Канобу — фильмы, сериалы, игры и другие современные развлечения
22 апреля 2021/Кино и сериалы
При поддержкеLG

Главные «тёмные лошадки» в истории «Оскара»: победы каких фильмов удивили сильнее всего

На грядущей церемонии вручения «Оскаров» ожидается ожесточенная борьба в номинации «Лучший фильм», несмотря на явного фаворита – «Землю кочевников». Мы решили оглянуться на прошлые церемонии и обратить внимание на фильмы, которые сумели обставить явных фаворитов и изменили представления о том, кто может стать победителем. От возвращения мюзиклов и победы фильма о боксере-ноунейме до первых в истории церемонии побед сиквела и женщины-режиссера — чего только не происходило за 90 лет истории вручения премий Американской киноакадемии.
На грядущей церемонии вручения «Оскаров» ожидается ожесточенная борьба в номинации «Лучший фильм», несмотря на явного фаворита – «Землю кочевников». Мы решили оглянуться на прошлые церемонии и обратить внимание на фильмы, которые сумели обставить явных фаворитов и изменили представления о том, кто может стать победителем. От возвращения мюзиклов и победы фильма о боксере-ноунейме до первых в истории церемонии побед сиквела и женщины-режиссера — чего только не происходило за 90 лет истории вручения премий Американской киноакадемии.

При отборе фильмов мы обращали внимание на несколько факторов:

«Рокки» (Rocky) – «Лучший фильм» 1977 года

Главные «тёмные лошадки» в истории «Оскара»: победы каких фильмов удивили сильнее всего

В наши дни «Рокки» — гигантская франшиза, собравшая $1,7 миллиарда в мировом прокате. Но в 1976 году это был крайне сомнительный с коммерческой точки зрения проект, державшийся на энтузиазме его сценариста и исполнителя главной роли — никому не известного Сильвестра Сталлоне. Сталлоне проявил редкостное упрямство, отказавшись продавать сценарий «Рокки» студии United Artists, которая хотела взять на главную роль состоявшегося актера уровня Роберта Редфорда или Джеймса Каана. В итоге студия согласилась на актёрское участие Сталлоне при условии, что фильм будет снят на минимальном бюджете порядка $1 млн.

История о простом боксере из Филадельфии получила десять номинаций на «Оскара» и взяла три премии, включая лучшую картину. В 1977 году на победу также претендовали такие монстры, как «Таксист» Мартина Скорсезе, «Сеть» Сидни Люмета и «Вся президентская рать» Алана Пакулы. У «Таксиста» были семь номинаций BAFTA, одна номинация на «Золотой глобус» и главный приз Каннского кинофестиваля. У «Сети» — пять номинаций на «Глобусы», из которых картина Люмета взяла четыре премии. У «Всей президентской рати» — десять номинаций BAFTA и четыре номинации на «Глобусах».

До объявления претендентов на «Оскар» у «Рокки» не было ни одной номинации на кинопремию — фильм буквально появился из ниоткуда. В 2015 году сайт Hollywood Reporter предложил членам Американской киноакадемии «переголосовать» за фильмы-номинанты прошлых лет. По итогам опроса в своей номинации «Рокки» занял только четвертое место. Первое досталось фильму «Вся президентская рать», второе место заняла «Сеть», а третье — «Таксист».

«Повелитель бури» (The Hurt Locker) – «Лучший фильм» 2010 года

Главные «тёмные лошадки» в истории «Оскара»: победы каких фильмов удивили сильнее всего

В отличие от «Рокки», «Повелителя бури» не обделили предварительными номинациями и наградами: три главных номинации на «Глобусах», восемь номинаций и шесть премий на BAFTA, включая «Лучший фильм». Но в истории «Оскаров» Кэтрин Бигелоу стала четвертой женщиной, претендующей на награду «Лучший режиссер». В номинации «Лучший фильм» к этому моменту фильмы женщин-режиссеров тоже выдвигались только три раза: «Семь красоток» Лины Вертмюллер, «Пианино» Джейн Кэмпион и «Трудности перевода» Софии Копполы. Ни один из них главного «Оскара» не получил.

Вероятность победы снижала и неоднозначная реакция на «Повелителя бури» в США. Кинокритики хвалили актёрскую работу Джереми Реннера, но фильм разнесли ветераны и репортёры, освещавшие войну в Ираке, из-за нереалистичного изображения работы сапёров и военных условий в целом.

