Идти — не идти: «Смерть на Ниле» — второе дело Эркюля Пуаро со звёздным кастом и странными правками
До проката добралась детективная драма «Смерть на Ниле» (Death on the Nile) — сиквел фильма «Убийство в Восточном экспрессе» 2017 года. Автор «Канобу» Мари Григорян перечисляет приятные моменты экранизации одного из самых известных романов Агаты Кристи — и объясняет, почему они не вызывают желания бежать в кинотеатр.
Что это за рубрика?
В рубрике «Идти — не идти» авторы и редакторы «Канобу» коротко разбирают не самые громкие релизы и объясняют, стоят ли они того, чтобы идти в кинотеатр
Бессмертная классика Агаты Кристи
Издание Empire в рецензии на «Смерть на Ниле» пишет, что фильм «Достать ножи» 2019 года задрал детективам высокую планку, до которой сложно достать. Однако согласиться с этим сложно: истории Агаты Кристи даже спустя 80 с лишним лет после публикации смотрятся прекрасно.
На дворе полные блеска и роскоши 30-е годы. Красивейшая пара женится вскоре после знакомства, разбрасывается деньгами направо и налево и в свой медовый месяц собирает друзей и близких на теплоход «Карнак», плывущий по Нилу.
Мешает счастью только Жаклин де Бельфор (Джеки), бывшая подруга Линнетт и бывшая невеста Дойла, которая когда-то их и познакомила. Джеки следует за новобрачными, куда бы они не уехали. Так на «Карнак» попадает Пуаро: Линнетт надеется, что известный сыщик сможет избавить их с мужем от преследования Джеки, и просит его поговорить со сталкершей.
Все персонажи детективов Кристи имеют яркие отличительные черты. Свои загадки писательница заворачивает в социальные и эмоциональные конфликты не хуже сценариста-режиссера «Достать ножи» Райана Джонсона. В каждом её детективе сплетались основные пороки людей — жадность, зависть, похоть, иногда даже уныние и слабохарактерность. Поэтому настолько интересно наблюдать, как Пуаро распутывает клубок чужих взаимоотношений, ищет мотивацию и потенциальный толчок к убийству.
Линнетт умирает от руки одного из пассажиров теплохода, так что убийцу можно вычислить простым методом исключения. Но каждый сюжетный поворот вызывает приятное удивление — даже если вы знаете сюжет «Смерти на Ниле» заранее. Ведь интересна не личность преступника, а способы Пуаро вывести его на чистую воду. И фильм даёт детективу разгуляться — проводить допросы, искать улики и строить удивительные теории. Дополнительно зрителей заставит понервничать тот факт, что злодей (или злодейка) не ограничивается одним убийством.
Яркие образы и красивые съёмки
Главный актёр и режиссёр «Убийства в Восточном экспрессе» Кеннет Брана снял сиквел и исполнил роль бельгийского детектива Эркюля Пуаро. Помимо него в касте фильма значится несколько очень громких имён. Например, яркую пару новобрачных — миллионершу Линнетт Риджуэй-Дойл и её мужа Саймона Дойла — играют Галь Гадот («Чудо-женщина») и Арми Хаммер («Агенты А.Н.К.Л.»).
Хаммера и Гадот с лёгкостью затмевают остальные актёры фильма. Соперницу Линнетт играет восходящая британская звезда Эмма Маккей, которую многие знают по роли бунтарки Мейв из «Сексуального просвещения». Маккей превратила одержимую, слегка жалкую Джеки в яркий, интересный, почти гипнотизирующий образ.
Каст здорово разбавил британский стендап-комик Рассел Брэнд («Побег из Вегаса»), известный в основном участием в юмористических программах и своими скандальными выходками — в 2008 году его уволили из радиошоу за звонок актёру Эндрю Саксу и неприличные комментарии в адрес его внучки. Брэнд отлично выглядит в неожиданно серьёзной и трагичной роли доктора Бесснера.
Достаточно времени получили и второстепенные герои: роскошная блюз-певица Саломея Оттерборн (номинантка на «Оскар» Софи Оконедо), или убеждённая социалистка Мэри Ван Шуйлер (Дженнифер Сондерс) — крестная Линнетт, которая ненавидит богачей, раздала всё имущество и постоянно обвиняет родственницу в эксплуатации рабочего класса.
