«Город героев»: каша из топора
Рейтинг «Города героев» на сайте Rotten Tomatoes держится на 100 процентах, большинство критиков оценивает мультфильм как очередной успех студии, поэтому я никого не стану отговаривать идти в кино. Просто, возможно, я ждал от авторов «Ральфа» гораздо большего. Чего я точно не ожидал, так это очередных «Хранителей снов», столь же безуспешно пытавшихся повторить «Мстителей» в формате полнометражной анимации.
Последнюю экранизацию комиксов Marvel в 2014-м году, которой и стал «Город героев», с нетерпением ждали многие. В Америке она выходит в прокат только седьмого ноября, вместе с «Интерстелларом» Нолана, и многие любители кино до сих пор не решили, на что они хотят идти в первую очередь.
Ажиотаж объясним, ведь это первый опыт сотрудничества двух студий внутри «Мышиного дома» — Marvel и Walt Disney Animation. Это также первая анимационная полнометражка про супергероев в широком прокате со времен «Суперсемейки», продюсером которой, как и в этом случае, выступал Джон Лассетер, ныне глава Walt Disney Animation и Pixar.
Идея создать диснеевский мультфильм на основе материала Marvel появилась еще в момент приобретения студии. Дон Холл — режиссер и сценарист старой диснеевской школы, работавший над «Тарзаном», «Принцессой и лягушкой» и прочими большими проектами WDA, взялся просматривать комиксы Marvel в поисках подходящего кандидата для экранизации. Он изначально искал комикс, который не был бы широко известен, чтобы получить больше творческой свободы при перенесении истории на экран. И «Шестерка героев» (в оригинале «Город героев» называется «Big Hero 6», как и оригинальный комикс) стала прекрасным кандидатом.
Оригинальный комикс
«Шестерка» была крайне необычным комиксом. Формально она относилась к линейке «Людей Икс», так как многие в команде были мутантами, но при этом ее можно было назвать псевдо-мангой, так как местом действия являлся Токио, а все члены группы были японцами.
Как ни странно, среди создателей комикса японцев не было, они были американцами, но при этом — ярыми поклонником аниме, манги и японской культуры в целом, что проявлялось не только в выборе места действия и национальности героев, но и в стиле причесок, оформления обложек и даже самих суперспособностей персонажей. Прическа Хиро, к примеру, была аллюзией на Мугена из знаменитого Самурая Чамплу, а еще один из героев, Фред, превращался в ящера, неслучайно напоминающего Годзиллу. Странный малоизвестный комикс понравился Холлу, и он решил делать мультфильм именно по нему. Забавно то, что в конечном итоге от оригинального комикса в мультфильме не осталось почти ничего.
Изначально, «Город героев» должен был стать частью киновселенной Marvel, но комикс-студия требовала от Диснея сделать фильм взрослее и серьезнее, чтобы он лучше влился в уже сформировавшийся мир. Дисней отказался, на что Marvel ответила угрозами не выпустить комикс по будущему мультфильму, что и легло в основу слухов о расколе между двумя студиями. Джон Лассетер вовремя вмешался в этот спор, и разногласия утихли, но мультфильм все же решено было делать для более широкой аудитории и не связывать с марвеловским киномиром.
Следующим изменением были сверхспособности команды. Проблема была в одном единственном слове — «мутанты». Мутанты и любое их упоминание были некогда проданы с потрохами студии Fox, и теперь Marvel, а вместе с ними и Дисней, вынуждены плясать вокруг этого камня преткновения, неспособные даже в грядущих «Мстителях» называть Ртуть и Алую Ведьму мутантами и, тем более, детьми Магнето.
Так токийские мутанты стали нердами-учеными, сражающиеся со злом с помощью своих изобретений. Знаменитые мутанты Серебряный Самурай и Санспот, входившие в одну из версий шестерки, естественно, также в мультфильме не появляются, так как оба принадлежат Фокс и уже даже появлялись в их фильмах.
Но самые большие изменения претерпели главные герои «Шестерки» — Хиро и его робот Беймакс, и эти изменения уже не были вынужденными. В фильме робота изобретал брат главного героя, а в оригинальном комиксе Хиро сам создал Беймакса как своего телохранителя и шофера, использовав мозговые энграммы своего погибшего отца. Последнее сделало робота, по сути, заменой умершего родителя. Изменился Беймакс и внешне: если в фильме это туповатый и неуклюжий надувной робот, то в комиксе он был… драконом. Точнее, робо-драконом, который также умел превращаться в боевой мех и маскироваться под человека. Беймакс в комиксе выполнял роль защитника и мудрого наставника, в фильме же он похож больше на милого, но бестолкового ручного медведя.
