Игра с сюжетом плохого комикса: 5 основных проблем Marvel's Spider-Man
В ушедшем 2022 году состоялся релиз сразу двух переизданий игр про Человека-паука на PC: Spider-Man (2018) вышла летом, а осенью появилась Marvel’s Spider-Man: Miles Morales. Кроме этого, обе игры попали в пользовательское голосование Steam по выбору лучших игр года, причём игра про Питера Паркера была номинирована как «Лучшая игра с выдающимся сюжетом». Автор «Канобу» Руслан Ярсанаев перепрошёл обе игры и подробно расписал, почему история в этих проектах больше достойна плохого комикса. Для удобства аргументы разделены на отдельные главы.
Осторожно, спойлеры!
Проработка главного злодея
Отто Октавиус в конце концов оказывается главным злодеем, стоящим за нападением на Нью-Йорк и распространением опасного вируса. Но история начинается не с него – сперва Человек-паук отправляет за решётку Уилсона Фиска, известного в криминальной среде как Кингпин. Под его управлением находились многие преступные группировки, большая часть незаконных операций требовала его одобрения. Перед своей поимкой Фиск успевает сообщить Паучку, что сдерживал зло в Нью-Йорке, ещё более страшное и могучее, чем он. Иронично, но он оказался прав.
После пролога с Фиском игра знакомит с Отто, который выступает наставником Питера Паркера. Их общий проект может позволить людям, потерявшим конечности, жить нормальной жизнью. От успеха зависит будущая карьера Паркера, а у Октавиуса целая жизнь — он болен, из-за чего теряет контроль над своим телом. Его ум и личность могут оказаться буквально заперты в беспомощной оболочке. Но проект постоянно страдает от разных проблем, в том числе из-за конкурента и бывшего друга Отто, которым оказывается мэр города Норман Осборн.
Октавиус решается на опасный эксперимент, придумав не замену конечностей, а создание новых. Так он приобретает свои иконические щупальца, а заодно и повреждения мозга — Октавиус ступает на опасную тропу, перестаёт трезво оценивать риски и начинает сходить с ума, попутно становясь злодеем. По крайней мере, игра на это усиленно намекает. Проблема в том, что это какой-то абсурд: хронологически выходит так, что Отто спланировал и организовал проникновение в тюрьму и кражу опасного вируса буквально за пару суток, успев параллельно договориться с пятёркой злодеев, создать щупальца, обустроить тайное логово и заминировать его.
Такая скорость работы просто феноменальна, поэтому непонятно, почему он так долго не мог достигнуть успешного завершения своего проекта. Кроме того, игра не даёт ответов на то, почему он работал над протезированием, если у него с самого начала отказывало всё тело, а не конкретная его часть. Если он хотел в первую очередь помочь себе, то ему бы следовало пустить работу сразу в сторону создания искусственного тела. И Октавиус так быстро лишается ума, что его скорости могут позавидовать некоторые гонщики Наскар. Героя представляют положительным персонажем (пусть и с грехами в прошлом), однако всего пара дней влияния щупалец – и вот перед нами агрессивный и безумный злодей.
Игра могла лучше раскрыть Октавиуса, покажи она его как потенциального злодея в самом начале: он мог озлобиться не в результате использования щупалец, а потому что щупальцы лишь усилили его негативные черты. Можно было бы вставить сцену, в которой учёный недоволен постоянными уходами своего напарника и уже подозревает его в чём-то неладном. Опять же, сценаристы могли бы немного намекнуть на то, что Отто знает альтер-эго Паркера и уже расценивает арест Кингпина как свой шанс. Тогда бы у него было бы намного больше времени и средств на то, чтобы придумать и реализовать свой коварный замысел.
Отсутствие злодеев большую часть времени
Примерно 70% игры в повествовании нет суперзлодеев, а когда они появляются, то герой как будто устраивает зерг-раш из Starcraft 2, расправляясь с ними за бой или два. В начале одна миссия посвящена Кингпину. Потом два задания требуют победы над Шокером, который здесь представлен так невзрачно, будто ему место во второстепенных заданиях. Следом идёт сюжет с Мартином Ли, которого хотят представить главным злодеем, но его быстро сажают в тюрьму. А в третьей половине игры происходит побег, после которого герой за пару встреч побеждает вообще всех: Рино, Скорпиона, Электро, Стервятника, Мартина и, наконец, Октавиуса.