1930-е годы художник по костюмам фильма Пако Дельгадо назвал одной из самых весёлых эпох в моде. Для картины создали 150 нарядов. Дельгадо тщательно выстраивал для каждой сцены цветовые схемы, чтобы все костюмы гармонировали в кадре. Прибавьте палящее египетское солнце, пирамиды и отлично нарисованные воды Нила — и станет ясно, насколько красивой получилась картинка.
Хотя изображение — в отличие от первой полнометражной экранизации романа 1978 года — страдает от обилия компьютерной графики. К примеру, авторы фильма вставили странные сцены вроде нападения крокодила на сидящих у воды птиц. И птицы, и крокодил созданы с помощью CGI — это очень заметно, что выбивает из атмосферы исторического детектива. В некоторых сценах на фоне пирамид можно заметить плохой хромакей, который тут особенно режет глаз из-за ярких цветов и ослепительного освещения.
Что может смутить
Фильм начинается не со знакомства с новыми героями или самого убийства, а с черно-белого флэшбэка Пуаро. Он вспоминает военную службу и трагический день, когда его капитан подорвался на мине. Это событие оставило неизгладимый след на детективе, в том числе буквальный: он получил страшные шрамы, из-за которых начал носить необычные усы. Там же мелькает некая невеста Пуаро.
Брана ещё не раз будет отвлекаться на личную жизнь великого сыщика: Пуаро вздыхает об утерянной любви, флиртует с одной из подозреваемых, рассказывает о мечте уйти на пенсию и стать простым фермером… На экране совсем не отстранённый, рациональный и вдумчивый детектив из романов Кристи: эмоции даже мешают ему заниматься делом.
Это лишь одно из многочисленных изменений, которые сценарист Майкл Грин внёс в сюжет «Смерти на Ниле». Вместо полковника Рейса (друга Пуаро и частого гостя романов Кристи) появился молодой человек по имени Бук, наследник большого состояния. У него тоже есть сюжетная линия, не фигурировавшая в книге. Вероятно, авторы фильма пытались добавить больше эмоциональных конфликтов, чтобы в центре внимания был не только любовный треугольник из Линнет, Саймона и Жаклин.
Много времени удивляется многочисленным размышлениям о любви, что затмевает главные ценности романов Кристи: напряжённую работа ума Пуаро; накаляющуюся с каждой страницей обстановку; запутанные отношения между подозреваемыми и блестящее расследование, которое приводит к неожиданной разгадке.
В сюжетных и визуальных решениях авторов «Смерти на Ниле» видно желание осовременить историю. Картина насыщена сексуальностью: в первой же сцене, где зритель знакомится с действующими лицами, Джеки и Дойл очень провокационно танцуют под песни Оттерборн. Дойл и Линнетт превращают цитаты из постановки «Клеопатры» в некое подобие dirty talk и пытаются уединиться прямо в древнем египетском храме. В диалогах героев проскальзывают актуальные социальные темы: от расизма до социального и финансового неравенства.
Они не мешают восприятию фильма и точно не делают его хуже — несправедливое отношение к темнокожему населению для выходцев из Великобритании и США 30-х годов вполне естественно. Но и более захватывающей картина от этого не стала.
Рекомендация «Канобу»
В руках Кеннета Браны «Смерть на Ниле» не стала богаче: история обросла лишними деталями, которые не сообщают ничего нового, не делают проблемы героев более близкими для зрителя, а события — более интересными. Они лишь отвлекают от детективной линии и размывают эффект от одного из известнейших романов Агаты Кристи. Кроме талантливой и яркой игры Эммы Маккей, актёрские работы в фильме тоже сложно назвать выдающимися. К сожалению, сиквел неплохо оценённого «Убийства в Восточном экспрессе» к просмотру не обязателен — по крайней мере, если говорить о кинотеатрах.
Cудя по восторженной реакции критиков на фильм Кеннета Браны «Белфаст», который даже номинировали на «Оскар» 2022 года, оригинальные истории ирландскому режиссёру удаются лучше адаптаций.