Годзилла (2014)
Важно: Спойлеров мне удалось избежать, но будьте бдительны при чтении комментов – там никто стесняться не будет, а заспойлерить фильм легко. Трейлеры были достаточно сдержанныи оставили некоторые вещи нераскрытыми.
Эта статья – возвращение к циклу о франшизах, поэтому я немного расскажу и о других фильмах про атомного ящера.
Предыдущие статьи цикла: вводный материал о становлении франшизы как доминирующего формата, и статья, посвященная Человеку-пауку. Читать их для понимания этого материала необязательно, но цикл есть цикл.
А теперь подробнее: Все началось ровно 60 лет назад, с выходом первого фильма. Римейк 2014-го года стал тридцатым в линейке кинолент, 28 из которых сняты японцами и две – американцами. Как ни странно, но оригинальная Годзира 1954-го года так и осталась самым лучшим фильмом во франшизе. Все дело в том, что первый фильм был серьезным, он стал воплощением того ужаса, который испытывала Япония после ядерных ударов 45-го. Она боялась повторения атак, боялась последствий – как очевидных, так и тех, что могут еще проявиться.
Название Годзилла (или в оригинальной транскрипции – Годзира) образовалось из соединения японских слов «горилла» (горира) и «кит» (кудзира).
Собственно в Годзиллу ящер превратился при отправке фильма в Америку, чтобы приблизить название по звучанию все к той же горилле, ведь именно Кинг Конг вдохновил создателя на этот фильм.
Несмотря на горилокитовость монстра арт-директор Ватанабе (однофамилец одного из актеров современной Годзиллы) при создании монстра соединил в его образе черты тираннозавра, игуанодона, стегозавра и крокодила. То есть смешал черты хищников и травоядных. Чтобы подчеркнуть атомное происхождение монстра, его чешую старались сделать похожей по текстуре на келоидные шрамы жертв ядерного взрыва.
Новая Годзилла сдержанна и серьезна настолько, что становится почти скучной.
В оригинале Годзилла – динозавр юрского периода, разбуженный ядерными взрывами и мутировавший благодаря им. Месседж фильма проговаривался напрямую в конце: если мы дальше продолжим взрывать атомные бомбы, эта годзира не станет последней. Как и вышло, учитывая 29 фильмов, последовавшие за первым.
Жаль лишь, что после успеха первой части, создатели решили повернуть франшизу в сторону того, что было зрителю интереснее – Годзилла начала махаться с другими монстрами, а вещи вроде сюжета и серьезного подтекста улетели в тартарары.
Идеального фильма о Годзилле так и не сняли. Первый фильм, хотя и остается лучшим, имеет по понятным причинам малоубедительные спецэффекты и слабую местами актерскую игру. Последующие японские фильмы опирались по большей части на мутузево монстров, и от попыток посмотреть эти фильмы сейчас может вытечь мозг. Первая попытка американцев снять свою годзиллу была признана всеми не менее ужасным киновыкидышем, чем Бэтман и Робин, но этот, безусловно, тупой фильм смотреть все же легче, чем японские продолжения, хотя его и считают худшим фильмом о ящере.
Если вам хочется больше узнать об истории франшизы, всех ее 30 фильмах, а также комиксах и играх, Сергей Колокольников давно написал для канобу подробный разбор.
Годзилла 2014 вызывает смешанные чувства. Хотя, это лишь фигура речи, потому что у многих фильм не вызвал никаких чувств, в чем и была основная проблема. Все вроде неплохо, но там где глупый и детский Тихоокеанский Рубеж уже заставлял сжимать кулаки и подпрыгивать на краю сидения, Годзилла вызывает сдержанный кивок. Молодец, мол, неплохо.
Мне понравилась уверенность и неторопливость фильма. Он, как и сам огромный неповоротливый ящер, шел к цели медленно, без суеты и метаний из стороны в сторону. В отличие от недавнего Человека-паука, который расплодил множество сюжетных линий, ни одна из которых не успели нормально раскрыться, в Годзилле нет ни спешки, ни ощущения недосказанности.
Фильм снят очень красиво, спецэффекты прекрасны, а камера не боится задерживаться на них, чтобы мы могли полноценно рассмотреть монстра, разваленный небоскреб, искореженную подлодку. Да и карантинная зона с заброшенными домами, поросшими мхом, тоже очень живописна. Тридэ использовано с умом и действительно идет фильму на пользу.
Все научные объяснения, как и действия персонажей, более-менее вменяемы. Да, при внимательном рассмотрении видно полное лукошко бреда, но учитывая жанр, все довольно неплохо.
Люди умирают, но как-то очень деликатно, тихо и вежливо отбрасывая копыта.
