Харассмент и «синий грипп»: как «Бруклин 9-9» показал полицию после Black Lives Matter
О чём сериал
Ситком Дэниел Дж. Гура и Майкла Шура («Парки и зоны отдыха») о полицейском участке в Бруклине идёт по американскому телевидению с 2013 года. В 2019 году «Бруклин 9-9» оказался самой популярной комедией, транслируемой в прайм-тайме. А верная армия поклонников смогла даже спасти его от закрытия с помощью кампании в соцсетях. В августе 2021 года начал выходить последний, восьмой сезон «Бруклин 9-9» — в России его можно посмотреть на КиноПоиск HD.
Герои шоу – команда из некомпетентных полицейских 99-го участка. После прихода нового капитана Холта (Андре Брауэр) его подчинённые — Джейк Пералта (Энди Сэмберг), Эми Сантиаго (Мелисса Фумеро), Терри Джеффордс (Терри Крюс), Чарльз Бойл (Джо Ло Трульо), Роза Диез (Стефани Беатриз) и другие персонажи учатся работать заново – ловить преступников, раскрывать сложные дела и служить на благо городу. Сюжет каждой серии строится на ошибках, недоразумениях и бюрократических проволочках, которыми славится участок.
О причинах популярности сериала «Канобу» писал в отдельном материале.
Реакция на Black Lives Matter
В 2020 году случился подъём движения Black Lives Matter, появившегося в 2013 году, против полицейского насилия в отношении темнокожего населения. 25 мая афроамериканец Джордж Флойд был убит полицейским Дериком Шовином во время задержания. Его гибель вызвала массовые протесты в США, которые продолжались несколько месяцев, обернувшись погромами и столкновениями с полицией. В них участвовало минимум 15 миллионов человек; в июне 2020 года движение поддерживало большинство этнического населения США.
Cериалы о полицейских в 2020 году ожидаемо претерпели изменения: например, реалити-шоу «Копы» закрыли спустя 31 год эфира. Четвёртый сезон драмы «9-1-1» о службах спасения (работников «скорой», полицейских и пожарных) должен был выйти как раз в разгар протестов летом 2020-го. Для работы над ним наняли консультантку Шэрил Дорси – бывшего сержанта полиции Лос-Анджелеса и автора книги «Чёрный и синий: создание общественного активизма» (Black and Blue: The Creation Of A Social Advocate). В названии книги спрятана игра слов, поскольку полицейских в народе называют «синими» из-за формы; на её страницах описаны проблемы расового неравенства в полиции. Дорси помогла авторам «9-1-1» корректно развить линию Афины (Анджела Бассетт) – одной из главных героинь сериала, темнокожей женщины-полицейского.
Как протесты движения BLM повлияли на «Бруклин 9-9»
В июне 2020 года актёр «Бруклина 9-9» Терри Крюс рассказал, что на том момент сценарии для четырёх новых серий уже были готовы. Однако в свете протестов BLM шоураннеры переписали их с нуля.
Сезон начинается с эпизода «Хорошие люди» (The Good Ones), в котором одна из главных героинь, сержант Роза Диез, ушла из полиции. Диез стала частным детективом. Она помогает жертвам полицейского насилия отстаивать свои права. Например, её темнокожую клиентку, которая отказалась открыть сумку по требованию полицейских, ударили при задержании.
Всю серию Джейк Пералта пытается помочь Диез – собрать доказательства этого нарушения и наказать виновных офицеров. Поначалу им помогает комиссар участка, в котором это произошло, капитан Ламазар (Ребекка Висоцки). Но в конце она удаляет видеозапись происшествия и отказывается уволить полицейских, так как это повлечёт за собой слишком много жалоб по прежним делам этих копов, споров с профсоюзом и лишней, на ее взгляд, бюрократии.
Также в первой серии восьмого сезона появляется новый антагонист – глава патрульного подразделения Фрэнк О’Салливан в исполнении Джона К. Макгинли (доктора Кокса из «Клиники»). О’Салливан всегда принимает сторону полицейских из своего участка, при любом удобном случае обвиняя «чужих» коллег в агрессии, давлении и обратном расизме.
С помощью Ламазар и О’Салливана авторы сериала показывают неприглядную сторону полицейской системы – начальников, которые позволяют патрульным раз за разом нарушать права людей и избегать ответственности. Как и в прошлых сезонах, это делается в лёгком и шутливом тоне. Капитан Ламазар так долго рассказывает о тонкостях бюрократии, что её рассказ полон монтажных склеек. Образ О’Салливана получился абсолютно нелепым – из-за чрезмерной любви к матери и музыканту Билли Джоэлу. А проблемы с «синей» забастовкой решаются таким же абсурдным способом, как и остальные сюжетные конфликты сериала.
Почему авторы ситкома не смогли поговорить о проблеме полицейского насилия
С одной стороны, первая серия имеет более мрачный тон. Пералта и Диез сохраняют дружбу, но проговаривают очевидные проблемы: чтобы продолжить службу в полиции после протестов. Многим, в том числе Пералте, приходится идти на сделку с совестью. Виноватые полицейские не получают по заслугам, поэтому концовка эпизода выглядит грустной, безнадежной и вполне реалистичной.
С другой cтороны, из четырёх вышедших серий две оказались абсолютно не связаны с BLM. Второй и четвертый эпизоды посвящены рядовым трудностям героев и их забавным, жизненным неурядицами. Да и проблема с забастовкой патрульных из третьего эпизода подана в настолько шуточной форме, что не считывается как реальный взгляд на систему полиции. Диез после ухода из полиции продолжает общаться с друзьями и появляется почти в каждом эпизоде, поэтому герои и зрители не ощущают никаких реальных потерь.
Авторы «Бруклин 9-9» пытаются сохранить дух ситкома, держать баланс между грустным и смешным. Но на фоне этих попыток первый эпизод выглядит лишним – как будто он нужен был только для формального обращения к важной теме. Сюжет с уходом Диез, покрыванием полицейских и бесконечной бюрократией не оказывает серьёзного влияния на шоу, ничего не меняет толком в жизни персонажей.
В серии The Good Ones капитан Ламазар пытается убедить героев, что находится на стороне добра – ни в коем случае не зла, которое притворяется добром. Её действия говорят об обратном. Точно то же происходит с самим сериалом: авторы «Бруклин 9-9» очень стараются доказать, что они за честный разговор о проблеме полицейского насилия и совершенстве системы. Но первая половина сезона доказывает, что в рамках ситуационной комедии говорить на такие темы полноценно не получается. По крайней мере, это не получилось у сценаристов «Бруклин 9-9».