стыдно разбавить привычный список, и пообщались с некоторыми из их разработчиков.

New Star Soccer (PC, iOS, Android)

Инди-спорт на замену большим симуляторам - фото 1

New Star Soccer выглядит как очень бедный родственник Become a Legend из Pro Evolution Soccer, но не дайте картинке себя обмануть. Кустарное 2D рисует мир большого футбола, каким его до сих пор не могут показать EA и Konami. Вы не просто развиваете игрока, вы живете им, балансируя между карьерой и бытом. Например, автограф-сессия закрепит ваш авторитет в глазах фанатов, но пропустите из-за нее посиделку в баре –и можете потерять друзей. Реально существующие команды (Россия проработана вплоть до первого дивизона) заполнены выдуманными футболистами, но потеть на тренировках ради места в основном составе от этого ничуть не менее интересно. Сейчас доступна уже пятая версия игры. Мы связались с Саймоном Ридом, главой команды разработчиков, и обсудили все, что касается виртуального футбола.

Саймон Рид

Саймон Рид

Привет! Нельзя, конечно, сразу не спросить, что вдохновило на создание первого New Star Soccer и что заставляет регулярно его обновлять?

Саймон: NSS я начал делать в 2002, примерно в то время, когда фамилии вроде Бекхема гремели на весь мир. Мне всегда нравились футбольные симуляторы, но хотелось сделать что-то, что передавало бы ощущения конкретного звездного игрока, а не тренера. Была такая старая восьмибитная игра – Player of the Year, она-то меня и вдохновила. А больше ничего такого и не припомню.

Ты, наверное, играл в режим Become a Legend из Pro Evolution Soccer. Что о нем думаешь? Я вот считаю, что он был крутым в 2009, славным в 2010, приемлемым в 2011, а сейчас сплошное разочарование, потому что пять лет прошло, а нужной глубины этой части игры до сих пор не хватает. Например, игрок зарабатывает кучу денег, а потратить их может только на цветные бутсы.

Саймон: Да, что ЕА, что Konami следует сконцентрироваться на их режимах карьеры. Думаю, им нужно уже создать отдельные игры на том же движке, с теми же лицензиями, но с жирным акцентом на развитие отдельного игрока.

К разговору о футбольных симуляторах: какой ты больше предпочитаешь – PES или FIFA? Не знаю, как по миру, но у нас в России принято называть PES симулятором, а FIFA – аркадой. И это немного странно, потому что механика у игр более-менее похожа, и в каждой достаточно нажать одну кнопку, чтобы забрать мяч у противника. Ты как, согласен с таким разделением?

Саймон: Да по правде сказать, меня больше ни к одной из этих игр не тянет. Я был большим фанатом PES, в 2009-м перешел на FIFA, а недавно понял, что все это больше не привлекает. Не знаю, может, это потому что теперь я больше играю на мобильных платформах, а может, просто старым становлюсь. Но вот что хочу сказать. Версия Pro Evolution Soccer 2008 для Wii была очень интересной, и хочется, чтобы Konami и дальше шли именно в этом направлении. Думаю, такая система управления здорово подойдет планшетным устройствам.

Как по-твоему, в чем главная проблема нынешних футбольных симуляторов? Или никаких проблем нет, и светлое будущее виртуального спорта близко как никогда?

Саймон: Беда в том, что две компании держат за горло весь рынок консолей и сильно пытаются превзойти друг друга в плане «симуляции». В восьмибитной, в шестнадцатибитной эре у нас было по нескольку новых футбольных игр каждый год, и в каждой было что-то новое. Сейчас у нас только две игры. Они обновляются по нарастающей, каждый год становятся все сложнее и сложнее, обрастают лабиринтами меню. Тут не до инноваций.

Инди-спорт на замену большим симуляторам - фото 3

Идеальный футбольный симулятор всех времен – какой он?

