Хороший ли актер Александр Петров?
Все новое — хорошо забытое старое
Отечественные киноманы и кинофилы очень любят порассуждать о том, что современное российское кино идет по пагубной западной модели производства. На экранах начинает появляться все больше однотипных фильмов-однодневок, чаще всего с пропагандистским флером и сделанных за наш с вами счет. Но происходит это вовсе не по вине плохих продюсеров и режиссеров.
В том, что Бондарчук сделал сиквел отвратительно пустого «Притяжения» с Петровым в главной роли, а Алексей Сидоров снял «Т-34» — очередное ура-патриотическое полотно о победах прошлого с ним же, — виноваты мы с вами.
Современный зритель, идя вечером в кинотеатр после трудного рабочего дня, не хочет никаких сюрпризов, экспериментов и творческой экзальтации. Ему нужно получить предсказуемый продукт, ожидаемые эмоции, и полное осознание, что каждый рубль, потраченный на билет, окупится. А потом он пойдет домой, купив по дороге пачку пельменей определенной торговой марки, которой он предан уже много лет. И, что самое главное, будет доволен.
Так вот, Александр Петров и есть эта пачка пельменей.
Зритель знает, чего ждать от фильма с его участием. Актер будет более-менее внятно играть, без перегибов и каких-то сюрпризов, девочки останутся в восторге от его смазливой внешности, а парни довольны, что их спутницам кино понравилось.
В интернете давно ходит шутка о том, что Кристиан Бэйл для новой роли сбрасывает или набирает лишние 30 килограмм, а Александр Петров просто надевает новый костюм. Но вот как раз предсказуемость, мысль о том, что ничего сверхнеординарного или провального от него ждать не стоит, заставляет многих идти смотреть кино с его участием. Это практически беспроигрышная лотерея, где ты на сто процентов поднимешь куш, номинальный стоимости билета.
Больше о Александре Петрове:
Тише едешь — дальше будешь
Эта предсказуемость Петрова манит и продюсеров с режиссерами, которые не хотят играть в большое искусство, а просто желают заработать. Зачем брать в постановщики «Времени первых» взбалмошного и своенравного Юрия Быкова, если можно позвать Дмитрия Кисилева? Какой смысл приглашать на главную роль неоднозначную звезду с амбициями, если исполнительный Петров выдаст нужный результат и пойдет вечером домой, словно отработал смену на заводе.
Эти всеядность, покладистость и невероятное трудолюбие подкупают многих киношников намного сильней, чем какой-то там актерский талант. Мы тут, мол, ребята, не в творческие эксперименты играем, а зарабатываем деньги.
И Петров, работающий как верный винтик механизма, который никогда не подведет ни зрителя, ни продюсера, становится настоящим русским золотом от мира большого кино.
Играет тут роль и, что самое странное, амбициозность актера. Во всех последних крупных интервью у Дудя, Собчак и Шихман он без лишней скромности утверждает, что хочет покорять Голливуд, получить Оскар и закрепиться как русская звезда западного уровня. Потому он не отказывается ни от одной роли, строя планы загодя, и считая, что работа в таких разных проектах как «Метод», «Притяжение» и «Звоните ДиКаприо» равноценно приближает его к заветной мечте.
Петров снимается в «Гоголе» не для того, чтобы продюсеры смогли на его имени протолкнуть провальный мини-сериал в большой прокат, а ради своей карьеры.
Больше о Александре Петрове:
Есть ли актеры в русских селеньях?
Большую роль в засилие на отечественных больших экранах одних и тех же лиц вроде Петрова играет и полное отсутствие в России нормальной продюсерской школы по подбору актеров. Весь Голливуд вот уже почти век постоянно находится в творческом поиске новых звезд, а выпускники актерских школ наводняют Лос-Анджелес, чтобы получить хотя бы солнечный зайчик от звездного сияния столицы грез. Что же происходит у нас?
Каждый год по стране выпускается несколько сотен актеров, которые, даже имея огромный талант, просто не могут пробиться в мир большого кино. Двери в продюсерские центры заколочены мнением о том, что три актера на основные характеры для нашей индустрии хватит.
Нужен питерский интеллигент средних лет? Позовем Костю Хабенского. Мужик, от которого зрительницы за сорок будут без ума? Машков вроде бы сейчас свободен. Стареющий альфа-самец с легкой небритостью? Козловский вроде бы стал просить в последнее время гонорары поменьше. А для аудитории «до тридцати» позовем Александра Петрова.
Лень и продюсерское нежелание открывать новое, когда велосипед уже изобретен, как раз и превращают постеры русских фильмов в однообразную мешанину с одними и теми же лицами.
Играет роль тут, кстати, и политический мотив. Молодые талантливые актеры новой волны вроде Филиппа Авдеева и Александра Кузнецова не аполитичны и постоянно высказываются по поводу и без на острые темы.
Зачем зажигать новые звезды, которые могут вызвать скандал в обществе из-за нежелания соответствовать пропагандисткой повестке? Вот Петров в этом плане абсолютно удобный и пустой персонаж.
На все, даже хоть немного острые вопросы, Петров всегда отвечает настолько обтекаемо, что можно только позавидовать его отсутствию мнения. Он никогда не скажет лишнего, никого не обидит, будет предсказуем и удобен. Настоящая отрада для щепетильного продюсера.
Больше о Александре Петрове:
Смелый талант скоро растет
Причина популярности Петрова у зрительских масс кроется не только в том, что он удобная болванка для ширпотребных изделий русского кинематографа. Есть в нем и некая даровитость, и даже проявления настоящего актерского таланта.
В свободное от участия в российских кассовых лентах время Петров много играет в театре. Его роли в «Гамлете», экспериментальных постановках Малого театра и даже попытки пробиться на Таганку очень благосклонно оценены театральными критиками. Говорят, что у актера неплохая пластика, что он не статичен, и, когда получает внятное сценарное творческое задание, может творить чудеса.
Не стоит забывать и о главной индульгенции Петрова, которой он трясет перед всеми, кто называет его надоевшим актером-однодневкой. Импровизационный спектакль «Заново родиться», в котором 70 процентов времени не подчинены никакому сценарию, стал его смелым творческим перформансом.
Петров выдает здесь лучшую актерскую форму и выглядит как молодой Джонни Депп, который в девяностые правда старался вживаться в свои образы. Вот только с голливудским актером нашего Петрова роднит и дальнейшее развитие карьеры. Разменяв талант на коммерциализацию собственного бренда, можно в итоге потерять все.
Потому что слава в России мимолетна и неблагодарна. И через каких-то 5-7 лет Петров может оказаться никому не нужным.
Также, например, это случилось в десятых годах с Сергеем Безруковым, который из главного киношного монстра, рвущего все рейтинги, превратился в тему для шуток про актерскую неразборчивость и любовь к русским березкам. Стоит только пожелать Петрову иной судьбы.
- Что нам рассказал о Петрове Люк Бессон
- Рецензия на «Гоголь. Начало»