«Игры больше, чем Навальный и Путин». Интервью с Гаджи Махтиевым
Ты говорил, что бизнесмен из тебя так себе. В 2009-м ты купил Worldgames, Gameslife и OGL, объединил их в группу Kanobu Network. Сайты закрылись. AG ты потом тоже купил и тоже убил. Вопрос — почему из всех твоих проектов выжил только «Канобу»?
Изначально в 2008 году была принята концепция, как сейчас модно говорить, «анбандлинга». Worldgames рассматривался как сайт для аудитории браузерных игр, Gameslife — для PC, OGL — для MMO, а «Канобу» — для консольных. Игровая индустрия развивалась очень быстро и к 2011 году предыдущая концепция уже сильно устарела и я принял решение «гасить» все сайты кроме «Канобу». Они выполняли роль донора, пока не истощались. Дольше всех продержался OGL.
А AG?
А с AG совсем другая история, которую я до сих пор не считаю законченной. Покупался AG у «Вымпелкома» в декабре 2011 года с такими вводными:
- Сделка должна закрыться до Нового года (до конца 11 года).
- Если сделка не состоится, мы закроем AG. В рамках большого «Вымпелкома» AG был незаметным и непрофильным активом, который был жутко убыточным.
- Мы хотим столько-то денег и не собираемся торговаться. Если не устраивает, смотрите предыдущий пункт.
Зачем «Канобу» нужен был AG? Чтобы «Канобу» остался сфокусированным на медиа, а AG стал сервисным, основываясь на своей большой базе игр. 85% трафика AG приземлялось именно на нее.
«Канобу» запускался как соцсеть для геймеров. В 2013-м менеджмент переобулся и превратил его в сайт с упором на редакционный контент. Почему?
В момент запуска «Канобу» в паблик (2008 год) социальные сети были актуальны. Мы считали, что сможем объединить геймеров в одно большое комьюнити. Идея была сырая и «Канобу» в период до 2012 года находился в полупозиции. В 12-м мы решили, что достигли потолка, и сделали ставку на команду, занимающуюся контентом, визуал и редактор (как инструмент). Нам сильно нравилось, что делает Vox Media вообще и Polygon в частности, который был в тот момент глотком свежего воздуха среди «айджиэнов», «еврогеймеров» и «геймспотов». Я про картинку прежде всего.
В России среди игровых медиа вообще не на кого было смотреть. Все было одинаково плохо. Правда, с релончем в марте 2013 года мы облажались. Не учли много чего и сильно просели по трафу. Пришлось год потратить на то, чтобы починить примерно все.
Ну вот есть «Геймер.ру», который ты очень любишь приводить в пример. Дешево, сердито, тоже соцсеть. КПД — безумный, затраты на контент — минимальные. Если бы была возможность откатить время назад, ты бы сегодня продолжал заниматься медиа с редакцией или ушел делать дешевый UGC с успешной монетизацией?
Я привожу «Геймер» в пример как вариант «парковки» своего сайта, который был изначально так хорошо заточен под поисковой траф, что сейчас уже долгое время едет на ободах, не сильно отставая от таких сайтов, например, как «Гоха», «Игромания», «Геймбомб», «Лукэтми». При существенно меньших затратах. Причем изначально «Геймер» стартовал очень громко и пафосно. Бюджет (более ляма баксов), крутой URL, курс на превращение в издательство. «Канобу» запускался чуть позже «Геймера» и на короткой дистанции мы упорно смотрели друг на друга. Но оказалось, что мы бежим марафон, а «Геймер» — стометровку. Да и не только «Геймер», но и куча других сайтов, которые пейзажем мелькнули за окном и канули в Лету.
Возвращаюсь к твоему «если бы была возможность». Ну вот сегодня я не занимаюсь ни медиа, ни UGC. Сейчас операционно управляет компанией Всеволод Киров. Я отошел от дел «Канобу», хотя и бываю на сайте и в рабочих чатах каждый день.
Мы с Лешей Горностаевым [бывший директор по продукту «Канобу»] делаем сервис. Я покупал AG, чтобы он стал сервисом. В тот период не сложилось. 7 лет я эту идею вынашивал и с осени прошлого года мы ее начали реализовывать. Скоро мы выйдем с проектом в паблик.
И как оно, жизнь в отрыве от «Канобу»? Вот «Ла-ла Ленд» смотришь, в твиттере его в прямом эфире комментируешь. И чего, тебе стало спокойнее?
