GTA 5 на консолях нового поколения
Мир
Сказать, что Лос-Сантос и окрестности стали выглядеть лучше, — значит соврать. Это просто другой мир, который я, исколесивший предыдущую версию вдоль и поперек, сразу и не узнал. Это как дежавю, когда все вроде знакомо, но мелкие детали, атмосфера и само ощущение от места не совпадают.
Я долго пытался понять, с чем связано это чувство. Наиболее вероятная причина — отдалившаяся линия горизонта, условная «глубина прорисовки». Когда едешь по очередной магистрали, а вдалеке открываются небоскребы финансового центра, которые раньше в этой же точке ты просто не видел, город автоматически становится более реальным.
Фактически, глубина прорисовки достигла уровня восприятия человеческого глаза. Если бы мы вдруг оказались в Лос-Сантосе, то с этой точки увидели город точно таким же. В такие моменты грань между миром виртуальным и реальным стирается.
А вот на картинке выше — пример конкретной, кропотливой работы художников над Лос-Сантосом 2.0. Если с архитектурной точки зрения игра не претерпела разительных изменений (более детальные текстуры кирпичной кладки не сильно бросаются в глаза), то «природный мир» стал значительно живее. Если раньше холмы и склоны были обтянуты размытой, зеленовато-коричневатой/желтоватой текстурой, то теперь они ожили, зашумели высокой травой и полевыми цветами.
Особенно эти изменения видны в «горно-морском» регионе. И здесь даже не в текстурах дело, хотя бойцы невидимого фронта за «количество полигонов» останутся довольны. Полностью переработана система освещения — изменилась не только «точка входа» света, но и реакция объектов на попадание луча света на него. Понимаю, звучит сложно, но обратите внимание на картинку слева. На ней хорошо видно, что свет не рассеивается равномерно по всей поверхности, а имеет четкую точку входа. Образуется определенный световой коридор, который направляется на объекты мира (горные породы, деревья, воду). От того, под каким углом падает свет, зависит освещение каждого отдельного объекта или даже его части. К примеру, у дерева может быть подсвечена только крона, отбрасывающая тень на ствол.
От первого лица
В игровом плане Grand Theft Auto 5 для консолей нового поколения выделяется опциональным видом от первого лица, превращающего игру в классический шутер. Мнение по этому поводу разделились: часть игроков считают его удобным, часть — бессмысленной «фишкой», рекламным ходом. Я же застрял где-то посередине.
С одной стороны, перестрелки с видом от первого лица стали более персональными. Тебе проще идентифицировать себя с героем, ведь ты видишь мир его глазами. С другой стороны, мне не хватает традиционной экшеновой динамики. Перебежать из одного укрытия в другое, пригнуться — с видом от первого лица ты не до конца можешь оценить, насколько «невидим» ты стал для врагов. Решается эта проблема просто: одним нажатием кнопки переходишь в вид от третьего лица. Но подобные метания отвлекают от самих перестрелок. Возможно, если я проведу в обновленной Grand Theft Auto 5 часов 50-60, то привыкну к новому виду. Пока же, скажу честно, мне привычнее играть с классической камерой, висящей за спиной героя.
Остальные изменения носят исключительно косметический характер. К примеру, когда героя преследует полиция, то джойстик PlayStation 4 начинает мигать в тон полицейской сирене. А когда тебе кто-то звонит, то звук можно вывести на динамик DualShock 4. Появившиеся в игре животные (ох уж эти жирные коты) и несколько второстепенных заданий — не повод покупать игру второй раз.