Grand Theft Auto V. Новая страна возможностей.
https://kanobu.ru/pub/394057/
ОСТОРОЖНО В ТЕКСТЕ СПОЙЛЕРЫ!!!
Как нетрудно догадаться из названия Rockstar Games, её основатели братья Хаузеры в юности мечтали стать рок-звёздами. Однако, у судьбы были на их счёт другие планы. Сэму и Дэну было суждено руководить компанией, производящей одни из лучших видеоигр наших дней. Разумеется, столбом их творчества стоит серия GTA. Каждый трейлер новой части вызывает в игровом мире немалый ажиотаж. Журналисты смотрят их в прямом эфире и делятся впечатлениями, а фанаты разбирают по кадрам. Любая новость или очередная порция скриншотов встречаются исключительно с радостью и усиливают ожидания. Когда же доходит до релиза, большинство игроков приходит в восторг, пресса засыпает игру комплиментами, а братья Хаузеры купаются в деньгах. Но, казалось бы, куда им расти после четвёртой части? Неужели GTA V сможет её превзойти? В итоге – да, смогла, а простор для роста огромен.
Впрочем, сомневаться в успехе поводов не было. Перестрелки из Max Payne 3, открытый мир по типу Red Dead Redemption, а также фирменный для серии юмор, стёб всего чего только можно (см. врезки) и небывалая вседозволенность гарантировали нам ещё один шедевр Rockstar. Так и получилось. Шутки заставляют смеяться во весь голос, стёб показывает, что у игры есть второе, более серьёзное, дно, а мир поражает своим многообразием. И благодаря, как всегда, блистательным диалогам все главные персонажи быстро становятся как любимые герои из сериала. У каждого из них непростая личная жизнь и свои взгляды на мир. Майкл - бывший грабитель, сколотивший на кражах состояние, но страдающий от скуки и плохих отношений с семьёй. Жена изменяет, сын никчёмный лентяй, а дочь мечтает сняться в порно. Франклин - начинающий гангстер, живущий в нищете и пытающийся подняться вверх. Усугубляет его ситуацию совместное проживание со стервозной тётей и друзья, которые не успевают выбраться из одной передряги, как попадают в другую. Тревору же сложно дать конкретное определение. Это своеобразная помесь Джокера из Тёмного Рыцаря и Чева Челлиоса из Адреналина. Как таковых проблем у него нет, но если не ударяться в спойлеры, то можно сказать, что отношения между ним и Майклом далеко не такие радужные какими могли показаться в трейлерах.
- Выборы были не честными! Они подтасовали результаты! И все об этом знают, но никто не говорит вслух!
- Демократия в действии, приятель.
Хотя ещё в ходе рекламной компании было ясно, что Rockstar выбрали путь эволюции, а не революции. При всех восторгах стоит признать, что в GTA V нет такого гигантского скачка, который был в GTA IV относительно San Andreas. Грубо говоря, единственное оригинальное нововведение игры – возможность переключения между героями. Но она меняет всё. Во-первых, каждый герой представляет собой отдельный сеттинг. Майкл – Vice City, Франклин – San Andreas, а Тревор…GTA IV вперемешку с Postal. И мы можем менять эти сеттинги практически в любой момент (за редким исключением, когда отсутствие этой возможности оправдано сюжетом), что не позволяет надоесть ни одному из них. Во-вторых, авторы не только дают нам играться с этой фишкой, но и сами виртуозно используют её в миссиях. Так в одной из них мы, играя Франклином, уговариваем двух богатеньких сынков, выяснить “кто быстрее”, начинаем с ними гонку, после чего переключаемся на Майкла и Тревора переодетых в полицейскую форму и останавливаем лихачей. В-третьих, качеством сценария GTA V значительно обогнала предыдущие части. Не смотря на обилие типичного для серии юмора, здесь нашлось место интриге и неожиданным поворотам. А регулярная смена героев позволяет смотреть на сюжет с разных углов. GTA V – это история о воре, который не сумев совладать со своим буйным нравом едва не потерял семью. Это история о двух закадычных друзьях, отношения между которыми накаляются с каждой минутой. Наконец, это история о начинающем гангстере, который разрывается между двумя наставниками.
Только Америка может истребить целый народ и сказать, что это было по воле Божьей.
На высоте и геймплей. Драки стали красивее и смешнее. Иногда так и хочется дать в ухо случайному прохожему лишь бы посмотреть, как забавно он упадёт. Перестрелки более динамичны и зрелищны. Враги очень натурально получают ранения, а машины “по-голливудски” взрываются. Немалое удовольствие доставляет и сама езда, причём вне зависимости от выбранного автомобиля. Будь то спорткар, несущийся по просторным улицам Лос-Сантоса, внедорожник, покоряющий горы сельской местности или бензовоз, виляния которого из стороны в сторону демонстрируют потрясающую физику. Радует и разнообразие сюжетных миссий. В одной мы устраиваемся системным администратором в местный аналог Facebook, минируем их новую разработку и взрываем её на презентации, убивая тем самым идеолога проекта. В другой нам необходимо приехать на киностудию, незаметно нокаутировать актёра, одеться в его костюм и угнать редкий автомобиль прямо со съёмочной площадки. В третьей, начиная планировать ограбление, долго осматриваем порт под видом крановщика, параллельно выполняя его обязанности. Даже если мы занимаемся откровенной ерундой, это грамотно подаётся. К слову, уже на первом часу видно, как Rockstar умеет слушать свою аудиторию и делать работу над ошибками. Все предыдущие части критиковали за медленное и скучное начало. Разбей это, избей того, сделай бутерброд и т.д. Но GTA V берёт быстрый темп с первых минут, начинаясь сценой ограбления и продолжаясь побегом из засады вражеской банды и погоней за человеком вместе с овчаркой.