Саймон: Ха! Ну, он пока что существует только в моей голове. Серьезно, у меня большие планы на New Star Soccer, думаю, он может стать лучшей футбольной игрой всех времен. Моя задача претворить это в жизнь. А если говорить о самом веселом футбольном симуляторе… пусть это будет Kick Off 2.

Вернемся к New Star Soccer. Сколько человек над ним работает?

Саймон: Предыдущую версию я создал практически в одиночку, помощь потребовалась только для создания графики и при сортировке данных по командам. В прошлом году ко мне присоединились Мартин Браун и Пол Килберн – они отвечают за производственный и экономический процессы. Марк Болдуин работает с комьюнити, делает большую работу в плане пиара. И, наконец, в последние месяцы я заручился поддержкой FourDoorLemon, который прикрутил к игре штуки вроде системы аналитики или поддержки других языков – русского, например. Благодаря всему этому я могу сконцентрироваться на крутых нововведениях и разработке следующих версий.

А планы на NSS 6 у тебя есть? Или в пятой части есть много того, что еще нужно улучшить? В любом случае, каких нововведений нам стоит ждать?

Саймон: О, на шестую часть у меня куча планов. Надеюсь, скоро все сдвинется с мертвой точки. Хочется проработать каждый аспект, хочется сделать так, чтобы игра еще сильней развлекала. Тем не менее, я продолжу работать над нынешними версиями для мобильников и PC, так что в ближайшее время будет крупный апдейт, или даже несколько.

И давай о твоих личных предпочтениях. Какую футбольную команду поддерживаешь? И – раз уж у нас тут русскоязычное сообщество – знаешь ли ты что-то про российскую сборную или, может быть, клубы? Не считая той шутки про «kerzhakoved», конечно.

Саймон: Ну, я фанат «Тоттенхема», так что недавно смотрел их матч против «Анжи». Вся эта история с переходами Виллиана – та еще дичь, конечно. Но помимо встреч наших команд в Лиге Чемпионов и на европейском уровне в целом, мы в Англии почти ничего не знаем о русском футболе. Хотелось бы однажды посетить вашу страну, посмотреть на игру вживую.

The Hockey Experiment (iOS)

Инди-спорт на замену большим симуляторам - фото 4

Спортивные игры стали слишком серьезными. Нет больше динозавров на поле(как в PES 6), пламенных мячей (как в FIFA 2002 World Cup), никто не взлетает под потолок (как в NBA Jam), и чтобы с переменным успехом играть в новую итерацию старой механики, нужно заучить по меньшей мере десяток хитрых комбинаций. В этом плане карикатурный хоккей для iOS делает маленькое, но важное дело – развлекает без лишних проблем. Он прост в управлении, не требует досконального знания NHL и отдален от реальности, почти как игры серии Nekketsu. Смешные хоккеисты рассекают по льду, собирают, простите, бонусы, окружают себя грошовыми спецэффектами, и все это безобразие родом из восьмибитного детства держится на двух кнопках и практически полном отсутствии физики. Все просто, наивно, и, одновременно с этим, весело, как Blades of Steel на NES. Что-то подобное сегодня себе позволяют только спортивные игры Nintendo.

Full Ace (PC)

Инди-спорт на замену большим симуляторам - фото 5

С играми про любимый спорт Бориса Ельцина в последнее проблемы. В отличие от хоккея или футбола, у виртуального тенниса нет регулярных серий. Выпуски Top Spin появляются раз в сто лет, Virtua Tennis – немного чаще, но почти не меняются годами, так что интересующимся лучше пройти в скромную Full Ace. Несмотря на графику десятилетней давности, здесь есть правдоподобная физика, большой набор режимов и полноценный редактор игроков, с помощью которого можно навести порядок в списке насквозь выдуманных фамилий. Смущает одно: с выхода последнего обновления прошел уже почти год.

