29 октября 2019/Игры

Grand Theft Auto: San Andreas — 15 лет! За что вы ее полюбили?

26 октября 2004 года Grand Theft Auto: San Andreas вышла в Северной Америке, а спустя три дня, 29 числа, появилась и в других регионах. В этом году культовой игре Rockstar — 15 лет. По этому случаю напоминаем вам о наших текстах, посвященных San Andreas. Их авторы — Александр Башкиров и Александр Трофимов, тексты написаны для топа-100 игр «Канобу». Рассказывайте в комментариях, за что вы полюбили эту часть GTA!
26 октября 2004 года Grand Theft Auto: San Andreas вышла в Северной Америке, а спустя три дня, 29 числа, появилась и в других регионах. В этом году культовой игре Rockstar — 15 лет. По этому случаю напоминаем вам о наших текстах, посвященных San Andreas. Их авторы — Александр Башкиров и Александр Трофимов, тексты написаны для топа-100 игр «Канобу». Рассказывайте в комментариях, за что вы полюбили эту часть GTA!
Grand Theft Auto: San Andreas — 15 лет! За что вы ее полюбили? - фото 1

Еще о великих играх:

Grand Theft Auto: San Andreas — 15 лет! За что вы ее полюбили? - фото 2

Александр Башкиров

Во всех частях GTA, как и примерно в 80% сюжетных видеоигр и криминальных фильмов, используется одна и та же незамысловатая фабула. Герой попадает в услужение к важному человеку. По мере выполнения миссий персонаж становится все более могущественным, и баланс силы в отношениях с работодателем начинает смещаться в пользу нашего героя. Все заканчивается тем, что испугавшийся работодатель предает или подставляет протагониста, и ему приходится мстить.

Grand Theft Auto: San Andreas — не исключение. Но эта нехитрая история тут обыграна так четко, так здорово, с такой эпической мощью и психологической красочностью повествования, что чисто по сюжету игра выделяется из всей серии. Герой — Карл «Си-Джей» Джонсон, вернувшийся в родной мегаполис на похороны матери и тут же попавший в крутейший переплет. Его «работодатели» — коррумпированные полицейские офицеры Фрэнк Тенпенни и Эдди Пуласки. Конфликт 25-летнего афроамериканца и монстров в полицейской форме обостряется тем, что дело происходит в 1992 году в Калифорнии, представляющей собой настоящий бочонок с порохом межрасовых отношений. Ни до, ни после в GTA не было такой острой, отчаянной, непримиримой завязки. С одной стороны — персонификация «пустого места», с другой — сильные мира сего на пике полицейской вседозволенности. Вопрос только в том, сколько миссий попытаются выжать из Карла копы перед тем, как застрелить или подставить его… и как долго Карл, типичный темнокожий парень эпохи NWA, будет терпеть эту криминальную эксплуатацию.

Grand Theft Auto: San Andreas — 15 лет! За что вы ее полюбили? - фото 3

В играх братьев Хаузеров крайне редко можно говорить о серьезной драматургии, поднятых социальных вопросах, психологии героев. Основной сценарист всей серии Дэн Хаузер — мастер ярких сцен, которые знакомят нас с основными персонажами, но на протяжении сюжета его игры неминуемо разваливаются на цепочку хулиганских, безответственных зарисовок. Вместо драматургии — минимальная мотивация для безумных заданий, вместо социалки — низкопробная пародия, вместо психологии — отношения в духе «убей или умри». Исключение — San Andreas (и, возможно, Red Dead Redemption).

Вероятно, все дело в том, что Хаузеру в этот раз помогал настоящий сценарист Марк Джордан, более известный как DJ Pooh, соавтор лучшей афроамериканской комедии (и на мой взгляд, фильма) «Пятница». В «Пятнице» все происходит на одном крылечке в Южном Централе, кино построено на тончайших нюансах отношений между героями.

Через всю сюжетную линию «Сан-Адреаса» — в первый и последний раз в истории франчайза — красными нитями проходят эти нюансы, тонкости, недоговоренности и неоднозначности. Джордан работал и над GTA 5 — но только в качестве консультанта и сценариста онлайновой версии, что не могло не сказаться на общем качестве сюжета этой игры.

Grand Theft Auto: San Andreas — 15 лет! За что вы ее полюбили? - фото 4
Grand Theft Auto: San Andreas — 15 лет! За что вы ее полюбили? - фото 5
Grand Theft Auto: San Andreas — 15 лет! За что вы ее полюбили? - фото 6

Изначальный конфликт пулей отправляет Карла в самую грандиозную одиссею в истории игр Rockstar, через бескрайние просторы одного штата и три мегаполиса, и рассказывает о вообще всех возможных аспектах жизни и массовой культуры 90-х. GTA 4 и 5 не смогли так совладать с 2000-ми, а великолепная во многих отношениях Vice City — с 80-ми просто в силу нехватки сюжетного пространства, нарративного полотна, на котором можно было рисовать реальные события отображаемой эпохи и пародию на них. И, в отличие от всех остальных игр Rockstar, финал в San Andreas ничуть не уступает завязке. Когда приходит время воздавать по счетам, вместо цепочки нудных завершающих миссий с подчисткой злодеев мы получаем хаос, массовые бунты и войну уличных банд, в ходе которых Лос-Сантос, тот самый город, из которого Карл был изгнан Тенпенни и Пуласки, сгорает практически дотла. А сколько мегаполисов вы спалили в GTA 5?

