Игры для детей и подростков: что нужно знать, чтобы провести время с пользой и избежать зависимости
Геймеры в кино — это почти всегда неопрятные одинокие затворники, питающиеся бутербродами и газировкой. Неудачники, променявшие амбиции реального мира на сладкие грезы виртуального. В реальности — они вокруг нас: каждый пятый россиянин играет в видео игры, их доля выше среди взрослых до 24 лет и еще выше среди детей и подростков
При этом, геймерство социально неодобряемо. Лишь один из четырех, участвующих в опросах, видит в играх пользу: развитие логического мышления, скорости реакции и снижение стресса. Около половины респондентов называют игры вредными или бесполезными.
Это распространенное заблуждение, говорит Михаил Пименов, директор по разработке образовательных программ факультета игровой индустрии и киберспорта Университета «Синергия». Современные игры, по его словам, не только имеют художественную ценность и не уступают по сложности сюжета и эмоциональному вовлечению книгам и кинофильмам, но позволяют развивать навыки, строить карьеру и социализироваться.
«Сфера интерактивных развлечений, которая раньше воспринималась как хобби стала полноценным фундаментом для карьерного роста». Киберспорт развивает и тренирует интеллектуальные и физические способности использовать информационные и коммуникационные технологии. «Есть беспилотники, робототехника, симуляции — это не будущее, это уже реальность», — говорит Пименов.
Кроме этого, по его словам, игры удовлетворяют три ключевые потребности: «Первое, это автономия — потребность человека чувствовать, что он сам контролирует свою жизнь. Второе — это компетентность, когда ощущаешь, что успешен и эффективен, и что бы ни делал, у тебя получится. И наконец, потребность человека быть связанным с другими людьми».
Игры могут быть особенно полезным для детей, у которых есть проблемы с речью или социализацией.
«Моя сестра Даша не говорила до 5 лет, а когда начала — у неё были серьёзные проблемы с речью, — рассказывает Мирослава Валькевич, менеджер по развитию бизнеса в Mail.Ru Group. — Слова совсем не получалось выговаривать, даже простые, вроде „собака“. Она расстраивалась и в какой-то момент совсем перестала пытаться, потому что „всё равно ничего не получится“. Тогда я скачала на телефон раннер про зайчика и показала ей. Она попробовала — не получилось, снова расстроилась. Я рассказала, что у меня тоже не получалось, но я пыталась снова и снова, и наконец прошла первый уровень, после чего отдала ей телефон. Вскоре она уже кричала на всю квартиру: „Хаха, я так просто не сдамся!“. Она снова пыталась выговаривать слова. К логопеду всё равно пришлось ходить, но у Даши больше никогда не опускались руки, если что-то не получается».
«Игры улучшают навыки коммуникации, — говорит Алексей Герасимович, директор по исследовательской работе в игровой компании Wargaming и отец пятерых детей. — В современных играх очень много того, что играется вместе. Мои дети много играют друг с другом и друзьями, в том числе и заграничными (у них нет проблем с английским). Они много общаются — это хорошо. А, во-вторых, они учатся работать сообща».
Тринадцатилетнему Тимофею, говорит Герасимович, в детстве трудно давалась игра в команде: «Он делал то, что ему хотелось, не командный был игрок. Играя, он учится понимать, что иногда командная цель важнее, чем твой личный интерес. И у него это получается».
Игры помогают детям и подросткам выстроить отношения не только со сверстниками, но сблизиться с родителями. Как и другие виды искусства могут поднимать самые разные темы и быть поводом для общения ребенка и родителя.
«Я не очень хочу играть с ней в куклы, но я с удовольствием поиграю с ней в приставку», — Святослав Торик, эксперт по видеоиграм в Wargaming, с шестилетней дочкой любит обсуждать сюжетные повороты в играх: «Что-то происходит и мы обмениваемся мнениями: „Как ты считаешь, что будет дальше?“».
Семилетняя дочь Катерины Флоринской, игрового локализатора, разделяет увлечение играми с другими членами семьи: «По сети играем каждый за своим компом: устраиваем семейные сессии в Donʼt Starve и в „Червяков“. Когда кто-то из семьи далеко, это просто спасение и повод общаться долго. С семилеткой сложно говорить по телефону просто так, а тут можно висеть час на связи».
Время, проведенное с детьми за совместными увлечениями, окупится в будущем доверительными и близкими отношениями, уверен игровой журналист Александр Кузьменко. По его словам, главная ошибка, которую он видел на примере других родителей, это использование игр как способ успокоить ребенка, «отвязаться от него»: «А черт, орет, достал. Вот ему планшет с говорящим котом, ок, там донатилки, сейчас отключим интернет».