Boxing Manager Game (Android)

Инди-спорт на замену большим симуляторам - фото 6

Россия, как известно, страна диванных специалистов. Здесь каждый второй знает, кого из нападающих ставить на матч с Азербайджаном, и каждый третий готов занять место главного тренера. После боя Поветкина и Кличко выяснилось, что бокс в России любят почти сильнее футбола, и если вы поддались массовой истерии, но обделены желанием или физическими данными, то почему бы не воспитать своего Ивана Драго? Boxing Manager Game – как раз про это. По исполнению игра похожа на старые версии Championship Manager, а в качестве источника вдохновения разработчики называют, внимание, World Championship Boxing Manager с Commodore Amiga.

Basketball Pro Manager (PC)

Инди-спорт на замену большим симуляторам - фото 7

Несмотря на очевидную популярность, баскетбол почти обделен играми про менеджмент. Подобные режимы есть у NBA 2K и NBA Live, но там больше внимания уделено непосредственно матчам, чем тщательной подготовке к ним. У тех, кто желает покорить НБА, стоя на краю площадки в пиджаке и галстуке, выбор в действительности небольшой – World Basketball Manager или скромный, но амбициозный Basketball Pro. «Канобу» связался с разработчиком Виктором Да Коста, чтобы выяснить, как маленький личный проект стал серьезной игрой и почему компьютеры тормозят развитие жанра.

Виктор Да Коста

Виктор Да Коста

Привет, Виктор! Традиционный вопрос: с чего все началось?

**Виктор:**Я вырос в Виши, и пару лет назад тамошняя баскетбольная команда играла в Pro A, высшем дивизионе Франции. Как и все дети после 1998-го (год Чемпионата мира, который выиграла Франция – прим. редакции), я много играл в футбольные симуляторы, пока однажды не переключился на баскетбол. При этом найти игру, в которой были бы европейские команды, было невозможно. Да, были крутые игры про NBA, но я предпочитаю защиту нападению, я люблю европейский баскетбол и местную команду, конечно. Когда я открыл для себя Football Manager, то сказал себе: если никто не делает амбициозную игру про баскетбол, придется сделать ее самому.

У меня куча идей о том, как сделать BPM лучше, и комьюнити много чего подсказывает. Мы постоянно общаемся с профессиональными тренерами – ищем новые идеи, добавляем реализм. В общем, делаем все, чтобы нашу игру считали за эталон.

Правда, что первую версию BPM ты сделал в одиночку? Сколько людей в команде разработчиков сейчас?

Виктор: Да. Поначалу я даже не хотел, чтобы об этом все знали. Хотелось, чтобы игру сравнивали с остальными на равных, чтобы журналисты с игроками не говорили что-то вроде: «Получилось так себе, но эй, игру сделал всего один человек, так что на самом деле она хорошая». Я самостоятельно сделал две первых версии, но не работал над базой данных. Нельзя сделать хорошую игру такого жанра без хорошей базы данных, так что нам нужно было как следует поработать с информацией. За последние пару лет мои друзья Йоанн и Кевин в этом плане проделали огромную работу. Ну и волонтеры, конечно, помогали.

Сейчас у нас семь человек: четыре разработчика, один дизайнер и два редактора базы данных. Плюс все те же волонтеры. Мы оформили компанию по всем правилам, и в следующем месяце надеемся расширить штат, чтобы усилить процесс разработки.

Sports Interactive, создатели Football Manager, тоже говорят, что у них есть куча волонтеров, которые записывают имена игроков, помогают со статистикой и всем таким.

Виктор: Конечно, это помогает. Мы просим сообщество помочь с теми или иными чемпионатами, особенно в Восточной Европе. Йоанн и Кевин не только работают с базой, добавляют в нее игроков и команды, но и координируют работу волонтеров. Вообще, расширение базы – наш приоритет в ближайшие месяцы. Хочется поблагодарить тех, кто нам безвозмездно помогает – в том числе людей, которые шлют нам отчеты по багам, предлагают что-то или выступают с критикой. Они – залог развития серии, и в дальнейшем мы хотим поддерживать с сообществом самые тесные отношения.