В плане игровой механики все поздние игры Rockstar сопоставимы друг с другом — один раз сделав лучшую в мире криминальную песочницу, ее уже трудно улучшить. Что-то получилось гораздо детальнее в других играх, что-то — разнообразнее в San Andreas, но в одном аспекте геймплея игра уникальна не только для GTA, но и вообще для видеоигр. В San Andreas есть ролевая система прокачки и смены внешнего вида героя. Но, в отличие от всех остальных консольных и компьютерных игр, в San Andreas эту систему можно использовать не только для самосовершенствования, наращивания собственной крутизны и внешних качеств, но и для саморазрушения. Это наверняка была бы любимая игра Тайлера Дердена из «Бойцовского клуба».

Другими словами, в этом выпуске знаменитой серии можно стать не только не вылезающим из качалки красавцем-атлетом-плейбоем, но и отвратным, еле плетущимся по улице жиртрестом, на которого с хихиканьем показывают пальцем проходящие мимо загорелые калифорнийские девушки. И такое виртуальное самобичевание само по себе — признак абсолютной гениальности и беспрецедентности этой великой игры.

Grand Theft Auto: San Andreas — 15 лет! За что вы ее полюбили? - фото 7
Grand Theft Auto: San Andreas — 15 лет! За что вы ее полюбили? - фото 8
Grand Theft Auto: San Andreas — 15 лет! За что вы ее полюбили? - фото 9

Александр Трофимов

San Andreas — лучшая часть GTA. Звучит как-то неправильно, правда?

Дело в том, что какую часть ни выбери — ощущение никуда не уйдет. GTA сложно воспринимать как серию глав, это одна и та же игра, которая меняет героев и сеттинг, временные периоды, но внутри не меняется, как The Sims. Именно поэтому выбрать конкретную часть так сложно.

В каждой части были свои яркие моменты — сюжетные и геймплейные, у каждого из нас есть забавные истории, связанные с конкретной миссией, я помню смешные моменты даже из первых двух, еще двухмерных, GTA. Но играм франшизы всегда не хватало цельности, особенно в сюжетном плане. Основная история вроде как была, но она так сильно разбавлялась побочными квестами, что воспринять ее в итоге как самостоятельный нарратив было очень сложно.

Grand Theft Auto: San Andreas — 15 лет! За что вы ее полюбили? - фото 10

Четвертая часть обещала крайне яркую личную историю иммигранта и поначалу именно ей и являлась — Либерти-сити, увиденный глазами Нико, выглядел совсем не таким, каким видел его герой третьей части. Но по мере того, как сюжет набирает обороты, неизбежно растут ставки и масштаб экшена.

Взрывы, массовые перестрелки и танки бьют и по реализму, и по драматизму. И у каждой части есть подобные проблемы — общий сюжет полон ярких моментов, но не воспринимается как цельная история, не создает яркого оригинального героя.

Grand Theft Auto: San Andreas — 15 лет! За что вы ее полюбили? - фото 11

San Andreas не полностью избавлена от этих проблем, и все же именно эта часть сумела создать самую настоящую драму, показать тяготы «жизни на районе», передать личные отношения в семье героя без срывов на шуточки — все было предельно серьезно, пусть и гиперболизировано. Это единственная часть франшизы, в которую я не просто играл запоем из-за интересного геймплея — я провалился в нее, почувствовав себя в шкуре несчастного чернокожего парня, сталкивающегося с миллионом проблем. Да, реалистичной эту историю и игру в целом не назовешь, но пусть через гиперболы и абсурдизацию, но San Andreas позволила мне пережить чужое мировосприятие, посмотреть на мир с другой точки зрения и чуть изменить собственную.

Даже если сюжет вас мало волнует или у вас другие фавориты, San Andreas была одной из самых щедрых частей. Тут огромная карта с тремя городами и великолепной холмистой местностью, по которой было так круто колесить на велосипеде или мотоцикле, скрываться от погони, лавируя между соснами на склоне. Тут были мини-игры в казино, самолеты и прыжки с парашютом, прокачка и глубокая система кастомизации персонажа. Это одна из самых ярких частей и в плане геймплея, экспериментов, шагов в неизведанное, а сильный сценарий, позволяющий не просто ухмыляться с героем, но сопереживать ему, позволяет запомнить эту часть как самую цельную и сильную.