В номинации «Лучший фильм» фаворитом был «Бесславные ублюдки» Квентина Тарантино. Картина получила шесть номинаций BAFTA, четыре номинации на «Глобус», а исполнителя роли главного антагониста Кристофа Вальца наградили как лучшего актёра на Каннском кинофестивале и как лучшего актёра второго плана на BAFTA и «Глобусе». А самым обсуждаемым номинантом был «Аватар». Режиссёр Джеймс Кэмерон, бывший муж Бигелоу, стал триумфатором «Оскара» в 1997 году. Тогда его «Титаник» получил 11 премий из 14…

В итоге «Повелитель бури» взял и «Лучший фильм», и «Лучший режиссёр». Бигелоу и по сей день остается единственной женщиной-режиссёром с премией «Оскар». Судя по коэффициентам, букмекеры явно подозревали, что произойдет в главных номинациях (или просто имели доступ к процессу голосования). Коэффициент на победу «Повелителя бури» в главной номинации был очень низкий – ½, то есть при ставке 100 долларов можно было получить 150 долларов. Для сравнения коэффициент «Аватара» составлял 1/1, то есть при аналогичной ставке победитель получал уже 200 долларов. Шансы Бигелоу в номинации «Лучший режиссер» оценивались ещё выше – 2/9, то есть при ставке в 100 долларов выигрыш составлял всего 120 долларов.

«Шофёр мисс Дэйзи» (Driving Miss Daisy), «Лучший фильм» 1990 года

Главные «тёмные лошадки» в истории «Оскара»: победы каких фильмов удивили сильнее всего

Мелодрама малоизвестного австралийского режиссёра Брюса Бересфорда в упорной борьбе вырвала статуэтку у «Рождённого четвертого июля» Оливера Стоуна. При сопоставимых коэффициентах у букмекеров (порядка 5/4), фильмы почти в равной степени отметили в номинациях на «Оскар» и «Золотом глобусе». Картина Стоуна получила четыре «Глобуса», включая «Лучшую драматическую картину» и восемь номинаций на «Оскар»; картина Бересфорда — три «Глобуса», включая «Лучшую комедийную или музыкальную картину» и девять номинаций на «Оскар».

Но к премии 1990 года режиссёры подошли с абсолютно разным багажом. Оливер Стоун в 1986 году получил статуэтки в номинациях «Лучший режиссёр» и «Лучший фильм» за картину «Взвод». Его новый фильм «Рождённый четвертого июля» рассказывал про реального американца Рона Ковика (Том Круз): он вернулся инвалидом с вьетнамской войны, а после долгой борьбы с алкоголизмом и наркозависимостью стал антивоенным активистом. Одни критики называли картину «самым амбициозным недокументальным фильмом о Вьетнаме», другие громили за пафосность, затянутость и неточности в отображении биографии Ковика. Но авторы даже самых разгромных рецензий упоминали сногсшибательный видеоряд фильма и потрясающую игру Круза. Фильм стал явлением не только в американском кинематографе, но и в обществе, а по масштабу обсуждения он превзошёл даже оскароносный «Взвод».

Но триумфатором премии стала тихая, камерная история о конфликтных, а в итоге дружеских отношениях между темнокожим шофёром (Морган Фримэн) и пожилой школьной учительницей-еврейкой (Джессика Тэнди). Герои, жители Юга, сближаются после нескольких трогательных и комедийных эпизодов, при этом оба страдают от проявлений расизма.

«Шофёра мисс Дэйзи» выдвинули на «Оскара» вместо более правдоподобного, по мнению критиков, фильма о жизни темнокожих — «Делай, как надо!» Спайка Ли. Несмотря на небольшой скандал в прессе, «Шофёр» называют первой так называемой безопасной картиной, заточенной под победу на главной американской кинопремии. Это победитель, выведенный в пробирке, – фильм, который должен всех порадовать и никого не обидеть. Считается, что это решение киноакадемии предвосхитило победу «Зелёной книги» в номинации «Лучший фильм» в 2019 году.

«Молчание ягнят» (The Silence of the Lambs), «Лучший фильм» 1992 года

Главные «тёмные лошадки» в истории «Оскара»: победы каких фильмов удивили сильнее всего

Фильм Джонатана Демми впервые доказал конкурентоспособность целого жанра — триллера — на «Оскаре». «Молчание ягнят» оказалось третьим в истории фильмом, завоевавшим «Оскар» в пяти основных категориях: «Лучший фильм», «Лучший режиссёр», «Лучший актёр», «Лучшая актриса» и «Лучший сценарий». С 1992 года это не удавалось ни одной картине.

История молодого агента ФБР Клариссы Старлинг (Джоди Фостер), которая ищет маньяка, а за помощью обращается к серийному убийце Ганнибалу Лектеру (Энтони Хопкинс), ещё до «Оскаров» получила один «Глобус» (Хопкинс) и две премии BAFTA (Хопкинс и Фостер).

До «Молчания ягнят» на победу в номинации «Лучший фильм» безуспешно претендовали всего две картины, жанр которых можно было отнести к триллеру или хоррору: «Изгоняющий дьявола» в 1973 году и «Челюсти» в 1985 году. После «Молчания ягнят» — «Шестое чувство» в 1999 году, «Чёрный лебедь» в 2010 году и «Прочь» в 2017 году. Но эти фильмы тоже остались без наград в главной номинации «Оскара». Букмекерский коэффициент на победу «Молчания ягнят» составлял 5/4, то есть при ставке в 100 долларов можно было выиграть 225.