Проблема в том, что уже на выходе из зала ты понимаешь, что эмоционально фильм ничего тебе не дал. Словно запоздало осознаешь кражу кошелька. Монстро мог реально напугать, Тихоокеанский рубеж – заставить поболеть за роботов в увлекательных драках, оригинальная Годзилла подталкивала к размышлениям и сопереживанию жертвам Хиросимы и Нагасаки, Годзилла Эммериха могла хотя бы развлечь своей откровенной дебиловатостью и убогим чувством юмора. Новая Годзилла сдержанна и серьезна настолько, что становится почти скучной.
От фильма катастрофы ждешь как минимум ощущения конца света, обреченности и паники, а фильм его не дает. Да, он показывает затопленные и разрушенные города прекрасными панорамными кадрами, но словно и не собирается пугать нас вероятностью Армагеддона. Почему-то, несмотря на жертвы, над всем словно висит табличка «все будет окей».
От кайдзю-фильма ждешь эпичного экшена, и тот сделан крайне креативно и убедительно, но почему-то все эти схватки не завлекают, не заставляют сопереживать.
От юбилейного фильма франшизы ждешь дани уважения самому первому фильму, но тут нет ни серьезного мессаджа (он как бы есть, но он не работает ни на каком уровне), ни интересных персонажей, ни серьезного подхода к показу жертв катастрофы.
Вроде бы вот они: обвалившиеся небоскребы, горы обломков, затопленный город. Но ужаса не чувствуется. Люди умирают, но как-то очень деликатно, не трогая за душу – тихо и вежливо отбрасывая копыта. Когда смотришь на раскуроченный Лас Вегас в голове всплывает лишь одно слово: «дорого». Долго придется все это расчищать и ремонтировать, отстраивать заново. Словно и не умер никто, просто поломали дорогие игрушки. Нет ощущения национальной трагедии, 11-го сентября, хотя народу погибло явно больше.
Пришельцы захватили землю, монстры дерутся с роботами величиной с небоскреб – естественно, нам очень интересно, как вы поссорились с отцом, продолжай.
В оригинальном фильме врач со счетчиком гейгера осматривал детей, находившихся в городе в момент атаки Годзиры, сцена на несколько секунд: врач подносит счетчик к ребенку, тот трещит, врач поворачивается к матери и качает головой, ее лицо каменеет – все. Не думаю, что новому фильму было сложно создать подобную сцену. Но, видимо, они и впрямь решили, что ужас и сцены смерти – это плохо, лучше пусть откормленная Годзилла будет няшей, напоминающей волка из мультика «жил был пес» или некого атомного Тоторо, защитника Земли.
Фильм, поглаживая свой рейтинг pg-13, предпочитает не показывать человеческий фарш и горы трупов. Кучи выживших, покрытых слоем пыли присутствуют, люди ищут потерявшихся близких – это есть, но откровенного воя плакальщиц над миллионами погибших нет и в помине.
Самое паршивое – это драма и персонажи. В любом фильме, как этого жанра, так и смежных, люди – всегда самая слабая часть. Они вроде как необходимы фильму, чтобы нам было с кем себя ассоциировать, чтобы дать точку зрения и понимание пропорций. А также для того, чтобы чем-то забить хронометраж, потому что полтора часа спецэффектов бюджет не вытянет.
Так рождаются наши не-пришей-рукав герои. Суетливые и бестолковые людишки в Трансформерах, картонные герои Тихоокеанского Рубежа, нелепые клоуны Годзиллы Эммериха, разлученный с детьми Тома Круз в Войне Миров. Зрители, пришедшие смотреть на гигантских роботов и кайдзю, вынуждены вникать в шаблонные драмы плоских персонажей, которые будут неизбежно еще больше расплющены вместе со своей драмой самой масштабностью основного сюжета. Пришельцы захватили землю, монстры дерутся с роботами величиной с небоскреб – естественно, нам очень интересно, как вы поссорились с отцом, продолжай.
Но ведь драма может работать в любом жанре. В Девятом Районе герою искренне сопереживаешь. Это далеко не простой персонаж, начинавший как бюрократ, циник, карьерист, трусливый и подобострастный, но творящийся с ним ужас медленно меняет его, делая бесстрашным, сочувственным, романтичным.
Единственная ценность этой линии в том, что она создает богатую почву для шуток на тему инцеста
В той же оригинальной Годзире персонажи были ярче. Нельзя сказать, что они были намного глубже, это по-прежнему герои, которых можно описать одной строчкой, но эти строчки гораздо интереснее. Чего стоит ученый, изобретающий Кислородный Деструктор и не желающий никому показывать свое открытие. Он не хочет, чтобы его изобретение превратилось в очередное оружие массового поражения и продолжает работать с целью найти ему мирное применение. Он соглашается использовать его для убийства Годзиллы, но настаивает на том, что запустит реакцию сам. После чего сжигает все свои записи об исследовании, надевает скафандр, опускается на морское дно к Годзилле и запускает устройство. После того как ящер погибает, ученый сообщает о победе на корабль, потом перерезает себе кислородный шланг и умирает. Он знал, что увидев мощь его изобретения, власти пойдут на все, лишь бы узнать его секрет. Чтобы не выдать его под пытками, он убивает себя.