Ты даже не представляешь, насколько я все еще внутри. Передача дел не происходит по щелчку пальцев. Это процесс. Надеюсь, что до осени я отойду, а потом уже расскажу тебе — как оно.
У тебя интересный бэкграунд, который ты нигде особо не светишь. Дипломатическая академия при МИД РФ, истфак дагестанского госуниверситета. С работой тоже занятно: ты был и пиарщиком игровой студии, и замом руководителя пресс-службы Минпечати, и директором по связям с общественностью Федерации интернет-образования. Как ты оказался у руля игрового медиа? Как убедил братьев Либерманов инвестировать в твой проект?
Внутри студии «Сибилант» я столкнулся с незрелостью игровых медиа. Были журналы («Навигатор», «Игромания», «Страна Игр») и форумы («Гоха», AG, «Стопгейм»). И если в журналах чувствовалась школа и редакторская рука, то форумы и, как следствие, сайты были во власти аудитории, где-то с меньшим эффектом, как в AG, где-то с большим, как на «Гохе». Я решил делать свое медиа про игры. Мои друзья Даниил и Давид Либерманы не только поддержали меня, но и придумали само название «Канобу» (от КАмень-НОжницы-БУмага). Когда Даня мне позвонил и предложил это название, я на машине сворачивал с Ходынки на Ленинградку и сразу сказал: Да, оно крутое!»
Основатели «Сибиланта» — Даня, Дава, Женя, Аня, Маша — стали не только моими коллегами, но и друзьями по жизни. Так что создание нового совместного проекта было приятным и органичным. Многие не советуют делать бизнес с друзьями. Не хочу никого переубеждать, но у меня только положительные впечатления. Сейчас Женя живет в Лондоне, Маша — в Лас-Вегасе, Либерманы — в Лос-Анджелесе, работают в крутом Snap (компания, владеющая «Снепчатом»), что не мешает нам полноценно общаться.
Ты работал со множеством людей — со многими расставался, часто с скандалом. По кому-нибудь скучаешь?
Я вообще мало рефлексирую о прошлом. «Скучаю» — это не про меня. Ценю Сашу, Антона, Алила, Толю, с которыми начинал «Канобу». Очень ценю то, что сделал для сайта Антон Мухатаев. Он вообще дико недооценненый чувак в нашем… [дурацком] игрожуре, который пришел и запилил то, что раньше никто и близко не мог.
Уход Петра [Сальникова] я переживал сильнее, чем «встали и вышли» всей команды AG.
Уже несколько лет со мной огонь, воду и медные трубы проходит мой партнер — Леша Горностаев. Спасибо ему, что терпит меня. Со мной не очень легко работать, а Леше — вдвойне. Он, ко всем своим минусам, еще и за ЦСКА топит. Ужасно!
Ладно, теперь неприличный, но волнующий меня вопрос! Скольких главредов ты уволил? Кто был лучшим?
Ох и зудит у тебя! Со всеми, кто был до тебя, я расстался. Надеюсь, что ты станешь лучшим, если не просрешь саму возможность. Все необходимые предпосылки у тебя есть. Не получится — Сева будет искать другого.
Согласен с тем, что тебя называют Федуном от игрожура?
Ну давай по пунктам. Первое. Те, кто сравнивает меня с Федуном, видимо, плохо знают меня и совсем не знают Федуна. Но они должны знать, что в любом случае … [член] я клал на их мнение и сравнения. О чем и в лицо, и в паблике могу им сказать, а кому-то — и повторить.
Второе. Федун в этом году привел свой клуб к победе, с чем его и надо поздравить. И я рад, что делаю это на страницах своего издания. «Спартак» — чемпион! ОУКБ!
И, в-третьих, я бы не хотел себя с кем-либо ассоциировать. У меня давно нет визитки, а когда была, то там было только имя без должности и фамилии — Гаджи. Этого достаточно.
То есть ты как Бейонсе, окей. Расскажи, почему закрыли видеостудию.
Бабло.
Четыре года назад «Канобу» выпустил громкое интервью с Навальным. Пошумели, подняли трафик, но дальше история с журналистикой как-то заглохла, а ведь могли сделать своего «вДудя» еще в 2013-м. Почему забили?
Витя [Зуев] зассал. Ставка делалась на него. Он по своим убеждениям точно не либерал и потому он не хотел, чтобы тусовка его неправильно поняла. Ведь ему нужно было интервьюировать либерала, да еще какого. Его корежило перед вью. Он физически это тяжело переживал.