Так же как вдохновением для создания терминатора послужила конечность первого Т800, надувная виниловая рука реального медицинского робота, увиденная Доном Холлом в Университете робототехники Карнеги — Меллон стала прообразом «обнимабельного» зефирного Беймакса. Скорее всего, из-за этой руки он и стал в фильме прежде всего медицинским роботом. Как бы то ни было, изменения образа робота, на мой взгляд, были самыми удачными из всех. Зефирный робот и комедийные сцены с ним в середине фильма — однозначно лучший элемент ленты.
Последним из заметных изменений стала смена места действия, команду перенесли из Токио в вымышленный гибрид под названием Сан-Франсокио. Все мы помним американо-азиатский город из «Бегущего по лезвию», но здесь, к сожалению, не удалось достичь того же уровня атмосферности. Город с его восточным редизайном основных памятных сооружений вроде моста «Золотые Ворота» выглядит любопытно, но запомниться не успевает.
Результат всех этих изменений вызывает смешанные чувства. Комикс, отличавшийся прежде всего тем, что американские авторы пытались написать максимально японскую историю, переместили обратно в Америку. Робота изменили до неузнаваемости. Герои мультфильма по-прежнему японцы, но внешне японцев практически не напоминают, даже выдуманных японцев из аниме с их огромными глазами и безумными прическами. У членов Шестерки отнимают мутантские сверхспособности, заменяя их на гаджеты и костюмы, позволяющие делать примерно то же самое.
Но тут и без того слабая логика комикс-реальности начинает ломаться. Получается, членов секретной правительственной организации (своеобразных японских «Мстителей») заменили студентами-изобретателями без какого-либо боевого опыта и тренировки. Если уж на то пошло, без особой мотивации быть супергероями, за исключением того, что «это круто». Сам сюжет мультфильма, естественно, ничего общего с комиксом не имеет. Согласитесь, все это довольно странно.
Выходит, Дисней сварил кашу из топора — взял комикс Marvel, затем ощипал с него все его существенные элементы, оставив лишь имена да схожесть способностей, которая при учете остальных изменений больше походит на аллюзию, фан-сервис, кивок фанатам комикса. Помните, мол, Фред мог превращаться в монстра? Ну, теперь он обычный укуренный хиппи и носит костюм трехглазой жабы, позволяющий ему изрыгать огонь. От героев так мало осталось, что можно было менять уже и имена и способности и национальность, можно было вообще выбросить связь с комиксом Marvel и сделать оригинальную историю, так как экранизацией столь далеко отошедшее произведение называть уже не хочется. Можно было вынуть топор.
Впрочем, все это не так важно. Кому какая разница, близок мультфильм к первоисточнику или нет? Главное то, как он держится в качестве самостоятельного произведения. К сожалению, не слишком хорошо. И корни проблемы тут, по моему мнению, уходит все в те же странности, в топор и странное желание оставить его в каше.
Дежа вю
На протяжении всего мультфильма меня раздражал сквозняк: от костюма Беймакса и первого полета веяло первым Железным человеком, от самой пары главных героев и их дружбы человека с нечеловеком — дружбой Беззубика и Иккинга. Изобретатель в компании таких же гениев сильно походил на Питера Паркера в эру «Brand new day», когда тот работал на Макса Моделла. Одна сцена вообще почти покадрово копировала буйство Халка из «Мстителей». Пухлый и неуклюжий Беймакс, проповедующий умиротворение, сильно напоминал толстяка Чьен-По из «Мулан». Мальчик-изобретатель не мог не вызвать в памяти «В гости к Робинсонам». Параллели с мультфильмами Пиксар тоже долго бы искать не пришлось.
В принципе, все это объяснимо. Особенно, если взглянуть на послужной список режиссеров фильма. Оказалось, они сняли каждый всего по одной картине. Холл снял нового «Винни-Пуха», а Крис Уильямс — «Вольта», но вот в качестве сценаристов они работали над куда большим количеством проектов. В том числе (кто бы мог подумать!), над «Мулан», «В гости к Робинсонам» и даже над «Братцем-медвежонком», где тоже в центре повествования были отношения двух братьев. Со Мстителями, Паркером и Железным человеком тем более все ясно — это тоже Marvel, как и Pixar — тоже Дисней.
Но даже если это не плагиат, это самоедство, вторичность все равно оставляет неприятный привкус, особенно у тех, кто ждал от «Города героев» чего-то абсолютного нового, как когда-то от Ральфа.
Эбола для блокбастеров
В фильме есть трогательная история, много хорошего юмора и неплохой экшен. Проблема лишь в том, что эти элементы располагаются в фильме отдельными слоями, не желая смешиваться в единое целое. Трогательная история присутствует преимущественно в первом акте, затем мультфильм практически перестает раскрывать персонажей, довольствуясь крайне шаблонными штрихами. Большая часть шуток с тем же упорством намагниченных железных опилок собирается во втором акте и крутится исключительно вокруг кавайного Беймакса с его неуклюжими попытками взаимодействовать с окружающим миром. Экшен же, традиционно, сосредотачивается в третьем акте и, наконец, дорвавшись до экрана, он выпихивает из повествования все остальные элементы, из-за чего происходящее попросту перестает быть сколько-нибудь увлекательным и вызывать сопереживание.