Самое грустное в этой истории то, что в новой Годзилле нет ничего даже близкого к этой истории. Нет, здесь персонажей как будто достают из детского набора: «Любящая семья главных героев». Солдат, герой, образцовый американец – вот и все описание главного героя. Он настолько любящий отец, что пока его собственный сын далеко, он находит себе сынозаменителя в лице потерявшегося азиатского мальчика, которого берет под крыло. Это на случай если до вас не дошло, насколько он хороший отец.
И кстати – главный герой фильма это дважды Пипец, будущий Ртуть версии марвел студиос, Аарон Тейлор-Джонсон. Для многих это станет сюрпризом, потому что трейлеры старательно создают впечатление, что ведущая роль – у Брайана Крэнстона, играющего отца… э-э-э Пипца. На деле Гейзенберга в фильме не слишком много. Как и Кена Ватанабе, Салли Хокинс и прочих талантливых актеров, которым в этом фильме было особо нечего играть.
Прекрасная Элизабет Олсен здесь играет жену Тейлора-Джонсона. Она нужна лишь для того, чтобы показать, что у героя есть семья, и он за них волнуется, а они за него. Как в World war Z или грядущем Интерстелларе – папа должен уйти спасать мир, но он вас любит и обязательно вернется. Единственная ценность этой линии в том, что она создает богатую почву для шуток и фотожаб на тему инцеста (Ванда и Пьетро Максимофф, get it?).
Но последний гвоздь в крышку гроба драма-аспекта фильма забивает сам режиссер – своим собственным предыдущим фильмом.
Гарет Эдвардс в 2010 написал и снял фильм Монстры на бюджет в полмиллиона долларов. Даже монстров для фильма рисовал сам. Я решил посмотреть этот фильм специально для статьи – хотел хотя бы просто промотать, чтобы оценить общий уровень. Желание проматывать так и не возникло. Фильм прекрасен. Массовый зритель воспринял его не слишком хорошо, потому что от фильма с таким названием и аннотацией ожидал хоррора, экшена и тому подобных вещей, а их в фильме нет, он совсем о другом.
По сюжету спутник НАСА находит где-то в солнечной системе следы инопланетной жизни и улетает с образцами домой. При посадке он разбивается, заражая инопланетными спорами кусок Мексики. Огромные электрические осьминоги заполоняют джунгли, и люди попросту огораживают зараженную зону, регулярно опрыскивая ее химикатами. Но это лишь сеттинг. Сама история сосредотачивается на фотографе, которому приказали доставить дочку шефа домой в Америку, и который вынужден тащить ее через эту самую зараженную зону.
Фильм описывают как историю любви, зарождающейся на фоне катастрофы и парящих осьминогов. Фактически, это так, но мне кажется, это дает не совсем верное представление о фильме. Главная прелесть этой любви в том, что она не романтизируется. Фотограф подкатывает к симпатичной дочке босса, а она отвечает ему. Не потому что у них внезапно возникло великое и чистое чувство. Он напился, она ему нравится, он все откровений флиртует, даже зная, что у нее свадьба на носу. Она отказывает ему, но обижается, на утро, обнаружив в его номере женское тело. Они влюбляются не потому, что у них куча достоинств, а просто потому, что им легко вместе. Мысль о предстоящей женитьбе пугает ее, и она находит убежище в первом же попавшемся незнакомом парне. А у него есть сын, которому он не может признаться, что он – его отец. Мать ребенка запрещает, мол, так все лишь усложниться. И вот он звонит ему с автозаправки посреди заброшенного города, окруженного светящимися осьминогами, и поздравляет с днем рождения, пытаясь не выдать того, что плачет. Да и слезы эти – не от радости слышать сына, а от внезапно накатившего понимания – в какое месиво превратилась его жизнь, как все необратимо запуталось.
Эта история прекрасна своей честностью, безжалостным и абсолютно непоэтическим отношением к любви, но от этого она лишь еще больше трогает. Да, зачастую именно так, из похоти и одиночества, из потерянности и неуверенности в себе и рождается любовь.
Гарет снял прекрасный фильм, успев раскрыть не только природу любви, но и циничную природу человека, и ежедневный ужас стран третьего мира. Монстрами в фильме пришельцев не называют ни разу, только существами. Монстры – это он, конечно, не об осьминогах. Они лишь реагируют на агрессию человека. Это, как обычно, о нас.
Ведь все понимают, что кайдзю-фильмы и хорроры – они как стриптиз.
Ничего не напоминает? Естественно, Девятый район. Тоже проблемы бедных стран, тоже отличная драма и интересные персонажи, тоже низкий бюджет. Только у Бломкампа все же было больше экшена.
И ведь эти двое не единственные режиссеры-новички, снявшие маленькие талантливые фильмы, которым после этого доверили крупно-бюджетные блокбастеры. Это и Марк Уэбб, и Бломкамп, и Дрю Годдард, снявший Хижину в Лесу и получивший Зловещую Шестерку.
Еще при просмотре Годзиллы я думал о том, что Эдвардс уделал Уэбба по крайней мере тем, что не превратил фильм в бессвязное месиво, пытаясь уместить кучу сюжетных линий. Но посмотрев Монстров, я понял, что счет сравнялся. Пусть Уэбб и перенасытил вторую часть Паука, но зато он изначально смог сохранить свои сильные стороны при масштабировании: сильная романтическая линия и живые персонажи так и остались таковыми при его переходе от 500 дней лета к паучьей франшизе. Он ничего не потерял.
А вот Эдвардс, очевидно, не смог сохранить обаятельных и глубоких персонажей, тонкие трогательные детали, живые диалоги. Ясно, что Годзиллу, в отличие от Монстров, писал не он сам, но это справедливо и в случае Уэбба. Увеличение бюджета, как мы помним, не пошло на пользу и Бломкампу, снявшему Элизиум, который оказался блеклой копией все того же Района как сюжетно так и атмосферно.
После просмотра Монстров становится по-настоящему обидно от понимания, что могло бы быть, если бы он написал для Годзиллы столь же интересных персонажей. Ведь по сути, чем глубокий персонаж отличается от плоского: большинство персонажей в крупнобюджетных фильмах сокращены до функции. У них одна-две определяющих черты и они обычно довольно громкие. И поступки громкие: спас ребенка, разминировал бомбу.
В «Монстрах» фотограф сначала отвечает своей спутнице, что не создает трагедию, а лишь документирует ее, и не его вина, что за фото ребенка, убитого пришельцами, ему платят 50 штук, а за фото счастливого ребенка – ничего. Позже в фильме он натыкается на место аварии, замечает тело пятилетней девочки. Несмотря на то, что его никто не видит, он не делает снимок, а просто заботливо укрывает мертвого ребенка курткой. Если бы Эдвардс вставил хотя бы пару таких деталей в Годзиллу, фильм бы уже сильно преобразился.
Так почему, несмотря на все недостатки, которые я описывал всю статью, я все равно ставлю фильму 7.5 и даже рекомендую на него сходить? Потому что это все равно качественный, крепкий летний блокбастер с восхитительной картинкой и интересным экшеном. Да, есть риск того, что он покажется вам скучным, а от скуки вы начнете замечать всю бредовость некоторых сценарных ходов, но все же фильм стоит на ногах, а в наше время и это редкость.
Фильм явно выбирает неторопливый подход, то, что американцы называют slow burner. Первая часть фильма не показывает Годзиллу, это история катастрофы на электростанции и расследования заговора по сокрытию ее причины. Да и потом, когда монстр появляется, Эдвардс старательно выбирает ракурс и точку съемки, чтобы создать правильное ощущение. Ведь все понимают, что кайдзю-фильмы и хорроры – они как стриптиз. Интересен сам процесс раскрытия, догадок, едва уловимых очертаний, а когда все уже открыто до конца – интерес падает.
Да, герои часто ошалело пялятся на монстра и камера долго показывает нам эти ошалелые лица, как будто мы в них влюблены с третьего класса и нам в них интересна каждая черточка. Да и монстр может взять и уставиться на жалкого человечка, как будто гигансткий ящер способен такую блоху увидеть, запомнить и ненавидеть лично.
И все же то, что логика повествования держится в рамках приличий – огромный плюс лично для меня. Фильмы очень часто срываются в какие-то бездны идиотизма. Да, здесь объяснения ученых и действия военных вызвали у многих вопросы, и все же черту абсолютного бреда им удалось не пересечь. Если вспомнить объяснения Эммериха и действия его военных, станет ясно, о чем я.
Создать настолько реалистичного монстра и убедительно вписать его в мир – это дорогого стоит. У того же Тихоокеанского Рубежа это получилось куда хуже, несмотря на то, что экшен там веселее.
Если вам хочется чего-то большого и чешуйчатого с мордой выдры, то выбор у вас невелик. Если просто хочется посмотреть нечто эпическое с огромными монстрами и разрушениями, а все перечисленные мной минусы фильма вас не отпугнули, то все же сходите в кино.