Игромарафон: обзор всех ключевых частей Wolfenstein
Wolfenstein 3D
Александр Башкиров, руководитель раздела «Кино и сериалы»
В тексте о Doom 2 в нашем топе 20 лучших шутеров от первого лица я рассказывал о бессмертии величайшего 2,5D FPS. Верх и низ условны, есть только право-лево, вперед-назад, но эта условность не ограничивает геймплей, а скорее подчеркивает достижения id Software.
В Wolfenstein 3D все еще проще: нарисованы только стены, призы, оружие и враги, с ролью пола и потолка справляется серый фон. Количество пародий и переделок (в том числе порнографических) доказывает, что нацистов и Шмайсер в «Вольфенштейне» можно заменить на что угодно, игра при этом не потеряет в геймплее. Все дело в аркадной простоте и скорости уровней, выверенности движения персонажа и противников, яркости видеоряда и звонкости звуковых эффектов, создающих ощущение физической осязаемости происходящего, силы оружия, боли от ран, заряжающих яростью боя, паранойей лабиринта, триумфом кратковременной победы и страхом многочисленных, унизительных поражений.
В техническом плане все на уровне какой-нибудь The Legend of Zelda или Super Mario Bros. — только за всем стоит не японская корпорация с собственной платформой и практически неограниченными ресурсами, а четверка техасских безумцев, в максимально сжатые сроки набивающих shareware-дискеты контентом. Очень раздражает, что Wolfenstein 3D не назовешь ни первым шутером, ни даже первым Wolfenstein — были и более ранние, заслуженно забытые аналоги и однофамильцы.
Параллели с The Beatles в прорывной игре id сильны, как никогда. Начинается все с мелодии — гениального движка Джона Кармака, в очередной раз совершающего на PC технически невозможное (до этого он сумел создать точный клон Super Mario Bros. 2, открыв целую эру PC-платформеров). Слова не важны, сама по себе мелодия может вытащить что угодно. Но гений Джона Ромеро, дизайнера уровней, делает из абстракции конкретику, из игры, в которой кто-то где-то ходит и в кого-то пуляет, — незабываемую схватку с нацистами в средневековом замке.
Почему именно с ними? Почему именно здесь? Потому что иначе было нельзя! Это те самые, единственно верные слова, которые выводят мелодию на принципиально новый уровень. Арт Эдриана Кармака врезает в память каждую деталь аранжировки, от нарочито-брутального дизайна металлических дверей до сверкающих из-под касок голубых глаз нацистов, а дизайнерский талант Тома Холла превращает замок в набитую секретами и сокровищами шкатулку, все тайны которой можно постигать годами и даже десятилетиями.
И только все вместе они могут оставить в произведении фирменный хулиганский росчерк вроде уровня в виде серии гигантских свастик (Episode 6, Floor 3), за который кому-то из участников, быть может, стыдно в зрелом возрасте, но без которого в наше время оригинальную вещь уже невозможно себе представить. В итоге получается Eleanor Rigby — или Wolfenstein 3D. Это, конечно, не Hey Jude или Doom II: Hell on Earth, но создатели не виноваты, что они продолжили расти после шедевра, который у любой другой команды был бы достижением всей жизни.
Return To Castle Wolfenstein
Никита Казимиров, редактор новостей
За создание Return to Castle Wolfenstein (вернее, за ее одиночную кампанию) отвечала студия Gray Matter Interactive, а id Software всего лишь присматривала за производственным процессом. Этот факт может у кого-то вызвать сомнения по поводу качества шутера, но успокойтесь — с ним все в порядке. Немного уйдя от драйва и «мяса» оригинала, игра заметно приобрела в глубине.
Во многом за это стоит благодарить потрясающий дизайн локаций. Агенту Бласковицу предстоит оказаться в самых разных ситуациях. На первый взгляд уровни стандартные — замок, лаборатория, типичный европейский городок, аэродром. Но каждая комната в них сделана не просто так, все переходы, расположение оружия и аптечек несут в себе конкретную цель — развлечь тебя, но при этом бросить вызов. Так рядовой отстрел нацистов превращается в захватывающее приключение.
Учитывая, что Бласковиц теперь умирает достаточно быстро, на максимальном уровне сложности приходится заучивать локации наизусть, аккуратно выглядывать из-за углов и уничтожать чуть ли не всех врагов по стелсу (он тут простой, но часто выручает). Вообще, Return to Castle Wolfenstein желательно проходить как раз с повышенной сложностью, ведь только тогда можно оценить, насколько продуман в ней каждый метр уровня.
Сюжетно шутер стал более осмысленным и ударился в оккультизм. Идея немцев, желающих воскресить короля Генриха I, все еще отдает откровенным бредом, но благодаря ей в путешествии Бласковица чувствуется живой дух приключения и противостояния масштабному заговору.
А еще Return to Castle Wolfenstein — это просто хороший олдскульный шутер. Не такой «олдскульный», как первые части Doom или Quake, но зато без элементов прокачки, иммерсивности и прочих социальных посылов. Просто хорошая игра — иногда большего и не надо.
