18 ноября 2025Кино

Горе — это клише: рецензия на «Сущность» с Бенедиктом Камбербэтчем

Бенедикт Камбербэтч в фильме «Сущность», кадр: World Pictures
Бенедикт Камбербэтч в фильме «Сущность», кадр: World Pictures

20 ноября в российский прокат выходит дебют британца Дилана Саузерна — готическая психодрама с Бенедиктом Камбербэтчем в роли мужчины, пытающегося смириться с потерей жены, матери его двух сыновей. В картине есть исследование горя, тени мистической поэзии Теда Хьюза и нелепо-зловещий двухметровый Ворон. Саузерн собрал мощный материал, но в цельное произведение он не складывается. Подробнее рассказывает критик Роман Волынский.

Страна: Великобритания

Жанр: психологическая драма, трагедия

Время: 1 ч 38 мин

Режиссёр: Дилан Саузерн

Сценарий: Дилан Саузерн

Первоисточник: The Thing with Feathers («Горе — это нечто с перьями») Макса Портера

В ролях: Бенедикт Камбербэтч, Дэвид Тьюлис, Сэм Спруэлл

Премьера: 25 января 2025 (кинофестиваль «Сандэнс») / 20 ноября 2025 (российский прокат)

Рейтинг: 18+

Оценка зрителей: IMDb — 6.5 / Letterboxd — 3.4

Оценка критиков: Rotten Tomatoes — 58% / Metacritic — 51/100

Что происходит?

Фильм не даёт имена персонажам, поэтому герой Бенедикта Камбербэтча остается просто отцом. В первую очередь, понятно, для своих детей, который недавно остались без матери. Отец — художник, работающий над графическим романом, хотя сам он предпочитает слово «комикс», считая первое определение претенциозным и нелепым. Он старается поддерживать «обычный» бытовой порядок, но всё валится из рук: тосты подгорают, плита обжигает, дети в школу не собираются. Всем этим, как становится ясно, раньше занималась жена. Теперь её нет. А для него она была «всем».

«Сущность» — полнометражный игровой дебют Дилана Саузерна. Ранее он снял музыкальные документалки «Больше не к чему стремится» и «Заткнись и играй хиты».

Кадр: World Pictures

«Сущность» — полнометражный игровой дебют Дилана Саузерна. Ранее он снял музыкальные документалки «Больше не к чему стремится» и «Заткнись и играй хиты».

Кадр: World Pictures

По ночам герой работает над новым произведением, атакуя чёрными чернилами бумагу. Единственный персонаж его рисунков — макабрический ворон. Вскоре Саузерн начинает вводить в тихую, тягостную, но ещё спокойную, атмосферу дюплекса элементы хоррора. И когда герой Камбербэтча сходит с катушек, Ворон материализуется перед ним. Его первое появление колеблется между классическом скримером и комедийным номером из маппет-шоу. Эффект, мягко скажу, неоднозначный. Так и представляешь, как бедного актёра Эрика Лемпарта гоняют по площадке в перьевом костюме; с озвучкой всё вышло удачнее — утробный голос Ворону подарил Дэвид Тьюлис.

Откуда взялся ворон?

Фильм Саузерна основан на повести Макса Портера «Горе — это нечто с перьями» (2015). К слову, ранее произведение было поставлено на сцене, где роль Отца исполнял Киллиан Мерфи. Оригинальное название книги и фильма обыгрывает стихотворение Эмили Дикинсон «Надежда — это нечто с перьями». Однако само существо в сюжете отсылает уже к «Ворону» Теда Хьюза, вдовца культовой поэтессы Сильвии Плат.

У Хьюза, как говорят, страдающего депрессией, Ворон — мифологическое существо, которое предлагает собственную историю сотворения и падения мира. Некоторые критики видят в нем символ новой модели мироздания, некой мрачной альтернативы после краха христианской веры, человечества и цивилизации.

Каркнул Ворон: «Ну ты лох»

Кадр из «Сущности»: World Pictures

Каркнул Ворон: «Ну ты лох»

Кадр из «Сущности»: World Pictures

Мне запало стихотворение «Первый урок Ворона», где Бог учит Ворона произносить слово «Любовь». Но птица, каркая, переиначивает его смысл, создавая из слова то белую акулу, то мужскую голову, проросшую из земли. Иначе говоря, язык ворона сам уничтожает то, что пытается выразить.

