«Игроки были бы рады, чтобы тренер был боссом». Интервью с тренером Virtus.pro ArsZeeqq
— Все примерно представляют, как происходит поиск игроков в состав, а на основе каких факторов выбирают тренера? Почему Virtus.pro выбрали именно тебя?
— Решают многие факторы. Один из них — это опыт. Вряд ли бы меня позвали в VP, если бы я раньше этим не занимался. К тому моменту я уже успел поработать в Spirit, Empire, Effect. Другой фактор — мы уже были знакомы с парнями, и они знали обо всем моем карьерном пути: о достижениях, победах, неудачах.
С поиском тренера почти также, как и с поиском игрока. Плюс очень многое здесь работает на ощущениях. Например, выбирая игрока ты основываешься на том, как он играет, но знать наверняка какой он будет в общении не всегда возможно. Поэтому я вначале был на испытательном сроке, мы съездили в Гамбург и после этого поняли, что готовы работать вместе.
— В традиционном спорте тренер — бог, чьи решения не обсуждаются. Как с этим обстоят дела в киберспорте. И сложно ли было тебе завоевать доверие ребят?
— Такого как в спорте, что тренер самый главный и за всех все решает в киберспорте еще нет. Но игроки подсознательно хотят чего-то подобного. Они хотят разделить часть ответственности с тренером, чтобы он помогал в решении сложных моментов. Например, игроки не всегда могут говорить друг другу негативные вещи, так что сами игроки были бы рады, чтобы тренер был бы этаким «боссом», но такого, к сожалению, в киберспорте еще нет.
Например, в Virtus.pro ребята с самого начала были ко мне очень лояльно настроены. Они дали мне карт-бланш со словами: «Делай с нами что считаешь нужным, а мы посмотрим, что из этого выйдет».
— В сложных ситуациях, когда команда не может совместно что-то решить, за кем остается последнее слово?
— Тут все зависит от команды, у кого-то все всегда решается демократично голосованием, а у других есть более жесткая иерархия в команде.
В Virtus.pro все-таки в сложной ситуации последнее слово будет за капитаном.
— Ты сказал, что игроки рады сами переложить на тренера решение некоторых проблем. Наверное, сюда относится и критика. Сложно ли тебе критиковать игроков и не обижаются ли они?
— Это одна из причин, почему я стал тренером. Все время, когда играл в своих командах, я замечал кучу ошибок, но у меня не получалось объяснить тиммейтам, кто и где не прав. Психологически, когда ты играешь с этими людьми, у них тут же включается защитная реакция: «Ты сам ошибаешься, поэтому не имеешь права нам что-то говорить». Будучи тренером, я не нахожусь вместе с ними в игре, поэтому могу спокойно любому объяснить где и как он ошибся. И если тебя критикует тренер, то этот защитный механизм у игроков не срабатывает, и они действительно прислушиваются и начинают анализировать свои ошибки. Потом уже все вместе мы это спокойной обсуждаем.
— Ты строгий тренер?
— Бывало я заходил в практис рум после победной игры, хочу что-то очень важно рассказать, а мне с порога: «Ты чего с таким гнусным лицом заходишь, а?» (смеется). Ну, а если серьезно, то, когда как. Команда — это микроорганизм, у которого есть своя флора. Когда в команде все отлично, то, конечно, тебе не нужно быть строгим, и наоборот. Поэтому у меня нет какого-то конкретного режима: «строгий тренер», «добрый тренер», я всегда действую по ситуации.
— Ты читал какую-то профессиональную литературу по психологии или тимбилдингу, когда стал тренером?
— Я читал несколько книг по спортивной психологии. Одна из них, не помню сейчас название, была о спортивном психологе, который работал со скалолазами. На примере этих ребят там описывалось очень много интересных фишек из спортивной психологии.
— Это помогало тебе в работе?
— Да, очень! У меня все было на уровне ощущений, но у меня не было теоретического фундамента. После того, как я начал читать специализированную литературу, 90% моих мыслей подтвердилось. В этом очень помогло.
