Хардкор в Майами: репортаж с PDXCon 2014
Надо сказать, лично я ехал на Paradox Convention ради новой Magicka и War of the Vikings – я в восторге от обоих проектов и считаю их отличным примером маленьких игр, у создателей которых хватает смелости не прятаться в теплой пиксельной инди-жижице.
Но настоящему фанату игр от Paradox легко представить себе, какое впечатление на меня произвела демонстрация всех остальных актуальных продуктов этого издателя – всех разом! Без преувеличения скажу, что после череды презентаций и демонстраций продолжений Crusader Kings 2, Europa Universalis 4, новой Hearts of Iron и Warlock, у меня было ощущение, что я поговорил с Богом. Впрочем, какими бы детальными и хардкорными ни были стратегии от Paradox, впечатлением номер один для меня стало то, что сегодня они удивительно доступны. Разговаривая с представителями внутренней студии Paradox, я практически в каждой беседе слышал, что они годами боролись за то, чтобы сделать содержащиеся в из играх циклопические объемы информации более удобоваримыми – и, наконец, преуспели в этом! Europa Universalis 4 теперь прекрасно играется с дивана, при помощи Steam-контроллера. Hearts of Iron в новом виде и вовсе, по словам разработчиков, просится на планшеты. Наконец, одним из главных событий PDXCon2014 стал анонс новой игры, Runemasters, которая совместит жанр RPG и движок Crusader Kings, управляющий игровым миром.
War of the Vikings
Сейчас игра в раннем доступе на Steam, и многие из вас наверняка ее уже видели. Очевидно, что у Fatshark не хватает рук, чтобы приблизить игру к лидерам в плане визуального лоска – например, можно было бы просто заставить бойцов автоматически поворачивать голову в сторону ближайшего противника, и они не смотрелись бы как управляемые игроками куклы. Но такие вещи WotV легко прощаешь, потому что – и все в редакции это подтвердили – играется она просто отлично!
Ядро игры – схватки на мечах и топорах, где ты можешь наносить удары с разных сторон (сверху, слева, справа), и с разных же сторон парировать, водя мышью с зажатой левой или правой клавишей соответственно. Эта несложная схема довольно медленно впитывается в уже обученный старым экшен-механикам мозг, но когда ее осваиваешь, иллюзия настоящего фехтования средневековым оружием становится просто потрясающей! Когда в схему включаются лучники, стрелы которых необходимо блокировать щитом, копейщики, режимы с захватом контрольных точек или – что еще лучше – схватки, где ты, как в реальной жизни, умираешь один раз, графика становится уже не нужна. Вдвойне приятно, что разработчики понимают важность основного геймплея, и выводят на первый план игровой «скилл» – навыки самих персонажей позволяют настроить их под индивидуальный стиль игры, но ни в коем случае не дают окончательного преимущества. В визуальном плане этот суровый средневековый аскетизм тоже поддержан – никаких кольчужных купальников, никаких пылающих мечей. Ты играешь за суровых викингов или саксов, будто сошедших со страниц археологического справочника, и визуальные отличия дорогого меча от дешевого видны лишь если присмотреться.
Magicka: Wizard Wars
Темой демонстрации для журналистов стал новый режим «Один на один» – нам рассказали, что развитие игры напрямую зависит от игроков, которые фактически диктуют разработчикам, какой аспект игры будет доработан следующим, что новые режимы были номер один в повестке дня у комьюнити, что игроки сами тоже не сидят сложа руки и соорудили себе даже стороннее приложение для тренировки в наборе заклинаний на скорость (если вы не в курсе – в Magicka заклинания комбинируются из разных стихий нажатием соответствующих клавиш).
Так появился новый режим, где на первый план выходит испепеление соперника заклинаниями, а не Dota-образный командный геймплей. Забавно, что режим «Один на один» – это на самом деле режим «Трое против одного», ведь в матче участвует четыре игрока. Когда четверо оказываются в игре, двое из них переносятся в загончик, напоминающий дворовую хоккейную площадку и сражаются, а остальные двое – остаются на трибунах и могут наблюдать за ходом боя. Когда один из «хоккеистов» побеждает, игра телепортирует на арену следующего претендента, после чего они снова сражаются – и так продолжается, пока любой из участников не наберет шесть побед. Изящество идеи в том, что наблюдать за боями в Magicka едва ли не веселее, чем участвовать в них – ведь боевая система позволяет реализовывать буквально сотни различных тактик, так что у зрителей появляется уникальная возможность учиться на чужих ошибках. Наконец, эту же идею можно сформулировать и проще: больше боя и меньше беготни – то, что нужно Magicka.