В фильме Ворон возникает как воплощение горя. Он груб, ироничен и безошибочно знает, в какие точки бить, чтобы задеть Отца. Так, в одной из сцен, когда герой Камбербэтча напивается и слезливо валяется под трек Feast of the Mau Mau в исполнении Скримина Джей Хокинса, Ворон же язвительно высмеивает его за банальный выбор песни. Он даже называет его творчество «жалким», сравнивая рисунки с работами Джека Ветриано — коммерческого живописца, работающего на массовый вкус.

И вот, что интересно: поначалу кажется, что Ворон приносит в жизнь Отца и его детей лишь тьму и деструкцию, но постепенно он запускает обратный процесс. Выходит, что Саузерн переосмысливает мифического Ворона Хьюза в более человеческом, почти терапевтическом ключе. А по факту — иллюстрирует работу психики.

Как горюет Отец?

Линия героя Камбербэтча развивается как по рельсам. В сущности, Отец занимается тем, чем и должен в такой трагической ситуации — саморазрушением. На десятый вопрос о том, как он держится, он уже закатывает глаза; с течением времени перестает выходить из дома, общаться с друзьями и матерью жены, которая любит вспоминать о «том, как было раньше». Дело в том, что он не хочет принимать это «раньше».

В 2024 году Камбербэтч сыграл похожего персонажа в сериале Netflix «Эрик». Его герой, кукловод, после исчезновения сына решает «оживить» марионетку в надежде, что это поможет вернуть ребенка.

Кадр из «Сущности»: World Pictures

В 2024 году Камбербэтч сыграл похожего персонажа в сериале Netflix «Эрик». Его герой, кукловод, после исчезновения сына решает «оживить» марионетку в надежде, что это поможет вернуть ребенка.

Кадр из «Сущности»: World Pictures

Когда к нему приходит брат в исполнении Сэма Спруэлла, он замечает, что дом стал похож на творчество Трейси Эмин. Очевидно, это отсылка к ряду инсталляций британской художницы, через которые она осмысляла свою депрессию. Например, одна из самых известных работ — «Моя кровать» (1998), представляющая реальную кровать художницы со всем хламом и беспорядком на ней и вокруг.

Камбербэтчу за эту роль уже прочат «Оскар». Кто знает. По ощущениям, актёр действительно проходит весь спектр эмоций по ту сторону радости, но отделаться от мысли, что он старается играть на максимум, трудно. Тем более что нечто подобное мы уже видели, например, в мини-сериале «Патрик Мелроуз»: те же гримасы, те же вопли отчаяния, пусть и вызванные другими причинами. Предположу, что сдержанное, менее «кричащее» лицо Киллиана Мерфи подходит этому персонажу больше.

А как фильм-то?

Фильм разбит на главы — Отец, Мальчики, Ворон и Демон. По замыслу Саузерна, каждая часть дает новую перспективу на проживание скорби. Однако работает из всех них как будто только первая. В остальных эта логика остается недокрученной. В главе, посвященной детям, все же есть трогательный момент, когда они закадровым голосом произносят, что их отец стал другим — молчаливым и злым. В остальном же взгляд мальчиков, сыгранных юными актёрами, не добавляют фильму дополнительных оттенков и смыслов.

У вас там сущность в виде ворона

Кадр: World Pictures

У вас там сущность в виде ворона

Кадр: World Pictures

Чем ближе финал, тем сильнее Саузерн выкручивает режим хоррора. И это не идёт фильму на пользу. Возможно, режиссеру просто не хватает вкуса или опыта (до этого он снимал музыкальные документальные фильмы), но большинство пугающих сцен выглядят как отработанные клише. Словно насмотренность Саузерна и его оператора ограничилась хоррорами середины 2010-х, вроде условного «Бабадука».

Всё становится ещё сложнее, если воспринимать «Сущность» как чисто психологическую драму. Допускаю, что некоторым зрителям, особенно пережившим подобную утрату, фильм окажется эмоционально близким. Но является ли это собственной заслугой картины? Более отстраненный же взгляд вряд ли обнаружит в нем что-то принципиально новое или сложное. А может, нам и без Саузерна хватает собственных Воронов.

Оценка — 6/10

Автор: Роман Волынский

Критик. Не специализируюсь на теме горя, но могу рассуждать о грустных мужских персонажах бесконечно. С удовольствием написал бы больше о работах Трейси Эмин. Еще захотелось продолжить читать поэзию Хьюза.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь