Идти — не идти: «Падение Луны» — фильм-катастрофа от Роланда Эммериха
С 3 февраля в российских кинотеатрах стартует «Падение Луны» — фильм-катастрофа Роланда Эммериха, известного любителя всевозможных катастроф и нападений пришельцев вроде «Послезавтра» или «Дня независимости». В новой картине режиссер собрал вообще всё, что было в его предыдущих фильмах: и нападение инопланетян; и угрожающую всему миру катастрофу; и семейную драму. Автор «Канобу» Алексей Егоров по фактам объясняет, стоит ли идти на новый фильм Эммериха в кино.
Что это за рубрика?
В рубрике «Идти — не идти» авторы и редакторы «Канобу» коротко разбирают не самые громкие релизы и объясняют, стоят ли они того, чтобы идти в кинотеатр
Почти весь сюжет фильма слили в трейлерах
Открывающая сцена фильма знакомит зрителей с Брайаном Харпером (Патрик Уилсон) и Джо Фулер (Холли Берри), двумя астронавтами, которые заняты починкой спутника на земной орбите. Рутинную работу прерывает загадочный черный рой, который атакует шаттл и убивает их коллегу. Рассказам чудом вернувшегося домой Харпера никто не верит — комиссия NASA считает, что астронавт врёт, а гибель третьего члена экипажа считают халатностью. Брайана отстраняют от должности, Фулер же остается в космическом агентстве, так как ничего не помнит об инциденте.
События переносятся на десять лет вперед, когда конспиролог и сторонник теории о полой Луне Кей Си Хаусман (Джон Брэдли) обнаруживает, что спутник планеты сошел с орбиты. Он всеми силами пытается связаться с NASA, однако все его усилия оказываются тщетны. В итоге Хаусман не придумывает ничего лучше, чем опубликовать информацию в социальных сетях, что мгновенно вызывает панику.
Дальнейшие события вряд ли кого-то удивят: Луна начинает приближаться к Земле, вызывая различные катастрофы, вроде цунами и землетрясений. NASA пытается организовать экспедицию на «заблудившийся» спутник и выяснить, можно ли как-то вернуть Луну на место. Военные же хотят использовать ядерные ракеты, чтобы разрушить Луну, когда она войдет в атмосферу Земли.
Фулер тем временем узнает, что высокопоставленные сотрудники NASA еще с 60-х годов были в курсе о том, что Луна — совсем не то, чем кажется. Затем героиня находит оружие против загадочного черного роя и отправляется в космос, прихватив с собой Харпера и Хаусмана. С этого момента события начинают разворачиваться в двух местах: в космосе и на Земле, где остались родные главных героев.
В целом перед нами классический фильм-катастрофа: ученые, которым никто не верит; угроза существованию всего человечества; неадекватные герои и семейные ссоры; а также бравый отряд из нескольких человек, от которых зависит всё. Вы видели это в «Дне независимости», в «2012», да и во множестве других фильмах на схожую тематику. Хоть как-то удивить может только финальный твист, да и тот получился крайне шаблонным. Если вам хочется посмотреть на что-то похожее по тематике, но с куда более интересным сюжетом — обратите внимание на «Не смотрите наверх». Там история тоже вращается вокруг грядущей катастрофы, угрожающей всему человечеству, только ставка делается не на спецэффекты, а на сценарий и сатиру.
Разрушения совсем не впечатляют
Ключевая особенность любого фильма-катастрофы — демонстрация творящегося вокруг кошмара. «Послезавтра» показывало, как большая часть планеты оказалась засыпана снегом и льдом. В «Дне независимости» пришельцы разрушили крупнейшие города землян — и до 1996 года действия инопланетян никогда не показывали со спецэффектами такого размаха. В «Падении Луны» весь удар на себя принимает США, да и никаких действительно интересных спецэффектов Эммерих в фильм не добавил.
Из всех катастроф мы видим разве опустошительные цунами в момент, когда герои улетали в космос, и лунные обломки, которые в огромном количестве бомбардируют поверхность планеты.
Близкий проход Луны от Земли захватывает за собой объекты, поднимая их в воздух, а кислород в какой-то момент становится слишком разреженным для дыхания. Но эти интересные идеи обыгрываются буквально в одной-двух сценах. Причем «прыгающая» гравитация в основном играет на руку героям, да и падающими обломками Луны они умудряются пользоваться в своих интересах.
Итоговые разрушения «Падение Луны» показывает лишь мельком: парочка полуразрушенных и полузатопленных городов да Крайслер-билдинг, которое оказывается где-то в горах, а не в Нью-Йорке. И всё! Неважно, что Луна практически «легла» на Землю; неважно, что цунами и гравитационные аномалии должны были стереть в пыль половину планеты. Бюджет картины при этом, согласно Deadline, составил 146 миллионов долларов.
Драма ради драмы и ужасные диалоги
В фильме есть сразу три сюжетных линии, посвященные семьям главных героев. Приличный кусок хронометража посвящен именно семейным разборкам.
Начнём с Харпера. После его ухода из NASA он потерял не только работу, но и семью — жена с ребенком ушли к Тому Лопесу (Майкл Пенья), владельцу автосалона Lexus. Сын в самом начале картины оказывается арестован за превышение скорости и хранение наркотиков, и с отцом разговаривать не желает, хотя тот и делает всё возможное, чтобы сына вызволили из-за решетки. Естественно, ближе к середине Харперу удаётся помириться с сыном. Том, который большую часть картины ведёт себя самодовольный и самовлюблённый дурак, ближе к концу совершает достойный поступок.
У Фулер тоже с личной жизнью все не сладко — у неё есть сын Джимми и бывший муж Дуг Дэвидсон (Эме Иквуакор), который служит в армии США. Из-за разногласий между бывшими супругами за ребёнком присматривает Мишель (Келли Ю). В середине фильма пути Харпера и Фулер с их семьями расходятся: астронавты отправляются на Луну, семьи пытаются добраться до бункера в центральной части США, где их пообещал приютить Дэвидсон. Наконец, у Хаусмана есть пожилая мать, страдающая от деменции.
Встретятся ли герои со своими родными снова? Всем ли удастся выжить? Эти вопросы интересовали бы зрителя, если бы Эммерих и сценаристы картины потрудились сделать героев нешаблонными, а их поступки — логичными. Вместо этого и главные, и второстепенные персонажи ведут себя как конченные идиоты. «Я не могу лететь туда, Джо, — говорит Харпер на предложение Фулер слетать на Луну и предотвратить катастрофу. — У меня слишком много проблем здесь, на Земле». «А, то есть то, что Луна скоро врежется в планету — это не одна из них?» — спрашивает у него Фулер. И дело не в том, что герой боится лететь: он соглашается сразу же, как ему обещают помочь вытащить сына. Просто с расстановкой приоритетов у героев (и сценария) огромные проблемы.
Ради чего можно посмотреть фильм
Красивый, но ужасно скучный и вторичный фильм, которому нечем удивить ни любителей научной фантастики, ни фанатов фильмов-катастроф. Для Эммериха это шаг назад, потому что картина смотрится куда хуже, чем все его предыдущие фильмы на схожую тематику, и единственное, что может хоть как-то оправдать немаленький бюджет ленты — это компьютерная графика.
Графика в фильме получилась на уровне крупных блокбастеров от Disney, поэтому наблюдать за тем, как герои на своем старом шаттле пролетают через облако обломков Луны и впрямь увлекательно. Или за тем, как обломки спутника разносят горы: масштабности, конечно, фильму отчаянно не хватает, эпизод с разрушением города градом космического мусора здесь всего один, но смотрится он неплохо.
Эммерих не так давно резко высказался, что Marvel и DC со своим потоком кинокомиксов фактически «уничтожили киноиндустрию», потому что никто не делает ничего нового.
При этом «Падение Луны» — это буквально сборник всех штампов фильмов-катастроф, в рамках которого Эммерих не делает ничего нового. Более того, концовка его нового фильма явно дает понять, что режиссёр как минимум планирует поставить сиквел (или даже несколько). Низкие оценки картины от критиков заставляют в этом усомниться.