Игровые бренды-миллиардеры
Minecraft
Об успехе Minecraft слышал каждый. Эта игра буквально взорвала индустрию и тем самым доказала, что даже независимые разработчики могут зарабатывать на своих продуктах огромные деньги. За три года было продано более 54 миллионов копий Minecraft. А в начале этого месяца Microsoft официально стала новым владельцем Mojang. Очередная «игрушка» обошлась корпорации в 2.5 миллиарда долларов.
Resident Evil
Resident Evil сейчас переживает далеко не самые лучшие времена. Но когда-то этот бренд был чуть ли не единственным синонимом качественного ужастика, благодаря чему сумел закрепиться не только в игровой индустрии, но и в кино, и даже в художественной литературе. Если же говорить только об играх, за восемнадцать лет было продано более 61 миллиона их копий.
Halo
Студия Bungie смогла превратить Мастера Чифа в икону современной игровой индустрии, а саму серию Halo – в законодательницу мод. Как результат – девять игр и более 60 миллионов проданных копий, в сумме принесших своим создателям несколько миллиардов долларов. Добавьте сюда книги, комиксы, телесериал, заявленный к выходу на осень 2015 года, игрушки и прочие сопутствующие товары, пользующиеся большим спросом, и получите по-настоящему успешный и невероятно прибыльный бренд.
Battlefield
За двенадцать лет игры серии Battlefield разошлись по свету суммарным тиражом в 60 миллионов копий. Руководству Electronic Arts, безусловно, хотелось бы больше. Но для бизнеса стабильность важнее. Поэтому DICE и дальше будет заниматься «плодоносной» основной линейкой. А Visceral Games попробует себя в «экспериментальной» Battlefield Hardline. Если получится, бренд непременно расширится и прибавит оборотов.
Gran Turismo
Gran Turismo – один из старейших эксклюзивов и самая продаваемая серия для консолей PlayStation. В общей сложности с декабря 1997 года было продано более 70 миллионов копий этого гоночного симулятора, что для моноплатформенного продукта уже большое достижение. Как следствие, Sony высоко ценит труд Polyphony Digital и терпеливо дожидается новых Gran Turismo по несколько лет.
The Legend of Zelda
The Legend of Zelda – один из многих эксклюзивов-миллионников, принадлежащих Nintendo. Его стоимость оценить сложно, потому что помимо игр в него входят и другие товары. Но даже если предположить, что игрушечный Линк вдруг перестанет пользоваться спросом, чтобы надолго обеспечить The Legend of Zelda средствами для существования, Nintendo хватит одних лишь ремейков. 71.5 миллионов копий – это серьезно.
Assassin’s Creed
Assassin’s Creed – самый молодой бренд в этом списке, две недели назад ему исполнилось семь лет. Но далеко не последний. На мой взгляд, Ubisoft разработала правильную стратегию. Издатель умело совмещает высокобюджетные игры с играми для мобильных устройств, постоянно укрепляет их позиции на рынке интерактивных развлечений и тем самым делает бренд еще более узнаваемым. Промежуточный итог – 20 игр с суммарным тиражом в 77 миллионов копий, несколько книг и комиксов, а также фильм «по мотивам», чей выход на широкие экране запланирован на 2016 год.
Tom Clancy
Несмотря на то, что игровой бренд Tom Clancy подразумевает несколько самостоятельных серий, его целостность никогда не подвергалась сомнению, в том числе и со стороны Ubisoft. Конечно, у Rainbow Six, Ghost Recon, Splinter Cell, EndWar и H.A.W.X были как взлеты, так и падения. Но 81 миллион проданных копий как нельзя лучше демонстрируют преданность игроков этим играм. Надеюсь, The Division быстро вольется в дружную компанию Tom Clancy и сделает ее еще более сплоченной.
LEGO
В мегапопулярности LEGO я никогда не сомневался. Но, увидев количество выпущенных под этим брендом видеоигр и их суммарный тираж, был несколько удивлен. За семнадцать лет активы LEGO пополнились 55 наименованиями: здесь вам и оригинальные игры (Island, Racers, Rock Raiders), и игры по лицензии (Indiana Jones, Batman, Harry Potter, The Lord of the Rings). Одни были более успешными, другие менее. Но вершину в сто миллионов проданных копий они все же покорили.
FIFA/PES
Футбольные симуляторы всегда доминировали на рынке спортивных игр. Как и в реальной жизни, здесь ворочается больше всего денег. Так, в этом году FIFA преодолела порог в 100 миллионов проданных копий, а PES вплотную подобралась к отметке в 82 миллиона копий. Умножив это количество на среднюю стоимость одного диска с игрой в розничной продаже, получим заветные миллиарды.
Final Fantasy
Вне всяких сомнений, Final Fantasy – самая популярная ролевая серия из всех когда-либо существовавших. Но, превратившись в крупную медиафраншизу, она не стала ограничиваться одними лишь RPG. Под брендом Final Fantasy выходили или до сих пор выходят книги, манга, полнометражные анимационные фильмы, всевозможный мерчандайз и игры самой разной жанровой принадлежности. Что касается основного заработка Final Fantasy, в общей сложности было продано 110 миллионов копий ее игр.