А дальше, когда стали … [подколы] в пабликах прилетать от «друзей-товарищей», то он, по своему обыкновению, стал заигрывать и в итоге съехал. Если бы он абстрагировался от тусовки, то стал бы реальной звездой. Витя мог быть не хуже Дудя, уж точно.
Безумно талантливый человек со слабым характером.
Слушай, вот ты в 2013-м вместе с Навошей, Ивановым и Тацием подписывал письмо в поддержку Навального. Думаю, ты одобряешь его тезисы и программу (хотя бы частично). Представим, что в 2018-м Навальный становится президентом. Что изменится для игровой индустрии, если у руля государства встанет человек, который любит понажимать в Fallout и GTA?
Ничего не изменилось бы. Игры больше, чем Навальный или Путин. Они максимально встроены в глобальные процессы. Сейчас это все очевиднее и потому люди могут делать крутой игровой контент из любой части мира.
Нашей индустрии желательно оградить себя от излишнего вмешательства, как со знаком плюс, так и со знаком минус. «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь». Вот основной лейтмотив.
Театр начинается с вешалки, «Канобу» — с черного дивана, который годами в твоем кабинете продавливали задницы игрожуров. Где и когда ты его купил? Почему там много заплаток на средней подушке — поножовщина, что ли?
Я не помню, когда я его покупал, но он ровесник сайта как минимум. Я лично клеил на него заплатки. Не хочу менять.
Назови свой топ-три видеоигр и объясни, почему мне и нашим читателям нужно тратить на них время и деньги.
Ratchet & Clank (2016). Я играл с детьми и это скорее семейный опыт, сближающий и настраивающий на позитивный лад. Dishonored прошел вдоль и поперек, со всеми DLC. Ну и Mortal Kombat, хороша в компании!
Ты купил Xbox ине смог разобраться в консоли. Было очень смешно, я сразу вспомнил эпизод про «Папа зол» из «Симпсонов» (где Гомер кричал на все подряд и из этого делали шоу, камеди голд!). По чатикам тебя долго еще цитировали. Ну и как консоль-то в итоге? Лучше PS4?
Я фанат Sony. В момент моего знакомства с Xbox One у него случился глюк. Так-то бокс норм, но я играю на нем в соотношении 1 к 20.
Ты часто в своих соцсетях стебешь феминисток. Посты в твиттере про «10 причин отказаться от минета», жуткие комментарии про Алисию Викандер и вечное желание поставить «телочку в кадр, чтобы покликали». При этом ты часто хвалишь Залину, которая придумала Breaking Mad и ведет в телеграме канал «Женская власть». Как в тебе это уживается-то?
Залина — умница. Человек с безумной энергетикой и креативом. Невероятно талантливая, с хорошим чувством юмора. Если стебать феминисток это сексизм, то стебать игрожуров — это что? А стебать политиков? А если политик — женщина, то это что? Ты видишь то, что для тебя актуально и, видимо, тревожит. Плюс, как я тебе и говорил, у тебя плохое чувство юмора. Будь как Залина!
Придумай крутой панч про видеоигры.
Я слишком стар для этого дерьма!
Тыочертил3 главных принципа «Канобу»: бабло, трафик, имидж. Так всегда было или когда ты это для себя сформулировал?
Этот пост был актуален в том моменте. Тогда в меня прилетело очень много корреспонденции, где люди предлагали всякого рода партнерские движухи. Все они меня читают в тви. Поэтому я так вежливо всем и ответил.
На тебя пытались давить издатели. Прогинался?
Давили, давят и будут давить. Обижаться на них — значит не осознавать, как работает их бизнес. Позволять им давить и прогинаться самим — это значит не уважать свой бизнес.
Ты недавновыкладывал в твиттерефотку стола, на котором лежит до черта всякого оружия. Говоришь — друзья. И что у тебя за друзья такие, которые держат дома меч, дробовик и хрустальный череп?
Друзья мои очень талантливые люди, живут в Штатах. Там это как легально, так и является частью их культуры. Кто — не скажу, они не хотят подсвечиваться, да и не важно это.
Ты болеешь за «Спартак». На матчи ходишь, в срачиках участвуешь. Дрался когда-нибудь за свою команду? Ну, чтобы по серьезке.
Да. А ты за любимых реперов и видеоблогеров вписывался по серьезке?
Вписывался. На тусовке после концерта Джубили и Галата подрался с ворвавшимся в квартиру человеком, который решил, что ни с чего бить моих друзей, в том числе мою бывшую девушку — это нормально. А у тебя как было?