Wolfenstein
Алексей Корсаков, автор «Канобу»
Wolfenstein 2009-го, от студии Raven, лишилась подзаголовка, хоть и служила вольным продолжением Return to Castle Wolfenstein. Все элементы серии были на месте: нацисты вновь надели фантастическую броню, а мы кошмарили их в роли Уильяма Бласковица, используя невероятные пушки. В основе сюжета были магические опыты, а у самому герою даже достался магический амулет, который даровал ему особые способности.
С помощью могучего артефакта Бласковиц шустро скакал между мирами, заглядывая в «измерение тени». Там герой мог проходить через запертые двери людского мира, видеть скрытое от обычного взора и выгонять из «сумрака» фашистов. Также амулет позволял ставить волшебный щит и замедлять время. Оно ничем особым не выделялось, но выглядело эффектно.
Как и перестрелки. Причем веселье начиналось буквально с первых минут, безо всякой раскачки и скучного обучения. Экшен в духе старой школы кроме хорошей реакции не требовал от игрока ничего лишнего. До красочного безумия, как в Serious Sam, дело не доходило, но мозг разгружался прекрасно.
Wolfenstein: The New Order
Алексей Егоров, постоянный автор
Wolfenstein: The New Order — доказательство того, что совершенно дурацкую на первый взгляд историю можно сделать хорошей. Ведь серия эта никогда не славилась запоминающимися сюжетами — в основном все вспоминают перестрелки, зомби-нацистов и прочие плоды оккультной деятельности Третьего рейха. А вот The New Order получилась хорошей и сточки зрения сценария, и с точки зрения стрельбы.
Безусловно, придраться к геймплею можно. И сомнительной ценности эпизоды со стелсом, и не лучший местами левел-дизайн, и прокачка эта вездесущая — но все это искупает возможность взять в обе руки по дробовику и с безумным кличем ворваться в ряды нацистов, сея хаос и разрушение.
Как шутер от первого лица The New Order без шуток работает чуть ли не идеально. Игра очень ненавязчиво предлагает «жонглировать» оружием, меняя его, исходя из ситуации на поле боя, из-за чего зачистка каждой отдельной комнаты получается уникальной. В одну влетаешь с гранатами наперевес, добиваешь врагов из автоматов, а затем метательным ножом снимаешь командира, который готовится позвать подкрепления. В другую входишь тихо, аккуратно разбираешься с врагами на высоте, и лишь затем выпускаешь свинцовый шквал, чтобы у тех не было ни единого шанса. Можно, впрочем, всю игру пройти с автоматами — никто, в общем-то, не запрещает.
Wolfenstein (что «Новый порядок», что дополнение к нему, что продолжение) — отличные игры, которые легко могут доказать любому скептику, что разработчики еще не разучились делать по-настоящему мощные шутеры.
Текст впервые опубликован в топе 20 шутеров от первого лица.
Wolfenstein II: The New Colossus
Алексей Корсаков
В 2017 году Wolfenstein 2: The New Colossus удивила игроков не обилием взрывов и не киборгами-нацистами. Кто бы мог подумать, что очередное приключение Бласковица сделает такой широкий шаг в сторону Голливуда!
В The New Colossus появилось много ярких персонажей, и каждый всячески притягивал внимание. Диалоги по-хорошему напоминали о фильмах раннего Гая Ричи и Квентина Тарантино. А бои все чаще сменялись кат-сценами, в которых рассказывали все еще безумную, но взрослую историю.
Нацисты победили, и в 1961 году Америка стала колонией Рейха. Фантастическое достижение команды разработчиков: в одной игре уживалась убедительная антиутопия и хулиганский фарс, серьезная драматургия и черный юмор. Причем от смешения стилей и интонаций The New Colossus не скатилась в безвкусицу, а лишь ярче обозначила свой неповторимый облик.
Впрочем, главным достоинством остались крутейшие перестрелки, мощные пушки и нацисты, закованные в броню. Правда, все это в том или ином виде мы уже встречали в прошлых играх серии. Брать в каждую руку по разному стволу — хорошая идея, но новый геймплей на ней не построишь.
Wolfenstein 2: The New Colossus стала, пожалуй, лучшей сюжетной частью серии. А во всем, что касается геймплея, в деталях повторила механики потрясающей The New Order.
Колосс запомнился только откровенной пошлостью, юмором ниже плинтуса и неоправданно длинными катсценами из-за которых и был брошен. Если для автора это уровень Ричи и Тарантино...
New Order сюжетно лучше The New Colossus почти по всем параметрам и там гораздо более правильный баланс между трэшем, драмой и боевиком. А New Colossus берет только режиссурой, графикой и несколькими мега-крутыми сценами. А кадр с голой, беременной Анной по уши в крови, поливающей нацистов из двух стволов это просто вершина безвкусицы на мой взгляд - трэш в худшем смысле слова.