Эта болезнь поражает все больше современных блокбастеров, они пытаются любой ценой набить масштабного экшена в третий акт, что нарушает баланс повествовательных элементов и портит зрителю все впечатление. Студии никак не могут понять, что сами по себе взрывы, драки и суперприемы никого не интересуют, пока все происходящее не движется по эмоциональным рельсам. Мы должны чувствовать героев, сопереживать им, болеть за них. Если мы не ощущаем боли персонажей, сжигающей их ярости, обиды, желания отомстить, боли утраты, радости от победы над противником, потери веры в себя и обретения ее снова – мы не вовлечемся в сражение. Мы посмотрим на часы, скользнем взглядом по залу, возможно, попросту уснем. Попробуйте включить третий акт последних «Трансформеров» и попытаться кому-нибудь посопереживать, неважно кому, хоть карьере Николы Пельтц. Вряд ли выйдет. У «Города героев» все не настолько плохо, но это симптомы той же хвори.
Именно это я и имел в виду, когда писал, что Дисней хорошо сделал «диснеевскую» часть картины — отношения братьев, юмор, взаимоотношения персонажей, но как только создатели берутся за «марвеловскую часть», все ломается. Прекрасный плюшевый робот запихивается в броню и превращается в обычного боевого меха, теряя свои очарование и оригинальность. Забавные друзья-нерды, так интересно работавшие каждый над своим изобретением, мгновенно превращаются в неубедительных и непродуманных супергероев. Словно школьник, решивший, что, нацепив кожанку и черные очки, он стал Шверценеггером, мультфильм раз за разом меняет то, что у него получалось — живое и оригинальное — на эфемерное «круто», делая из человечных персонажей абстрактных героев блокбастеров.
Знания — сила
Основная проблема друзей Хиро в том, что став супергероями, они перестают быть учеными. Вместо того, чтобы использовать в бою свои знания и воображение, они опираются исключительно на внезапно обретенные атлетические навыки. Хиро прекрасно знает технологию, которую использует злодей, но вместо того, чтобы использовать эти знания, найти в ней уязвимые места, перехватить управление, вся команда предпочитает кромсать и взрывать, словно «выглядеть круто» им важнее, чем добиться результата. Многие говорили, что мультфильм рекламирует науку для детишек — идите, мол, учитесь, но о какой рекламе науки может идти речь, если она неинтересна даже самим героям, ведь они явно предпочитают не думать головой, а прыгать и махать конечностями?
К сожалению, весь этот экшен еще и безобразно структурирован. У нас есть команда героев, но главный герой все же Хиро, поэтому нам нужно дать команде проявить себя в бою, не отнимая при этом победу у главного героя.
Превращается эта схема в следующее: команда бросается в бой, получает на орехи, затем каждый из них переживает озарение и пробует новый подход. Какое-то время новый подход работает, затем команда снова получает на орехи, показывая свою абсолютную бесполезность. Хиро спасает положение… Хотя постойте, положение спасает Беймакс. Хиро, пока его бесполезные друзья хотя бы машут конечностями, сидит на спине своего робота, который и делает всю работу. Робота, которого даже не он изобрел. В итоге, Хиро выглядит наиболее бесполезным из всей команды. Иккинг, который тоже вроде как просто управлял драконом, такого впечатления не создавал. Ясно было, что именно он — воля и разум, стоящая за всеми происходящими событиями. Хиро же напоминаети капризного подростка, одержимого некой идеей и вынуждающего всех окружающих помогать ему ее реализовать.
Мешает и отсутствие реального ощущения опасности. Если бы кого-то из героев ранили, это бы показало серьезность намерений злодея и степень риска, которому подвергают себя герои. Это дало бы нам поверить, что герои не просто забавляются, словно сражаясь с боссом из компьютерной игры.
Смешно, но «Меню», короткометражный мультфильм той же студии, который вы увидите перед показом «Города героев», успел растрогать меня до глубины души всего за 6 минут хронометража, чего его собрату не удалось за все полтора с лишним часа. «Меню» даже не помешало то, что от всей этой собачьей истории за версту несло подходом Pixar. На этот раз студия хоть и залезла в чужую песочницу, но хотя бы сумела сыграть на чужом поле талантливо и оригинально.
В итоге, я остался разочарован «Городом Героев». Скорее всего, вы получите удовольствие от этого фильма, но меня, как это часто бывает, угнетало видение того, что могло получиться, решись Дисней вынуть-таки топор из каши, не гнаться за «крутостью» и масштабным экшеном, а сосредоточить на том, что у них получается: надувной робот братца-медвежонка, страсть к науке сироты-Робинсона, друзья, всегда готовые поддержать и помочь другу Пиньгу, даже если тот оказывается девушкой.