Проблема в том, что все эти злодеи не «размазаны» по сюжету, а их просто вкидывают ближе к финалу как горсть незначимых противников. Игра даже не пытается их раскрыть или уделить им должное внимание: на Октавиуса и Мартина игра потратила кучу времени, но всех остальных обделила. О них немного рассказывается через коллекционируемые предметы, но основной сюжет как будто предполагает, что игроки и так хорошо знают кто перед ними.
Хотя это не так, ведь если история становления Человека-Паука почти всегда одинаковая, то многие персонажи в этой игре предстают в ином свете. Например, у ЭмДжей карьера отличается от её классического образа (речь про Землю-616, основную в каноне комиксов Marvel), её отношения с Паркером тут тоже другие, а история Тёти Мэй развивается в совершенно другом ключе. То есть различий много, и рассчитывать, что в таком мире фанаты по определению детально знакомы со всеми персонажами — далеко не лучшее решение.
Серебряный Соболь и её организация
Наёмница и глава «Соболь Интернешенал» каждым своим появлением заставляет усомниться в том, что она вообще персонаж, а не картонная кукла. Она – опытный боец, но всего лишь человек. Несмотря на это, ей всегда удаётся прижать главного героя к стенке, зачастую буквально. Но вот её подопечные не могут помешать не только Паучку, но даже парочке злодеев. Люди Мартина Ли раскидывают наёмников как детей, легко рушат их планы, и просто заставляют усомниться в их компетентности. Самое смешное то, что отряды Соболя почти в каждом своём действии вызывают в городе больше разрушений, чем Человек-Паук за всю игру.
Этих увальней нанял Норман Осборн, который в первую очередь хочет защитить себя, а заодно прикрыть свою грязную историю. Он – мэр, скоро переизбрание, от его безопасности зависит жизнь его сына, Гарри Осборна. В такой ситуации ему бы стоило привлекать к себе поменьше внимания, но вместо этого – всему городу становится известно о том, кто пригласил наёмников Соболя. А эти ребята сильно портят жизни местным: решают перекрывать улицы, арестовывать всех подряд, а в какой-то момент даже готовы открыть огонь на поражение прямо в центре города, нанося удары по транспорту, в котором находится крайне опасное вещество.
Игра переполняется глупостью в тот момент, когда Паук и Соболь за одну беседу приходят к соглашению, после чего наёмница спасает его, просит не умирать, а затем и вовсе звонит и рассказывает о том, что хочет пересмотреть свои взгляды на жизнь. То есть, эта «сильная» женщина, которая, так или иначе, расценивала героя как своего оппонента, успешно его побеждала (правда, только потому, что в бою с ней Паук резко становился медленным и слабым), вдруг решает просто так излить ему душу.
Всё это можно было бы исправить очень просто: Соболь стоило нападать на Паука только в тех ситуациях, когда он действительно мешал её людям, которые могли бы неплохо справляться с бандой Мартина Ли и прочими преступниками, нанося большие повреждения городу. Да, Паучок бы продолжил лезть в гущу событий, но зато наёмники бы показали себя профессионалами. В этом случае Соболь могла бы расценивать супергероя не как угрозу, а как мешающий её людям фактор – можно оставаться к нему благосклонной, а временами оперировать фразой в духе «приказ есть приказ».
Но на деле то, как она справляется с героем в игре — просто чушь. Она всё же человек, и Паучок со всей своей необычайной реакцией просто обязан быть для неё неуловимым. Тогда Соболь стоило не просто пистолетами размахивать и пируэты делать – а бороться с героем с помощью ловушек и внезапных атак. Её боевой опыт мог бы быть полезен в сражении с превосходящим её противником: она могла делать замах одной рукой, но на самом деле бить другой. Примерно так она и сражалась с Пауком в комиксах, просто путая его и «перегружая» «Паучье Чутьё».
Человек-Паук и его окружение
Почти всё, что связано с главным героем, вызывает вопросы. Чтобы немного сократить, стоит пойти поэтапно – с самого начала игра демонстрирует, что перед нами уже опытный Человек-паук. Он занимается геройством плюс-минус 8 лет, но в этой вселенной он пережил раз в 10 меньше сражений, кроссоверов и прочих столкновений, что были с ним в комиксах. И, честно говоря, опыт героя почти не виден: поменяй авторы возраст геройства до пяти или даже трёх лет – радикально ничего не изменится. Даже его силы продемонстрированы слишком приземлённо – пару раз он говорит, что сдерживается, чтобы никому не навредить. Но даже так Паркер неоднократно подвергает других людей серьёзному риску.
Видимо, в этой вселенной Паучок чаще сражается с мафией, чем суперлюдьми. Герой и в комиксах этим промышлял, но здесь он слишком похож на какого-то Сорвиголову, просто зрячего и чуть более сильного (и всё также получающего по голове). Паучок недостаточно силён, чтобы сразу поднять придавившую людей колонну, недостаточно проворен для уворотов от пинков и ловушек, а также недостаточно прочен, чтобы пережить нескольких ударов. От взрыва, в котором семья Моралеса выживает полностью, и от пары впечатываний в стены Октавиусом главный герой моментально теряет сознание. Слабость персонажа особенно заметна в следующий игре, на фоне Майлза.
А ещё очень быстро выясняется, что Паркер в игре – самый настоящий рыцарь в сияющих доспехах, добрый и наивный. И им, разумеется, крутят-вертят как хотят. Особенно печально это становится в DLC про Чёрную Кошку, которая из героя совершенно безнаказанно вьёт верёвки – Паучок только рад погрузиться в её проблемы и решить их.
Из этого вытекает проблема отношений. Игроки (просто потому, что это совершенно отличный от канона мир) не знают историй местных Кошки, ЭмДжей и Мэй Паркер. Это три самые важные женщины для Питера Паркера: первые две – это любовный интерес, третья – практически мать героя. И Marvel’s Spider-Man буквально паразитирует на том, что конкретно с этими персонажами в конкретно этой вселенной пользователи не знакомы. Insomniac Games в любой момент может - что регулярно и делает - вбросить любой факт из прошлого: например, что у Питера может быть ребёнок от Кошки. И с одной стороны это здорово – у сценаристов были развязаны руки. А с другой – во время прохождения, когда узнаёшь эту информацию, идёт ассоциация не со здешней героиней, а с каноничным образом из комиксов, что становится большой проблемой.
Это же относится и к другим людям в окружении Паучка: игра базируется на их образах, периодически вкидывая какие-то факты из их прошлого. Но этих героев на экране мало. Возможно, что это индивидуальная проблема людей, которые следили за разными версиями Человека-Паука и за их развитием. Скорее всего, не для каждого игрока вышеописанное станет раздражающим фактором – не все смогут различить ЭмДжей с Земли-616, вселенной Ultimate и линейки Marvel Knights. Это, по сути, разные персонажи, но вариации одного – а для кого-то они все одинаковы. Просто в этой игре намеренно делается акцент на окружение Паркера, поэтому хотелось бы побольше сцен и активностей с этими действующими лицами. Чувствовать себя героем и ловить угнанные машины круто, но одна из особенностей Человека-Паука в том, что иногда он творил добрые дела и был героем без своих способностей. Например, когда помогал тёте справиться с долгами или навещал смертельно больных детей.
Кстати о тёте Мэй – то, насколько её мало, становится очевидно в самом финале.
Майлз Моралес и его окружение
Самый большой недостаток этого персонажа в том, что он не нужен истории. На его месте могла быть ЭмДжей или любой другой персонаж. Возможно, что через него хотели лучше раскрыть Паркера как наставника, подвести его к работе педагогом или показать его мудрым, взрослым человеком, что к своим годам сохранил веру в доброту людей. Увы, ни в основной игре, ни в дополнениях, ни даже в игре про нового Человека-паука ничего подобного нет. Пару раз разработчики демонстрируют сцены с общением героев, но этого недостаточно для раскрытия персонажей – их хватает только на то, чтобы убедить игроков в дружбе между ними, не более.
В дополнениях Моралесу 15 лет, а в игре про него герою уже 16 лет. То есть у Паркера было плюс-минус 12 месяцев на обучение юноши повседневности Человека-паука. Сценаристы старательно напирают — Майлз супергерой, да ещё какой! Лучший, величайший, окончательный или предельный — перевод слова «ultimate» выберите сами. Потому что Паркер повторит это раз двести, общаясь с Майлзом через телефонные звонки или свои голограммы. Может быть авторы так сильно хотели сделать отсылку на те комиксы, откуда пришёл герой, но они перестарались. Потому что новый Человек-паук постоянно лажает, но при этом всё равно остаётся великолепным во всём, что делает.