Подробностей не вспомню. Не слишком интересное событие в жизни. Я был гораздо моложе сегодняшнего себя, но старше, чем ты.
К слову, про спорт. Вот смотри. Я — злой волшебник. Мотаю время назад и предлагаю заняться киберспортом: надрачивать пальцы рук, изучать тактику и хинты. Ты бы какую дисциплину выбрал и почему?
Я бы скипнул все, что касается киберспорта. Давай лучше купим доллары и поиграем со шрифтами!
Какие проблемы у медиа про киберспорт? И почему никто из профильных изданий не может нормально и уместно рассказывать о нем на базе своей площадки? У спортивных СМИ тоже как-то скучно выходит, с бровями нахмуренными.
Для меня сейчас это актуальный вопрос. Я продолжаю в нем разбираться. У меня есть гипотезы, но они ничем основательно не подкреплены. Пока выглядит так, что есть задроты и им медиа почти не нужны, и есть все остальные, которые пока не понимают, но хотят. Задача — найти язык, стиль, форматы, каналы, которые зацепят широкую аудиторию.
Когда Геворг Акопян покинул пост главного редактора «Игромании», ты начал обидно по нему лупить в своем фейсбуке. Назвал слабаком — вот, дескать, Гев ушел туда, где тепло и хорошо, а мог бы «Игроманию» с колен поднять. И чего, тебе правда обидно было, что игровая журналистика, в частности твой прямой конкурент, потеряли главреда? Как смотришь на ситуацию Геворга и «Игромании» сейчас, два года спустя?
Геворг был вторым ярким человеком из игрожура, которого съела индустрия. Первым был Макс Самойленко. У меня не было и нет никаких обид на Геворга как человека. У меня была злость на наш слабый игрожур, который не умеет отстаивать талантливых чуваков. Плюс я все еще считаю, что лучше быть главным редактором, чем менеджером по маркетингу у издателя.
Это совсем другой уровень восприятия, возможностей и эффективности влияния на людей и индустрию. А менеджерами среднего звена пусть идут работать люди чуть поспокойнее и постарше, кому нужны тишина и стабильность.
«Игромания» — это сильный бренд и школа. Падение (развал) «Мании» не выгоден никому на игровом рынке. Когда ты перестаешь смотреть на рынок из своего окопа, то понимаешь, как работает экосистема. В ней должна быть конкуренция. Лучше я буду соревноваться с сильной «Игроманией», чем почивать на лаврах в окружении статичных проектов.
Через 2 года к этому отношусь так же плохо, как и тогда. Я поговорил со всеми участниками. И понимаю позиции сторон. Видимо, акционеру «Игромании» и ребятам это решение далось нелегко, но оно не сделало его более правильным. И Геворг, и Ян [Кузовлев], и Арик [Мурадян], и Захар [Бочаров] много могли бы дать игровым медиа.
Сам-то в Wargaming никогда не хотел? Или на должность «среднего менеджера»? Чтобы денег много, Кипр и мохито на пляже.
Я никогда не мечтал работать в корпорации, в Wargaming тоже (а «Варги» — это именно корпорация со всеми вытекающими). Это неинтересно от слова вообще. В свое время, когда я работал в «Сибиланте», мне делали офферы в 4-5 раз больше, чем я тогда зарабатывал, но мне чувство локтя и крутость команды были важнее, чем работа в «Мейле» на большом фиксе.
Назови три медиа, за которыми нужно следить прямо сейчас. Не обязательно игровые.
«Спортс», особенно в том, как там развиваются таланты от Дудя до Рынкевича. «Медуза». Все, что делает Vox Media.
Ты ездишь на охренительном «Порше». У тебя там даже подстаканники для кофе есть. За сколько взял? И что нужно делать (допустим, мне), чтобы купить такой же?
Мне этот вопрос напомнил диалог Ивана с Базиным в фильме «Курьер».
Не о «Порше» надо думать, Максим. Я спокойно передвигаюсь на метро и мои предыдущие машины стоили дешевле, чем мои часы.
Что тебе нужно делать ты знаешь. Стать не просто лучшим главредом среди игровых медиа, а лучшим на всем рынке развлекательных медиа.
Давай так, когда «Канобу» выйдет на стабильные 5 миллионов уников в месяц, и если ты останешься главредом ресурса и у тебя будут водительские права, я подарю тебе «Порше».
Фото: Александр Вайнштейн, etokavkaz.ru.