Europa Universalis 4: Wealth of Nations
Одна из самых сложных стратегических игр в истории человечества стала еще сложнее – но, с другой стороны, если принять, что полностью учесть все нюансы Europa Unversalis 4 просто невозможно, понимаешь, что с дополнением Wealth of Nations в игре появились скорее новые возможности, на которых ты, как правитель, можешь сосредоточить внимание. Затея в том, что теперь можно активно влиять на формирующиеся по мере покорения Нового Света торговые пути, борясь за положение ведущей торговой державы. Вы можете нанимать пиратов, чтобы саботировать торговлю конкурирующих государств, можете видеть ключевые торговые узлы и осмысленно бороться за контроль над ними, можете провоцировать экономическую войну между конкурентами – оставаясь в стороне и аккумулируя богатства. Наконец, здесь можно создать собственную Ост-Индийскую компанию!
Crusader Kings 2: Rajas of India
Crusader Kings 2 – самая прибыльная игра в истории Paradox Interactive, которую купили уже более двух миллионов человек (популярнее только Magicka). Неплохо для интерактивного учебника по истории! Rajas of India добавляет в игру огромный кусок карты Азии, который до сих пор был закрашен серым, и на этом куске, в фирменной манере Crusader Kings, оживают древние государства. На этот раз это индийские провинции, где конкурируют три разных религии (индуизм, буддизм и ныне исчезнувший джайнизм), люди вовсю разъезжают на боевых слонах, а при удачном стечении обстоятельств твой наследник может стать реинкарнацией его славного дедушки – и унаследовать его выдающиеся качества.
Кстати, выбор религии здесь – более тонкий политический инструмент, чем в европейской части карты. Феодал-индуист, несмотря на свойственную ему воинственность, не станет ходить крестовыми походами на буддистов, но определенные бонусы к военному делу получит. Здорово, что выход обновления – праздник для всех владельцев Crusader Kings 2, а не только для тех, кто решил его купить, ведь новые территории добавятся в игру независимо от того, есть ли у вас обновление, оно необходимо для того, чтобы играть за индийских феодалов. Также некоторым нашим читателям наверняка приятно будет узнать, что в Абиссинии теперь добавили еврейское царство, которое действительно там существовало.
Hearts of Iron 4
О таких играх, как Hearts of Iron 4, бессмысленно рассказывать в формате пре-превью после 15-минутной демонстрации ранней версии. Все мы прекрасно понимаем, что выкапывать детали здесь можно многими часами, а финальную версию мы увидим только в 2015-м. Так что я, пожалуй, сосредоточусь на самых впечатляющих возможностях, которые нам успели показать. Прежде всего, теперь здесь можно реализовывать более масштабные планы операций – знакомые нам по учебникам истории стрелки, обозначающие направления ударов, теперь можно выстраивать в пять стадий, буквально за считанные секунды описывая планы уровня захвата Польши или открытия второго фронта. «Эту группу армий продвинуть к границе, эту ввести с юга, накопить силы для удара, осуществить бомбардировку – и атаковать». Разумеется, накапливать силы нужно с осторожностью, ведь, хотя тщательно подготовленный удар будет сильнее, с каждым часом повышается вероятность того, что разведка противника раскроет твои планы и, тот предпримет контратаку. В неофициальной беседе один из топов Paradox предложил нам погадать, какую из игр вскоре перенесут на планшеты – и согласился со мной, что планирование операций в Hearts of Iron на планшеты просто просится! Представьте себе, насколько это масштабный прорыв, и, если вы знакомы с предыдущими частями игры, оцените, насколько чудовищный вес микроменеджмента теперь упал с наших плеч. Также нам особо отметили, что теперь вам делегированы решения уровня «поставить T-34 на конвейер» или «сосредоточить усилия на исследовании новых видов вооружений» – это в некотором смысле взаимоисключающие подходы, но попробовать их можно. Что было бы, если бы оружием победы для СССР стали не T-34, Ил-2 и Ла-5? Похоже, Hearts of Iron 4 позволит нам это выяснить.
Warlock 2: The Exiled
Главным открытием в отношении Warlock 2: The Exiled стало для меня то, что игру, которую в России воспринимают со звериной серьезностью, вознося тихие молитвы за упокой души Master of Magic, Paradox подает на Западе как шутку. На самом деле Warlock 2 - возможность для серьезных фанатов стратегий оторваться и сыграть уже во что-то с драконами, роботами и злыми колдунами, от души наслаждаясь тем, насколько вторично – или, если хотите, позаимствовано из нашего детства – все, что происходит на экране. Техническая начинка за несерьезным фасадом Warlock 2 далеко не шуточная, вполне в традициях Paradox, но дипломатия играет чисто развлекательную роль, экономика – уровня «Цивилизации» для iPad. Как бы там ни было, с демонстрационной игровой сессии ответственный пиарщики нас вытаскивали за уши – никто не хотел бросать игру, нам нужно было непременно узнать, кто живет на следующем осколке игрового мира, построить в новом городе Granary и отомстить тому квестовому монстру за то, что убил героя. Другими словами, в Warlock 2 все работает как нужно – а учитывая, что к игре будет прилагаться еще и редактор сценариев, веселья будет вдвое больше за те же деньги.
**Репортаж:**Владимир Рыжков