Сценаристы выписали из Майлза Моралеса типичного персонажа-Мэри Сью, которому достаточно мотивационной речи, чтобы справиться с чем угодно. Он даже умудряется упасть с высоты 443 метров (плюс-минус высота Эмпайр-стейт-билдинг), и не только пережить это, но также подняться, отряхнуться и полететь геройствовать дальше. А до этого он впитал в себя энергию мини-ядерной бомбы и подрался с превосходящим его злодеем. Хотя в этой же вселенной Человек-паук Паркера нуждался в операции после того, как Октавиус всего лишь вытер им пол. Старость, наверное. Аура совершенства Моралеса настолько высока, что распространяется на всех окружающих его персонажей. Его мама почти как тётя Мэй, только лучше — сильная и независимая женщина-политик, которая знает тайну сына и помогает ему. Его лучший друг на самом деле невероятный программист, а подруга превосходит гений Тони Старка в разы… жаль только, что истеричка и дальновидностью обделена.
Первый же ключевой враг Моралеса – это его подружка детства, что смогла из подручных средств не только собрать очень мощный боевой костюм, но обеспечить его аналогами целую банду негодяев. Дядя Майлза, как и в комиксах, оказывается опытным и известным антизлодеем Бродягой, а первый встреченный Моралесом бизнесмен — бякой-букой, которая по праздникам дарит сотрудникам тренинги и канцелярские наборы. В своей вселенной про Паучка студию Insomniac швыряет из крайности в крайность: то всё приземлённо и единичные «суперлюди» могут формироваться годами, то вдруг начинается типичный комиксный сюжет и каждый второй оказывается особенным.
Авторам вообще не удалось найти баланс между правдоподобностью и супергероикой, из-за чего повествование работает как кривое зеркало — вызывает смех, если в него вглядываться.
Но одно у игры про Моралеса вышло хорошо: действительно показать типичную комиксовую супергероику. Чернокожий Человек-паук преследует и бьёт злодеев в центре города, что выглядит эпично и масштабно. Тинкерер прыгает от здания к зданию, ломая всё на пути; Носорог таранит легковые автомобили, разнося грузовики в пух и прах. В основной игре про Паркера игра запирала злодеев на ограниченных территориях, где им не давали разгуляться – и единственный, кто смог вдоволь «позлодействовать», оказался Мистер Негатив.
Итог
У студии Insomniac хорошо получилось отразить повседневность Человека-паука в геймплейной составляющей своих игр, но вот истории получились не слишком удачными: в обеих играх они если не спорные, то плодородные для обсуждений. И хотя текста с претензиями к Marvel’s Spider-Man расписано больше, повествование в проекте про Питера Паркера намного лучше. У него есть проблемы с темпом, равномерностью, перебором глупости и наивности — тем не менее, это занятная и напряжённая история. Героям сопереживаешь, у них есть правдоподобная мотивация, и даже победа над Октавиусом ощущается как личное поражение из-за эмоциональной привязанности к нему. Сюжет, каким бы проблемным не был, последовательный и «зрелый».
Marvel’s Spider-Man: Miles Morales этого напрочь лишена: история в игре ничуть не лучше каких-то «Дивергентов», «Голодных игр» или прочих однотипных проектов про особенных подростков. Это жвачка для мозга, которая вкидывает набор стереотипов вместо цельных образов персонажей или событий. И для того, чтобы Майлз Моралес смотрелся в таких условиях уместно, его будто сделали глупее. При этом игра не чурается напоминать о том, что он «выдающийся», как, впрочем, и всё его окружение. Подобным сюжетам место в еженедельных комиксах, которые зачастую клипают лишь бы выпустить — о качестве никто и не думает. Потому и обидно, что на эти игры потратили много сил, и вышли они отнюдь ни на одной неделе, ни в один месяце, и даже ни в один год.
Про Человека-паука хватает увлекательных историй что в комиксах, что в мультсериалах — даже его отношения с Крейвеном-охотником зачастую были непростыми и запоминающимися. Охотник был не только заклятым врагом Паучка, но даже бывал его ментором и напарником. Этот персонаж, кстати, появится вместе с Веномом в Marvel’s Spider-Man 2. Именно поэтому о недостатках сюжета первых частей надо помнить и говорить, чтобы и игрокам быть готовым к тому, что их ждёт, и чтобы разработчики понимали то, что аудитории нравится, а что нет. Потому что какая разница, насколько игра хорошо передаёт ощущения от игры за Человека-паука, если происходящее на экране раздражает и оставляет после себя дурное послевкусие?