26 декабря 2011Игры
Обновлено 09.05.2015

Год перемен

2011-й год запомнится нам радикальными переменами сразу на нескольких рынках любимой игровой индустрии. Только какими именно - мы не узнаем, пока не закончится хотя бы 2012-й.
2011-й год запомнится нам радикальными переменами сразу на нескольких рынках любимой игровой индустрии. Только какими именно - мы не узнаем, пока не закончится хотя бы 2012-й.

Иронично, но правда. Мы все понимаем, что на рынке портативных игр случилось что-то важное. Я имею в виду не просто выход PS Vita и 3DS, а их положение на рынке, их ценовую политику, их игры, наконец. Оценить последствия мы сейчас не можем: да, видно, что 3DS продается не так плохо, как казалось сначала, видно, что PS Vita в Японии раскупают вполне хорошо, но что это значит?

Случился ли перелом в пользу iOS/Android? Значат ли “просто хорошие” результаты PS Vita и 3DS, что на рынке для них больше нет места или это было предсказуемо - ведь массовый покупатель не берет консоль, пока на ней не появится много игр. Неизвестно. сказать на 100% не берется никто. Но понятно, что в 2012-м году мы это увидим и точно так же понятно, что переломить ход истории производители приставок могли только в 2011-м, потому что дальше будет поздно.

Получилось ли?

Теперь про социальные игры. Видно, что с ними не все в порядке - на это жалуются сами разработчики (виральность на уровне 25% считается хорошей - курам на смех), видно по не самому лучшему выходу Zynga на IPO.

С другой стороны, не самый лучший выход - это продажи акций на миллиард долларов, сотни тысяч стартаперов спят и видят во влажных снах такой “не самый лучший выход”. Социальные игры по-прежнему собирают деньги и хотя играми их назвать все еще сложно (скорее “маркетинговые схемы по честному отъему денег у населения”), бизнес есть бизнес и сказать, падает он или нет со всей уверенностью сейчас нельзя.

Хотя по итогам 2012 года это будет очевидно.

Или вот про извечную смерть ПК как игровой платформы и счастливое цифровое будущее. Цифровые продажи действительно убивают розничные, но параллельно они приводят к снижению цен - и это не только политика Steam, это неизбежный процесс, то же случилось с музыкой и кино. Соответственно, возникает вопрос - а будет ли в счастливом цифровом будущем место для игр А-класса на ПК? Мы все видим, что инди по 10-15 долларов чувствует себя замечательно, никто не сомневается в MMO или очередной части Call of Duty, но останутся ли на рынке пресловутые крепкие середнячки? Причем наверное надо думать и не только про ПК, что наглядно показывает падение стоимости THQ и Sega, которые хорошо представлены на консолях.

Кто-то из них вполне может обанкротиться в 2012-м потому, что 2011 год был недостаточно удачным.

Кстати, про инди. Успех Minecraft подарил нам не меньше десятка хороших независимых проектов в этом году - внезапно многие разработчики поняли, что сделать игры мечты за свои кровные вполне реально. Если, конечно, мечтаешь не о “русском постапокалипсисе”, а о чем-то более приземленном, вроде хорошей сетевой пошаговой тактической стратегии. Но к концу года инди стали теряться на фоне блокбастеров и их стали продавать на развес в инди-бандлах. Для покупателей такая схема очень хороша, но позволит ли она развиваться небольшим разработчикам, для которых каждая копейка на счету? Возможно в 2012-м году инди опять тихо и незаметно уйдут в подполье на несколько долгих лет?

Или давайте посмотрим на многострадальную игровую прессу. В прошедшем году журналы закрывались пачками, причем не только в России/Украине. Но до конца не закрылись и некоторые выжившие всерьез уверены, что их конкуренты умерли в результате естественного отбора на рынке, а не потому, что места для бумажных журналов об электронных развлечениях больше нет. Я считаю иначе, но ведь и они могут быть правы. Спор сейчас выйдет бездоказательным, авось один бумажный игровой журнал на страну - это то, что надо?

В 2011-м году игры смогли доказать свое право считаться произведением искусства - решение Верховного Суда США поставило точку во многолетнем споре о том, может ли быть законным ограничение игр, или их творцы тоже имеют право на свободу слова. Увы, пока только в США, в России и Украине в 2011-м году были приняты куда менее радующие законы о локальных ограничениях и “защите детей” от игр. Возможно суды наших стран их отменят, а возможно благодаря действиям наших депутатов в 2011-м году мы превратимся в некий аналог Ирана, где официально недоступны почти все западные видеоигры. Узнаем мы об этом, как водится, в 2012-м.

А еще 2011-й год был очень хорошим годом для хороших игр. И, боюсь накаркать, мы поймем насколько он хорош только в 2012-м, который обещает быть заметно хуже.

Извините, если ждали от этой колонки ответов, а получили только вопросы. Но 2011-й год был слишком важным и слишком неоднозначным для индустрии, чтобы его можно было запомнить благодаря только пяти лучшим играм всех времен и паре приставок.

P.S. Колонка про предварительную подготовку игроков к знакомству с их будущими любимыми играми по просьбе редакции переехала на следующий год.

Комментарии 66
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
Lihoy_Ciklop
Lihoy_Ciklop
На самом деле, из этого сообщения видно, что год важным не был. В нем лишь начали намечаться новые тенденции. Вообще год - очень условные период. Правильнее сказать, что важной оказалась трехлетка 11-13.
SouIIess
SouIIess
В плане игр, действительно очень хороший год!