Игромарафон: обзор всех ключевых частей Wolfenstein

Редакция
По случаю релиза Wolfenstein: Youngblood, кооперативного шутера про дочерей Уильяма Бласковица, мы на «Канобу» решили запустить игромарафон по всем ключевым играм в серии Wolfenstein — рассказать, почему они крутые и ради чего в них стоит сыграть, если вы еще этого не сделали. За пределами этого материала остались и Wolfenstein RPG, и Wolfenstein: Enemy Territory, и The New Blood, и две самые первые части Wolfenstein, созданные Muse, — все они не столь важны для франшизы в целом. Впрочем, если вы в них играли — рассказывайте о впечатлениях в комментариях!

Wolfenstein 3D

Александр Башкиров, руководитель раздела «Кино и сериалы»

В тексте о Doom 2 в нашем топе 20 лучших шутеров от первого лица я рассказывал о бессмертии величайшего 2,5D FPS. Верх и низ условны, есть только право-лево, вперед-назад, но эта условность не ограничивает геймплей, а скорее подчеркивает достижения id Software.

В Wolfenstein 3D все еще проще: нарисованы только стены, призы, оружие и враги, с ролью пола и потолка справляется серый фон. Количество пародий и переделок (в том числе порнографических) доказывает, что нацистов и Шмайсер в «Вольфенштейне» можно заменить на что угодно, игра при этом не потеряет в геймплее. Все дело в аркадной простоте и скорости уровней, выверенности движения персонажа и противников, яркости видеоряда и звонкости звуковых эффектов, создающих ощущение физической осязаемости происходящего, силы оружия, боли от ран, заряжающих яростью боя, паранойей лабиринта, триумфом кратковременной победы и страхом многочисленных, унизительных поражений.

В техническом плане все на уровне какой-нибудь The Legend of Zelda или Super Mario Bros. — только за всем стоит не японская корпорация с собственной платформой и практически неограниченными ресурсами, а четверка техасских безумцев, в максимально сжатые сроки набивающих shareware-дискеты контентом. Очень раздражает, что Wolfenstein 3D не назовешь ни первым шутером, ни даже первым Wolfenstein — были и более ранние, заслуженно забытые аналоги и однофамильцы.

Игромарафон: обзор всех ключевых частей Wolfenstein | Канобу - Изображение 0

Параллели с The Beatles в прорывной игре id сильны, как никогда. Начинается все с мелодии — гениального движка Джона Кармака, в очередной раз совершающего на PC технически невозможное (до этого он сумел создать точный клон Super Mario Bros. 2, открыв целую эру PC-платформеров). Слова не важны, сама по себе мелодия может вытащить что угодно. Но гений Джона Ромеро, дизайнера уровней, делает из абстракции конкретику, из игры, в которой кто-то где-то ходит и в кого-то пуляет, — незабываемую схватку с нацистами в средневековом замке.

Почему именно с ними? Почему именно здесь? Потому что иначе было нельзя! Это те самые, единственно верные слова, которые выводят мелодию на принципиально новый уровень. Арт Эдриана Кармака врезает в память каждую деталь аранжировки, от нарочито-брутального дизайна металлических дверей до сверкающих из-под касок голубых глаз нацистов, а дизайнерский талант Тома Холла превращает замок в набитую секретами и сокровищами шкатулку, все тайны которой можно постигать годами и даже десятилетиями.

И только все вместе они могут оставить в произведении фирменный хулиганский росчерк вроде уровня в виде серии гигантских свастик (Episode 6, Floor 3), за который кому-то из участников, быть может, стыдно в зрелом возрасте, но без которого в наше время оригинальную вещь уже невозможно себе представить. В итоге получается Eleanor Rigby — или Wolfenstein 3D. Это, конечно, не Hey Jude или Doom II: Hell on Earth, но создатели не виноваты, что они продолжили расти после шедевра, который у любой другой команды был бы достижением всей жизни.

Игромарафон: обзор всех ключевых частей Wolfenstein | Канобу - Изображение 0

Return To Castle Wolfenstein

Никита Казимиров, редактор новостей

За создание Return to Castle Wolfenstein (вернее, за ее одиночную кампанию) отвечала студия Gray Matter Interactive, а id Software всего лишь присматривала за производственным процессом. Этот факт может у кого-то вызвать сомнения по поводу качества шутера, но успокойтесь — с ним все в порядке. Немного уйдя от драйва и «мяса» оригинала, игра заметно приобрела в глубине.

Во многом за это стоит благодарить потрясающий дизайн локаций. Агенту Бласковицу предстоит оказаться в самых разных ситуациях. На первый взгляд уровни стандартные — замок, лаборатория, типичный европейский городок, аэродром. Но каждая комната в них сделана не просто так, все переходы, расположение оружия и аптечек несут в себе конкретную цель — развлечь тебя, но при этом бросить вызов. Так рядовой отстрел нацистов превращается в захватывающее приключение.

Игромарафон: обзор всех ключевых частей Wolfenstein | Канобу - Изображение 0

Учитывая, что Бласковиц теперь умирает достаточно быстро, на максимальном уровне сложности приходится заучивать локации наизусть, аккуратно выглядывать из-за углов и уничтожать чуть ли не всех врагов по стелсу (он тут простой, но часто выручает). Вообще, Return to Castle Wolfenstein желательно проходить как раз с повышенной сложностью, ведь только тогда можно оценить, насколько продуман в ней каждый метр уровня.

