Игрожуры против людей
По идее, здесь должен быть еще один крайне увлекательный текст о комиксе, который 99 процентов из вас никогда не читали и читать не станут, но его нет и не будет по двум причинам. Первая: всю эту неделю вместо того, чтобы ответственно готовиться к написанию материала, я потратил на Fight Night Champion, EA SPORTS MMA и Dragon Age 2 - удовольствие от знакомства с ними, помноженное на вкус запретного плода отлынивания от работы, до сих пор вызывает у меня эйфорию. Вторая: мне со страшной силой, до дрожи в пальцах хочется позлить тех, кого заколебали тексты про Dragon Age II - ничего не могу с собой поделать. Есть еще и третья, менее важная причина - на фоне массовых волнений и акций протеста по поводу DA II выкристаллизовалась весьма забавная аномалия, в которую я и хочу сегодня ткнуть пальцем. А материалы про комиксы обязательно вернутся на следующей неделе, если дорогая канобу-редакция не взбесится после сегодняшней моей публикации и не выпихнет меня из стройных рядов штатных авторов пинком под зад.
Начать, наверное, стоит с того, что я не читал ни один из тех ста тысяч миллиардов текстов про Dragon Age II, которые пользователи Канобу с упорством мазохиста, раз за разом садящегося жопой на циркулярку, начали строчить сразу после выхода игры. Не потому, что не уважаю мнение пользователей, не прихожу в восторг от запредельного качества их текстов или боюсь распространяемых чумными идиотами спойлеров - просто не имею привычки читать рецензии. Тем не менее, средняя температура по палате улавливается по воплям, заголовкам текстов и случайно прочитанным комментариям так же, как после вдумчивого изучения всех этих многочисленных килобайт авторской канобу-мысли - что-то не так.
Очевидно, что народные массы негодуют и даже, местами, в бешенстве. По какому конкретно поводу, я не знаю и мне, положа руку на сердце, наплевать - я уже слегка вышел из того возраста, когда мнение этих самых масс хоть в какой-то степени определяло мое отношение к чему либо. Пока мне DA II нравится всем, кроме до оторопи страшных женских персонажей (Это генетическое: в первой части все тоже были крокодилами, но у Морриган хотя бы был шарм). Возможно, когда я поиграю подольше, у меня тоже возникнет желание сжечь пару сотрудников BioWare и написать гневный пасквиль с названием вроде “Деградация жанра RPG на примере Dragon Age II”, но это дело десятое - торжественно клянусь приложить все усилия к тому, чтобы не высказывать здесь свое мнение об игре, каким бы оно ни было.
Однако, локальные вспышки народного недовольства все-таки интересны, если смотреть под правильным углом. Лучший вид на ситуацию предоставляет **Metacritic.com**, где очень наглядно показана оторванность профессиональных игровых журналистов от простых смертных. Как уже **сообщал** один из зорких канобу-пользователей, средний балл DA II у компетентных экспертов - 8 баллов из 10 при подавляющем большинстве благожелательных рецензий. По другую сторону баррикад все с точностью до наоборот - отзывы преимущественно негативные (и, подозреваю, матерные), а средний балл с трудом дотягивает до четверки. 8 баллов против 4. Они точно одну и ту же игру оценивали?
Сам по себе разброс между оценками журналистов и игроков нормален. Чтобы стать рецензентом в издании, мнение которого принимает во внимание тот же Metacritic, надо хотя бы время от времени устанавливать связь с реальностью и иметь хоть какой-то мозг, а чтобы играть в видеоигры ни то, ни другое не требуется. Первое, чему учит юного wannabe-игрожура заботливый редактор, это как ставить оценки играм с хоть какой-то претензией на объективность, отталкиваясь от фактов и опираясь на здравый смысл, а не в зависимости от своего настроения, фазы луны или менструального цикла подружки. И это знание очень важно, потому что 99 процентов людей в своей первой “рецензии” впадают в крайности и захреначивают описываемому предмету либо “десятку”, либо “единицу”, не имея на то ни одной объективной причины. Со временем те их них, у кого связь с реальностью и разум все-таки имеются, встают на путь истинный - их оценки становятся более ровными, а внутренняя система игровых ценностей - более точной и обоснованной. За это они вознаграждаются работой, гонорарами и аккредитацией на всякие игровые мероприятия с полуголыми девками и бесплатным бухлом.
Рядовых граждан никто лазить по играм с линейкой не учит, и они ставят оценки, ориентируясь только на собственные эмоции, впечатления и эго. Результаты предсказуемы - игра Х может получить у одного геймера 10 баллов, а у другого - 1. Игрожуры (ну, те из них, которые хоть сколько-нибудь профессиональны) в своих мнениях почти не расходятся, а у игроков всегда кто в лес, кто по дрова. И потому довольно часто можно наблюдать как игрожуры хором говорят одно, а пользователи - немного другое. Разница во мнениях обычно составляет один-два балла, причем оценки не журналистов почти всегда ближе к 5, чем оценки понятно кого. Это, как уже было сказано выше, нормально - такая вот статистическая особенность общепринятой десятибалльной системы. Но не там, где 8 баллов выставляют против четырех. Не в ситуации, где замешана единственная (ок, фанаты The Elder Scrolls и The Witcher - почти единственная) западная игровая компания, делающая действительно хорошие ролевые игры. Не в случае с Dragon Age II.
И вот эта разница в четыре балла кажется мне куда более интересной и достойной оживленной дискуссии, чем все прочие беседы о DA II вместе взятые. Игра, в конце концов, забудется, а конфликт мнений между, скажем так, профессионалами и любителями, останется. Кто прав, кто виноват? Что в данном конкретном случае важнее: взвешенное мнение компетентных экспертов или эмоциональные выкрики людей, которые из своего кармана оплачивают разработку игр, бухло с девками для игровых журналистов и вообще все, из чего состоит игровая индустрия? Игрожурам стоит быть ближе к народу? Народу стоит начать иначе смотреть на игры? 60 процентов посетителей Metacritic временно помешались? Кто убил кролика Роджера?