— Может ли тогда человек, у которого есть этот базис теории, о котором ты сейчас сказал, стать успешным киберспортивным тренером, если у него условно 2к ММР?
— Он может стать тренером, который будет следить за дисциплиной, коммуникацией. Например, в Virtus.pro все эти вещи нужны намного меньше, чем командам, в которых я был до этого. В Virtus.pro я, скорее, как 6-й игрок. С моим мнением считаются, прежде всего, в вопросах самой «Доты». Virtus.pro команда настолько высокого уровня, что все эти психологические фишки они и так знают, их не нужно этому учить. Им просто нужен, скажем такой, «Дота консультант».
— Ты как-то говорил, что Virtus.pro — это команда, которой, в отличие от многих, не нужно объяснять примитивные вещи. В чем заключается это преимущество VP? В психологии?
— Они очень долго вместе. В этом большая заслуга Леши «Solo» — это лидер экстра-класса. Он когда-то сказал им: «ребята надо делать вот так», и у них это все отпечаталось в голове. Теперь они уже все понимают и знают.
— Что на твой взгляд сложнее: проигрывать как тренер, или как игрок?
— Есть разница скорее в самом процессе. Когда ты играешь — ты спокоен и просто выкладываешься на максимум. Когда же ты в роли тренера, ты смотришь как играет твоя команда и понимаешь, что не можешь им ничем помочь в этот момент. Это очень выводит из себя. Я всегда сижу и кусаю губы, грызу ногти. Нереальные тики появляются. Когда ты играешь, ничего подобного нет. То же самое и с поражениями.
Если ты проиграл как игрок, но при этом выложился на максимум, то тебе спокойнее. А если ты проигрываешь как тренер, то ты сразу должен придумать, как подбодрить команду, где что можно изменить.
Я бы сказал, что будучи тренером сложнее переносить поражения. Но я уверен, что, если спросить у парней, у них будет другое мнение. Они очень сильно переживают из-за поражений.
— В футболе есть еще один популярный принцип: «побеждает команда, проигрывает тренер». На мой взгляд фанаты Virtus.pro перенесли его и на вас. Если VP побеждает — парни молодцы, если проигрывает — ArsZeeqq фигню «напикал». Как ты воспринимаешь все эти выпады в свой адрес?
— Когда я пришел в VP, мне было очень непривычно из-за повышенного внимания к себе. Тогда я сидел и очень расстраивался, когда читал негатив в свой адрес. Но потом у меня в один момент щелкнуло, и я на все забил. Если честно, мне наплевать на весь этот хейт.
Если кто-то думает, что хейт — это адекватная критика или грамотный фидбек, то я скажу: «Нет, это не так. Это просто срач».
Поэтому я уже не обращаю внимания на это и даже где-то с этого рофлю. Недавно, например, скинули в комментариях ссылку на петицию, чтобы меня кикнули из команды (смеется). Для меня все это уже какой-то мем.
— Ты общаешься с другими тренерами. Есть момент передачи опыта, заимствования фишек?
— Когда я только начинал, я общался с Сашей «Хвостом». Он делился своим опытом и много интересных вещей рассказывал. Сейчас иногда общаюсь с тренером Complexity Kips, она как раз пример тренера вне «Доты». На афтепати я иногда к ней подхожу задать какой-нибудь вопрос. На этом, наверное, все.
Я так скажу, когда я начинал тренерскую карьеру, я был такой один, кто умеет здесь и сейчас сесть сыграть в «Доту» и при этом управлять командой.
— B завершении хотел спросить про EPICENTER. Что ждать там от команды после не самой удачной игры в Париже и валидольных отборочных?
— Мы точно хотим выложиться на максимум. На EPICENTER вряд ли будет много экспериментов, как, например, это было в Париже.
Если мы разберемся со всеми нашими внутрикомандными моментами, я уверен, мы сможем претендовать на самые высокие места.
Гений! Единственный, кто в этом сезоне перепикивал Пуппея
Ждем Донди на роль тренера в вп
Где-то тихо смеётся Ваня Артстайл...