Call of Duty
Call of Duty – бесспорный лидер на рынке шутеров от первого лица. Новые игры этой серии либо повторяют успех своих предшественниц, оправдывая финансовые прогнозы Activision, либо превосходят их, исправно пополняя банковские счета издателя десятизначными суммами. Формула успеха Call of Duty проста и понятна каждому: будьте настойчивыми, если хотите экспериментировать, делайте это незаметно и с использованием уже проверенного материала. Результат – 125 миллионов проданных копий.
Tetris
История «Тетриса» заслуживает отдельного материала. Придуманный в 1984 году советским программистом Алексеем Пажитновым, он до сих пор входит в пятерку лучших игр всех времен и народов. В первые десять лет после выхода всеми правами на «Тетрис» владело правительство СССР. С этим связано немало споров относительно лицензии, заполучить которую хотели буквально все, кто в то время работал в игровой индустрии. Именно поэтому рассчитать тираж и полученную прибыль, даже приблизительно, не представляется возможным. По некоторым данным, было продано около 170 миллионов копий «Тетриса». Но, как мне кажется, в действительности их гораздо больше.
Sonic the Hedgehog
Соник – бессменный символ Sega. Первая игра о синем еже была настолько популярной, что вопросов о создании анимационных телесериалов, комиксов и детских игрушек даже не стояло. Sega старается поддерживать интерес к Сонику со стороны массового потребителя. Компания регулярно выпускает новые игры и время от времени экспериментирует с образом своего кормильца. Но результаты этих экспериментов далеко не всегда нас радуют. Хороший пример – Sonic Boom (2014) для Wii U и 3DS, чей средний балл на Metacritic меньше сорока. Но, как бы то ни было, в запасе у бренда Sonic 140 миллионов проданных копий, что делает его одним из самых популярных в игровой индустрии.
Need For Speed
В последние годы дела у Need For Speed идут не настолько хорошо, как того хочет Electronic Arts. Причин тому масса: издатель либо пробует что-то новое и промахивается, либо пытается выехать на уже отработанном материале. Тем не менее, звание самой популярной гоночной серии по-прежнему принадлежит Need For Speed. В 2014 году суммарный тираж NFS перевалил за 150 миллионов копий. Неудивительно, что новый голливудский фильм о спорткарах решили связать с этим всемирно известным брендом.
The Sims
Многие из вас наверняка будут удивлены, узнав, что The Sims – пятая по популярности игровая серия. За четырнадцать лет было продано более 175 миллионов образцов «интересной виртуальной жизни». И в этом нет ничего странного. The Sims предоставляет отличную возможность построить идеальный дом, создать идеальную семью, найти идеальную работу. А если что-то вдруг не получилось, «симов» всегда можно перезапустить и попытать счастья снова.
Grand Theft Auto
Обитатели преступного мира всегда выглядели привлекательнее простых законопослушных граждан. Наверное, именно поэтому серия Grand Theft Auto стала мировым бестселлером. С третьей части Rockstar перестала ограничивать игрока какими-либо рамками и позволила ему раскрыть весь свой «бандитский потенциал». С каждой новой частью Grand Theft Auto только набирает обороты. И в ближайшие несколько лет, как мне кажется, с четвертой строчки в списке самых продаваемых игр переместится на третью. На данный момент суммарный тираж всех игр GTA составляет 185 миллионов копий.
Wii
В данном случае под Wii подразумевается не консоль от Nintendo, а сборники motion-игр для нее: Wii Sports, Wii Play, Wii Fit, Wii Party и так далее. На волне ошеломительного успеха самой Wii и входившей в комплект поставки Wii Sports Сигэру Миямото вместе со своими коллегами выпустили целую гору игр, чем, собственно, и определили вектор развития своей платформы. Оно и понятно – в общей сложности было продано более 200 миллионов экземпляров вышеперечисленных сборников.
Pokemon
Pokemon – один из наиболее востребованных брендов Nintendo, способный в одиночку «продавать» портативные приставки этой компании. В подробности бизнес-составляющий вдаваться не буду и скажу лишь то, что в 2014 году суммарный тираж игр серии Pokemon преодолел рубеж в 260 миллионов копий. Здесь же стоит отметить, что одни только полнометражные фильмы Pokemon принесли своим создателям более $900 млн., поместив бренд на одиннадцатую строчку в списке самых прибыльных анимационных серий в мире.
Mario
Mario – король всех игр. Даже отдельные его составляющие могут конкурировать с большинством популярных серий. Так, к примеру, общий тираж Super Mario составляет 295 млн. копий, а Mario Kart – 100 млн. На остальные части миллионов приходится поменьше. Но тоже достаточно, чтобы другие обзавидовались. Да, вселенная Mario огромна. Также можно сослаться на то, что бренд стоит у истоков современной игровой индустрии и охватывает сразу несколько ходовых жанров, да и новые игры получаются весьма удачными. Но даже несмотря на почтенный возраст, результат в полмиллиарда проданных копий для большинства так и останется недостижимым.