Инди-спорт на замену большим симуляторам - фото 9

Раз уж заговорили про Football Manager. Название достаточно известное, игры выходят отличные. Ориентируетесь ли вы на них во время разработки? Или у BPM свой собственный путь?

Виктор: Трудно, конечно, избежать сравнений с FM, хотя у нас тут и другой вид спорта. Сериалу, про который мы говорим, уже двадцать лет, реализм там выше всяких похвал. Football Manager для нас не только пример, но и цель. Sports Interactive не прямой конкурент, но хочется превзойти их в плане реализма в ближайшие несколько лет. Мы понимаем, как сильно отстаем, понимаем, насколько нелегко это будет, но если мы хотим, чтобы BPM стал моделью для подражания, бояться Football Manager не нужно.

С другой стороны, у нас есть много того, о чем игры такого плана обычно умалчивают. Например, женские команды, подробная тактика (позиция и действие каждого игрока в определенный момент времени), плюс объединенные в одной игре команды из Европы, НБА и американских университетов.

Нужна ли спортивным менеджерам крутая современная графика, тесселляция с шейдерами, или хватит олдскульных 2D-фишек вместо игроков? Вообще, сможешь назвать главную проблему современных менеджеров?

Виктор: И да, и нет. Я думаю, что фанаты таких игр предпочитают двухмерную графику. 2D точнее, к тому же, часто бывает так, что вместе с переключением на трехмерный режим с экрана пропадает часть важной информации. С другой стороны – «крутая современная графика» может привлечь новых игроков, которые привыкли к картинке из FIFA, PES и NBA 2K.

Главная проблема, думаю, в мощности компьютеров. Спортивные менеджеры используют огромные базы данных, с тоннами игроков, команд, чемпионатов, но средний компьютер всего этого сразу не выдержит. Например, мы добавили в игру университеты США. Это где-то 330 команд, 170 игр раз в неделю – да это почти пятнадцать чемпионатов за раз! Даже в футбольных играх вы не можете загрузить десять лиг за раз. Приходится хитрить, чтобы загрузка не затягивалась. Алгоритмы, искусственный интеллект – все это дает отличные результаты, жизненную статистику, но обработка занимает кучу времени.

К чему готовиться тем, кто ждет BPM 2014? Собираетесь увеличить число лиг, например?

Виктор: Мы много чего обновили и добавили. Например, пять женских лиг, команды университетов США, новую систему контрактов. Также переделали весь интерфейс и подкрутили AI. В общей сложности у нас будет 10 000 игроков, 35 чемпионатов, плюс три чисто европейских состязания.

Как поклонник баскетбола, ты предпочитаешь NBA 2K или NBA Live?

**Виктор:**Мне очень понравилась NBA 2K12, но с тех пор у серии не было особых подвижек в плане геймплея – а его я ценю больше, чем графику. Хотя картинка в NBA 2K14, конечно, отличная, нет больше спортивных игр, которые выглядели бы так же круто. Да, есть FIFA и PES, но там много проблем с атмосферой на трибунах и футболками игроков. Сильно жду NBA Live. Серия брала перерыв на пару лет, теперь возвращается, и здорово, что у нас будет две баскетбольных игры, которые попытаются друг друга превзойти.

Две завершенных игры и еще одна в разработке – это можно назвать успехом. Дашь какие-нибудь советы начинающим разработчикам?

**Виктор:**Я начал разработку, когда был студентом, занимался ей в свободное время. Почти все называли меня чокнутым, говорили, что невозможно делать такое в одиночку и не забивать на учебу. Думаю, главный совет, который я могу дать – верьте в свои идеи.

**Текст и интервью:**Сергей Колокольников

Комментарии 18
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
Damphil
Damphil
Здорово. Жаль что на телефоны.. мне жаль, т.к. ими не пользуюсь
accujazz
accujazz
На мобилках еще есть Stickman Tennis https://play.google.com/store/... 
accujazz
accujazz
Я предвзят, но материал супер, оч. интересно.