Кузьменко призывает ответственно относиться к подбору игр и приучать к ним постепенно, но с того возраста как ребенок начинает проявлять к ним интерес: «Если вы детям не расскажите, что такое игры, они поймут это без вас. Так что лучше пусть они пройдут этот путь с вами».
Как выбирать игры
Дети начинают интересоваться играми довольно рано, говорит Кузьменко. Отец двух дочерей, Риты (5 лет) и Томы (8 лет), он считает, что родители должны стать кураторами игр для своих детей и «подсовывать им только самое лучшее». Например, он призывает отказаться от условно-бесплатных игр на мобильных устройствах: «Ребенка нужно оградить от методов воспитания великовозрастного донатера. Цель таких игр подсадить на павловский крючок». Альтернативой играм с механикой вида «извините, котик не будет говорить, если твоя мама не вставит рублик вот сюда, приложите карточку», могут быть игры, созданные для приставок и консолей. Например, Mario. «Классические механики, изобретенные в 70-80 — они о преодолении себя, достижении чего-то, эскапизме наконец». Главные герои таких игр исследуют новые миры.
Флоринская также советует обращать внимание на сюжет, можно ли пройти игру и закончить.
«Не стоит заставлять играть ребенка в игры, которые по-вашему ей подойдут или не подойдут, но спрашивайте ребенка, интересно ли ей будет поиграть в игру про то-то и то-то. Относитесь к ребенку с уважением», — советует Святослав Торик. Его шестилетняя дочь любит игры с единорогами и принцессами. Хотя сам он работает в компании, известной, главным образом, из-за игры про танковые бои.
Возрастной рейтинг игры может быть подспорьем родителям, но не стоит воспринимать его как догму. «Если есть возможность, я всегда поищу, почему игре присвоен тот или иной рейтинг возрастное ограничение», — говорит Торик. Дочери он может разрешить игры 12+, если они ей интересны.
Ограничения зависят от реакции самого ребенка. «Моя дочь, например, спокойно относится к тому, если персонаж получит какое-то увечье или ранение», — говорит Торик. Рейтинг 12+ уже допускает ненатуралистичное описание жестокости, ранений и гибели персонажа.
Игры, которые привлекательны для подростков, часто содержат бо́льшую степень жестокости. При этом, как правило, неоправданное насилие в играх наказывается.
Возрастные критерии всегда приблизительны, считает Герасимович, но примерно в 14-15 лет у ребенка уже формируется взрослая личность, он может отличить выдумку от реальности и родительские ограничения и контроль могут быть неэффективны и даже привести к обратному эффекту: «Это не значит, что я оставляю все на самотек, мы обсуждаем, что это за игра, что в ней делается и почему. Если речь идет о зомби-апокалипсисе, понятно, что зомби надо отстрелять, чтобы они не съели людей». «Жуткое насилие и расчлененку» Герасимович детям не разрешает.
Научные исследования о влиянии жестокости в играх на жестокость в реальной жизни, несмотря на популярность темы, неоднозначны, говорит Пименов. Он приводит в пример американский «Отчет Генерального Хирурга» 1972 года, как начало медиакампании против игр, когда общественное внимание и ответственность за насилие в реальной жизни были смещены с социальных проблем на жестокие медиа.
При этом, если краткосрочный эффект агрессивных игр можно считать более-менее доказанным (эмоциональная возбудимость, повышение уровня агрессии, снижение эмпатии сразу после игровой сессии), то долгосрочные эффекты все еще предмет научного спора (вот исследование о негативных эффектах насилия в играх, а вот критика этого исследования).
Как правило, к актам насилия приводит целый ряд факторов, в первую очередь окружение, говорит Пименов, но с этим разбираться долго и сложно, проще обвинить один единственный фактор — игры. «Если мы все запретим, станет все хорошо, но все на самом деле останется точно также». Несмотря на то, что жестокие игры не исчезли с прилавков, уровень преступности в США снижается на протяжение последних десятилетий.
Когда игры уже проблема
В 2018 году Всемирная организация здравоохранения внесла зависимость от видеоигр в новейшую редакцию Международной классификации болезней. Американская психиатрическая ассоциация пока к расстройствам относит только зависимость от азартных игр. Тем не менее, и в выпущенной ей диагностическим и статистическим руководством по психиатрическим болезням (DSM-5) есть перечень симптомов, которые могут помочь диагностировать зависимость (для диагноза нужно иметь пять или более симптомов в течение одного года):
- невозможность/нежелание думать о чем-то другом, кроме игр
- плохое самочувствие при невозможности поиграть
- желание проводить все больше и больше времени за играми, чтобы почувствовать себя лучше
- невозможность остановить игру или играть меньше
- нежелание заниматься другими занятиями, которые раньше доставляли удовольствие
- проблемы в школе, на работе и дома из-за игр
- продолжение игры и игнорирование проблем
- необходимость скрывать количество часов, потраченных на игры
- использование игр для облегчения негативных эмоций и чувств
Когда игра становится самоцелью существования — это тревожный симптом, говорит Михаил Пименов, но причину зависимости нужно искать в первую очередь в окружении человека, а не в играх.