Сейчас в кино только супергерои, романтичные комедии и римейки. Ничего интересного.
Но вряд ли всё это имело бы значение без восхитительного открытого мира. В GTA V очень легко забыть о сюжете на несколько дней (или недель) и беззаботно развлекаться на просторах Лос-Сантоса. Если вы не любитель юмора и диалогов от Rockstar, то ваш игровой день будет выглядеть так: проснулся, почитал новости в интернете, сходил в парикмахерскую, съездил поиграть в гольф\теннис\дартс, протюнинговал машину, поучаствовал в нелегальных гонках, ушёл от копов, напился, вернулся домой, посмотрел телевизор и лёг спать. Следующий же день можно провести так: проснулся, купил через интернет несколько акций какой-нибудь фирмы, сделал новые татуировки в салоне, позвонил другу, сходил с ним в стрип-клуб и кино, закупился оружием, пострелял в тире, воспользовался услугами проститутки, вернулся домой, покурил кальян и уснул. Даже третий день можно провести без повторения занятий, а именно: проснулся, купил через интернет автомобиль, съездил на нём в горы, прыгнул там с парашюта, поохотился на оленей и койотов, вернулся домой, позанимался йогой и на боковую. Мир GTA V изумляет своим масштабом. В нём по-настоящему хочется жить и заниматься всем, чем только можно. И это, не говоря о невероятном уровне качества, которого добились создатели во всех аспектах открытого мира. Передачи по телевизору стебут политику, пиво, сигареты, холивары, супермена и многое другое. Игра в гольф и дартс заставляет сосредоточиться, в теннис быстро реагировать, а победа в триатлоне (соревнование из трёх дисциплин: плавание, езда на велосипеде и бег) чувствовать себя самым крутым спортсменом на земле. Поход же в стрип-клуб… весьма радует. А ведь между всем этим можно встречать на улицах незнакомых людей, что почти всегда выливается в оригинальный эпизод: пробежаться наперегонки по пляжу с женщиной, страдающей от неудовлетворения, вместе с эксцентричным фотографом сделать снимки, компрометирующие кинозвезду, помочь группе, именующей себя “патриоты” ловить эмигрантов и т.д.
Как можно регулярно выпускать пластмассовый кусок говна с убогими возможностями?
Всё же, как бы сильно не хотелось назвать GTA V откровением, шедевром и досрочно дать ей звание лучшей игры года, делать всё это крайне необдуманно. Причин тому несколько. Во-первых, посредственная оптимизация PS3-версии. На платформе Sony игра регулярно подтормаживает, что, конечно же, терпимо, но приятного в этом мало. Во-вторых, не самое удобное и логичное управление для той же версии. Ну, зачем ставить такое ключевое действие как стрельбу на R2, а не на R1? Зачем было ставить езду задом на L2, если можно было сделать её стиком? Почему для бега нужно постоянно долбить по X вместо того, чтобы зажать его? Добавим к этому то, что герои периодически прилипают не к тому укрытию и автоприцел, часто направляющий на дальнего врага, а не на ближнего и получим массу впустую потраченных нервов. В-третьих, безобразный финал. Два варианта развязки просто не логичны, а третий – абсолютно неуместный хэппи-энд, сливающий все сюжетные линии и рушащий довольно мрачный (и вместе с тем шикарный) третий акт. Там где в Славных парнях Мартина Скорсезе, в Схватке Майкла Манна, в двух частях Мафии и в GTA IV показывалось, чем на самом деле заканчивают преступники, в GTA V восхваляется подобный образ жизни. Вдвойне обидней от того, что у авторов были на руках все карты, чтобы сделать одну из самых сильных концовок индустрии на уровне первой Мафии. Было противостояние Майкла и Тревора, в котором каждый по-своему прав, Франклин, стоявший между ними и поссорившийся со своим другом Ламаром, агенты ФБР, диктующие свои условия, ещё одна секретная контора, которая в итоге не сыграла никакой роли, а также китайские авторитеты и отряд наёмников. Но всё это оказалось загублено последним часом игры.
В Интернете я могу нести, что угодно и оскорблять несоглассных. Я - король. А Интернет моё королевство.
В любом случае с выходом GTA V часы индустрии обнулились. Релиз каждой части это точка невозврата и просто праздник. Игроки и журналисты по всему миру будут ещё очень долго вспоминать, как колесили по самой лучшей копии реального города. Не забудут они и миллиард занятий, которыми коротали здесь время. А Майкла и Тревора можно прямо сейчас причислить к самым выразительным персонажам игр последних лет. Пускай братья Хаузеры не смогли стать рок-звёздами, но если сейчас они выйдут на сцену и прыгнут с неё в толпу, то их однозначно поймают, и будут нести на руках, подбрасывая вверх. И это более чем заслуженно.
9\10.
P.S. Концовка “Убить Майкла” - более менее. Драматична и несёт в себе хоть какой-то смысл. Сначала Майкл предал Тревора, а потом Франклин предал Майкла. Как говорил Сэм в финале первой Мафии: “Дружба не стоит и дерьма”.