Сюжетно шутер стал более осмысленным и ударился в оккультизм. Идея немцев, желающих воскресить короля Генриха I, все еще отдает откровенным бредом, но благодаря ей в путешествии Бласковица чувствуется живой дух приключения и противостояния масштабному заговору.

А еще Return to Castle Wolfenstein — это просто хороший олдскульный шутер. Не такой «олдскульный», как первые части Doom или Quake, но зато без элементов прокачки, иммерсивности и прочих социальных посылов. Просто хорошая игра — иногда большего и не надо.

Игромарафон: обзор всех ключевых частей Wolfenstein | Канобу - Изображение 0

Wolfenstein

Алексей Корсаков, автор «Канобу»

Wolfenstein 2009-го, от студии Raven, лишилась подзаголовка, хоть и служила вольным продолжением Return to Castle Wolfenstein. Все элементы серии были на месте: нацисты вновь надели фантастическую броню, а мы кошмарили их в роли Уильяма Бласковица, используя невероятные пушки. В основе сюжета были магические опыты, а у самому герою даже достался магический амулет, который даровал ему особые способности.

С помощью могучего артефакта Бласковиц шустро скакал между мирами, заглядывая в «измерение тени». Там герой мог проходить через запертые двери людского мира, видеть скрытое от обычного взора и выгонять из «сумрака» фашистов. Также амулет позволял ставить волшебный щит и замедлять время. Оно ничем особым не выделялось, но выглядело эффектно.

Как и перестрелки. Причем веселье начиналось буквально с первых минут, безо всякой раскачки и скучного обучения. Экшен в духе старой школы кроме хорошей реакции не требовал от игрока ничего лишнего. До красочного безумия, как в Serious Sam, дело не доходило, но мозг разгружался прекрасно.

Игромарафон: обзор всех ключевых частей Wolfenstein | Канобу - Изображение 0

Wolfenstein: The New Order

Алексей Егоров, постоянный автор

Wolfenstein: The New Order — доказательство того, что совершенно дурацкую на первый взгляд историю можно сделать хорошей. Ведь серия эта никогда не славилась запоминающимися сюжетами — в основном все вспоминают перестрелки, зомби-нацистов и прочие плоды оккультной деятельности Третьего рейха. А вот The New Order получилась хорошей и сточки зрения сценария, и с точки зрения стрельбы.

Безусловно, придраться к геймплею можно. И сомнительной ценности эпизоды со стелсом, и не лучший местами левел-дизайн, и прокачка эта вездесущая — но все это искупает возможность взять в обе руки по дробовику и с безумным кличем ворваться в ряды нацистов, сея хаос и разрушение.

Как шутер от первого лица The New Order без шуток работает чуть ли не идеально. Игра очень ненавязчиво предлагает «жонглировать» оружием, меняя его, исходя из ситуации на поле боя, из-за чего зачистка каждой отдельной комнаты получается уникальной. В одну влетаешь с гранатами наперевес, добиваешь врагов из автоматов, а затем метательным ножом снимаешь командира, который готовится позвать подкрепления. В другую входишь тихо, аккуратно разбираешься с врагами на высоте, и лишь затем выпускаешь свинцовый шквал, чтобы у тех не было ни единого шанса. Можно, впрочем, всю игру пройти с автоматами — никто, в общем-то, не запрещает.

Wolfenstein (что «Новый порядок», что дополнение к нему, что продолжение) — отличные игры, которые легко могут доказать любому скептику, что разработчики еще не разучились делать по-настоящему мощные шутеры.

Текст впервые опубликован в топе 20 шутеров от первого лица.

Игромарафон: обзор всех ключевых частей Wolfenstein | Канобу - Изображение 0

Wolfenstein II: The New Colossus

Алексей Корсаков

В 2017 году Wolfenstein 2: The New Colossus удивила игроков не обилием взрывов и не киборгами-нацистами. Кто бы мог подумать, что очередное приключение Бласковица сделает такой широкий шаг в сторону Голливуда!

В The New Colossus появилось много ярких персонажей, и каждый всячески притягивал внимание. Диалоги по-хорошему напоминали о фильмах раннего Гая Ричи и Квентина Тарантино. А бои все чаще сменялись кат-сценами, в которых рассказывали все еще безумную, но взрослую историю.

Нацисты победили, и в 1961 году Америка стала колонией Рейха. Фантастическое достижение команды разработчиков: в одной игре уживалась убедительная антиутопия и хулиганский фарс, серьезная драматургия и черный юмор. Причем от смешения стилей и интонаций The New Colossus не скатилась в безвкусицу, а лишь ярче обозначила свой неповторимый облик.

Впрочем, главным достоинством остались крутейшие перестрелки, мощные пушки и нацисты, закованные в броню. Правда, все это в том или ином виде мы уже встречали в прошлых играх серии. Брать в каждую руку по разному стволу — хорошая идея, но новый геймплей на ней не построишь.

Wolfenstein 2: The New Colossus стала, пожалуй, лучшей сюжетной частью серии. А во всем, что касается геймплея, в деталях повторила механики потрясающей The New Order.

Игромарафон: обзор всех ключевых частей Wolfenstein | Канобу - Изображение 0

Больше о Wolfenstein: Youngblood

Последние статьи