Зависимость — это компенсаторное поведение, которое позволяет справиться с проблемами путем ухода в комфортную среду, но важно понять, почему человек замыкается, что в его окружении и действительности толкает его к уходу от реальности. «Привязанность к играм — это симптом проблемы, а не ее очаг», — считает Пименов.
«Я играл в игры с четырех лет, — Александр Хитров, главный редактор игрового издания CQ.ru вспоминает, как уже будучи подростком, проиграл трое суток во Front Mission 3. — Я вставал сделать себе бутерброды с соком, и два или три раза спал по несколько часов».
Родители Хитрова много работали и не могли уделять время сыну. В классе восьмом, делится он, был период, когда ему стала скучна реальная жизнь: гулять с друзьями, сидеть в подъездах и слушать «Многоточие». Сhrono Cross c невероятным для своего времени количеством персонажей (более 40) стала самым ярким впечатлением того периода: «Когда я засыпал, я перемещался в мир игры. И те персонажи обретали голоса знакомых. Я жил в этих снах пару недель. Я плохо помню тот месяц реальной жизни, но хорошо запомнил события, случившиеся со мной во снах».
Тем не менее, периоды увлечения были краткими, и никогда не мешали учебе: «Школу я не прогуливал, и в целом, не жалею. Мне игры больше дали, чем забрали».
Для себя Хитров использует метод «Помодоро», который помогает переделать все важные дела. Согласно методу, отрезки работы меняются с периодами отдыха, например: после 25 минут сфокусированной работы, следует перерыв в 5 минут, в которые обязательно нужно отдыхать — например, встать из-за компьютера и пройтись по комнате. После четырех рабочих сессий можно сделать длительный перерыв — от 30 минут до часа, и при желании наградить себя игрой или обедом.
Метод оказался рабочим и при воспитании ребенка. «Дети любят правила и четкое расписание. Об этом пишут и говорят все психологи», — говорит Хитров. «В первые дни, после начала дистанционного обучения, мы с ребенком делали уроки до 8-9 вечера. Вероника [жена] увидела, как я работаю, и ввела такую систему». Восьмилетний Илай учится отрезками по двадцать минут, а потом столько же отдыхает, при этом электронные развлечения (игры и мультфильмы) разрешаются только раз в одну из четырех или пяти пауз: «Уроки стали делаться за три часа максимум вместо шести-семи».
Александр Зезюлин, лидер рабочей группы Национальной технологической инициативы GameNet и руководитель отдела исследований и разработки Wargaming, тоже столкнулся с игровой зависимостью: «Лет двадцать с небольшими перерывами, мне требовалось минимум 30-40 часов игрового времени в неделю. Поиграй я меньше — тут же появлялись раздражительность, агрессивность, депрессия. В целом, набор симптомов, достаточно похожий на то, что пишет об игровой зависимости Американская ассоциация психиатров. Сейчас этот объем времени сократился примерно вполовину, а желания провести в игре ночь с пятницы на понедельник не появляется вообще».
По его словам, ему минимизировать негативные эффекты увлечения помогли материалы об игровой зависимости и профессиональный интерес к играм: «Когда начинаешь разбираться в том как все устроено, механизмы вовлечения и удержания, заложенные мудрыми геймдизайнерами, действуют не так эффективно».
Это очень пугает, когда кажется, что в жизни ребенка нет ничего другого, кроме компьютера, делится родительским опытом Герасимович. У него пять детей, но только старший сын Тимофей (13 лет) проявляет интерес и к играм, и к разработке, в том числе учит программирование и создает уровни для любимых игр. «Каждый раз, когда мне приходят эти мысли в голову, я начинаю вспоминать себя. В какой-то момент, я тоже все время хотел сидеть за компьютером, я мог сидеть за ним по 20 часов в сутки, да играя в игры, но делая что-то еще, и это стало моей жизненной профессией. Я выстроил очень неплохую карьеру».
Важно понять, считает Герасимович, что за играми видит ребенок: «Если он хочет сидеть играть и ни о чем не думать — это одно, но в своем сыне я вижу, что это не так, он пытается делать моды, начал изучать несколько языков программирования, и он видит свое будущее в этом». Жестким ограничениям, Герасимович предпочитает общение: «Да, важно, чтобы ребенок не зацикливался. Возможно, стоит вытаскивать его периодически на улицу, но не так, что выпихивать и пусть делает там, что хочет, а выезжать с ним вместе на природу, чтобы он чувствовал, что мы семья, а не так, что я забрал у него то, что ему интересно и оставил его ни с чем».