Сохранить
MFDOOMgeneral28
MFDOOMgeneral28
О чем вообще говорит Трофимов? Там "жизнь на районе" занимает от силы 20% игры. И то, часть этой жизни какой-то совсем уж цирк из-за этого недорэпера, которому мы помогаем. Остальные 80% это самая обычная GTA с заданиями в духе "проберись на лайнер, укради самолёт и лети бомби китайский флот, потому что так сказало ЦРУ". Ну и управление самолётом реализовано на пк максимально криво и косо. В общем, игра, имхо, страдает от типичных GTA проблем. Вместо того, чтобы двигаться по сюжету, игрок вынужден помогать каким-то совершено скучным и стереотипным фрикам, которые никому никуда не уперлись, а их имена забываешь сразу же. Но если убрать большую часть игры и оставить только начало и конец, то да, может получиться вполне себе крепкая гетто история про LA начала 90х.
impraido
impraido
Любопытный момент. До выхода GTAV во всех опросах на тему "лучшая GTA" всегда лидировала Vice City. Но вот прошли годы и бац, по количеству мемов, отсылок и прочей фанатской деятельности в лидеры выбилась San Andreas. Даже в топе Канобу она выше всех. Почему у фанатской аудитории вдруг сменился фаворит?
empalu
empalu
Эта часть правда была бы лучшей, если бы не дурацкая система сейвов, если бы машины и полицейские не появлялись бы прямо за спиной, если бы машины постоянно не взрывались от любого пинка, если бы можно было нормально стрелять из машины... и прочие нереально бесящие вещи. Учитывая всё это, в пятую играть всё-таки приятнее и комфортнее. Но это всё технические детали. А так - таких просторов и такого разнообразия нет больше нигде, включая и пятую. Четвёртая же, по сравнению с Сан Андреасом - просто унылый отстой.
полбудды Темплар Торрентский
полбудды Темплар Торрентский
Не знаю как вам, а по мне вайс сити всё ещё лучшая гта. Хотя в сан андреас я дошёл только до 3го города и надоело.
hoodoikot
hoodoikot
охладите траханье за смешной и нелепый перевод
I P
I P
все круто в GTA San Andreas но есть люто ненавидимые миссии - где на самолете надо прыгнуть и попасть в другой самолет - миссия на мотоцикле - где ехать за долбаным поездом нахера такие дебильные мисии делать хз
FallenGhostTwink
FallenGhostTwink
С San Andreas, как и с Vice City у меня связаны приятнейшие воспоминания из детства. 2005 год, компьютерный клуб, запах нескольких дюжин работающих компьютеров вперемешку с кумаром от сигарет, цыганье и просто пацанчики без денег, которые предлагают показать тебе фичу/прикол/секрет и прочие выдуманные вещи, лишь бы сесть за твой оплаченный пк и поиграть хотя-бы минут 5-10. На тот момент я даже не умел запускать игры, и всегда просил это сделать товарища, с которым ходил туда. Кроме VC и SA я не играл больше не во что, ибо не понимал - зачем нужно что-то еще? Когда наскучивал яркий Майями, я перебирался в гетто, и наоборот. Я играл в них, и рассуждал - "Интересно, а эти игры вообще заканчиваются? Когда появятся титры? Наверное как и в кино - спустя несколько часов." Мой мозг не додумался зайти в розовый/красный маркер, а как же я испугался, когда случайно зашел на иконку сохранения, ведь я не понимал что это. А зачем это все было нужно, когда у тебя полная свобода - можно управлять любым транспортом, летать на самолетах, расстреливать шлюх, убегать от ментов и просто делать все, что придет в голову? Тогда выпускались такие журналы, как "Когда ты один дома" и "Каламбур", и там был раздел с видеоиграми. Обнаружил я там как-то прохождения этих двух частей гта, и давай переписывать их в тетрадку (да, я это делал не понимая что за события там были описаны и как их воспроизвести). А когда мне рассказали и показали коды для этой игры - я начал ходить в компьютерный зал еще чаще, и на более долгое время. Завел я половину тетрадки, куда их выписывал, ну в конечном счете ее конечно же украли, причем обнаружил я это, только когда пришел домой. Про миссии я уже узнал, когда мне купили пк, в 2006, ну и прошел конечно же эти игры, правда с кодами. Без кодов перепрошел уже позже. 
Gocha1
Gocha1
Класный текст, прочитал с удоволствием, особенно зашло как по маслу текст Башкирова
DiMad
DiMad
San Andreas для меня был воплощением идеальной игры. Помню, как собирал по крупицам новости о новой игре от Rockstar. Когда SA вышла на PS 2, мечтал купить эту приставку, лишь бы пораньше поиграть именно в эту игру. Увы - откуда у школьника из провинциальной небогатой семьи столько денег? И когда смог-таки заполучить диск с игрой и запустить... В общем, лето 2005 года для меня было самым счастливым летом моей жизни, пролетевшим в один миг. Сейв с 98% пройденной игры, сделанный 28 августа 2005-го, хранится на моём ПК до сих пор. И раз в полгода я ставлю игру на ПК (или телефон), выхожу неподалёку от пожарной части в Сан-Фиерро и просто катаюсь три вечера подряд, словно возвращаясь в то далёкое лето, свободное от хлопот взрослой жизни. Вот что такое для меня San Andreas: напоминание о счастливых моментах в юности.