«Чикаго» (Chicago), «Лучший фильм» 2003 года

Главные «тёмные лошадки» в истории «Оскара»: победы каких фильмов удивили сильнее всего

До начала 70-х годов мюзиклы регулярно побеждали в главной номинации «Оскара». Но в 1973 году сложная и мрачная музыкальная картина «Кабаре» Боба Фосси поставила печальный антирекорд, который держится до сих пор: став восьмикратным лауреатом «Оскара», фильм проиграл борьбу в номинации «Лучший фильм». После этого мюзиклы 30 лет практически не фигурировали в числе претендентов на награды.

«Чикаго» с Ричардом Гиром и Рене Зеллвегер в главных ролях снят по мотивам постановки Фосси 70-х годов. Режиссёр сам хотел экранизировать «Чикаго», но не смог найти деньги на производство. «Чикаго» Роба Маршалла получило три «Глобуса», одну премию BAFTA, а также 12 номинаций на «Оскар». Но его успех главной категории ставила под сомнение история провала «Кабаре».

Вместе с «Чикаго» за победу боролись народный фаворит «Властелин колец: Две крепости» Питера Джексона, «Пианист» Романа Полански (BAFTA за Лучший фильм) и «Банды Нью-Йорка» Мартина Скорсезе (BAFTA Дэниэлу Дэй-Льюису, два «Глобуса», 10 номинаций на «Оскар»). Коэффициент на победу «Чикаго» составил всего 1/2.

«Крёстный отец 2» (The Godfather Part II), «Лучший фильм» 1975 года

Главные «тёмные лошадки» в истории «Оскара»: победы каких фильмов удивили сильнее всего

В 1972 году первая часть трилогии уже выиграла три «Оскара», в том числе в главной номинации. Вторую часть «Крёстного отца», которую также снимал Фрэнсис Форд Коппола, некоторые критики оценили даже более высоко. Картина получила 11 номинаций, но критиков и членов киноакадемии смущало одно: цифра в названии фильма.

До 1974 года на «Оскара» в категории «Лучший фильм» безуспешно номинировался один спин-офф – «Колокола святой Марии» Лео Маккэри, вышедшая в 1945 году. Картина стала продолжением драмы «Идти своим путём», которую Маккэри снял в 1944 году.

Но в случае с «Крестным отцом» речь шла о полноценном сиквеле – с сохранением большинства персонажей и вставками-флэшбэками, рассказывающими предысторию первой части. Букмекеры низко оценивали шансы на победу «Крёстного отца 2», коэффициент составлял 5/4.

«Крёстный отец 2» получил свой «Оскар» как лучший фильм и опровергнул представления о том, продолжение не может быть лучше оригинала. После него в главной номинации сиквелы или спин-оффы выдвигались ещё шесть раз: «Крёстный отец 3», «Молчание ягнят» (формально продолжение фильма Майкла Манна Manhunter), «История игрушек 3», «Безумный Макс: Дорога ярости», «Властелин колец: Две крепости» и «Властелин колец: Возвращение короля». Из них победить удалось только «Возвращению короля». В 2004 году картина получила 11 «Оскаров», включая главную статуэтку.

«Влюблённый Шекспир» (Shakespeare in Love), «Лучший фильм» 1999 года

Главные «тёмные лошадки» в истории «Оскара»: победы каких фильмов удивили сильнее всего

В 1999 году историческая мелодрама про жизнь молодого Уилла Шекспира забрала главную статуэтку у одного из величайших военных фильмов в истории – «Спасти рядового Райана» Стивена Спилберга. Картина Спилберга была фаворитом у букмекеров с коэффициентом в 1/2, взяла два «Глобуса» в главных категориях («Лучший фильм» и «Лучший режиссёр»), а также победила в этих категориях премий Гильдии продюсеров, Гильдии режиссёров и Critics’ Choice.

Это первый в истории премии случай, когда грамотная пиар-кампания помогла затмить даже самых сильных конкурентов. Продюсер«Влюблённого Шекспира» – Харви Вайнштейн — показал голливудскому сообществу способность привести к победе на «Оскаре» даже самый проходной и низкобюджетный проект. Победу «Влюблённому Шекспиру» обеспечили не режиссёрские, сценарные или актерские достоинства фильма, а так называемые фирменные вайнштейновские приёмы. Продюсер заставлял звёзд фильма, в том числе очень популярную на тот момент Гвинет Пэлтроу, месяцами бесплатно рекламировать картину на ток-шоу и в интервью. Вайнштейн также использовал личные связи, чтобы надавить на членов киноакадемии и убедить их, что все художественные достоинства фильма Спилберга ограничиваются первой батальной сценой.

Сегодня «Влюблённый Шекспир» попадает в топы самых крупных скандалов на «Оскарах», списки фильмов, наименее заслуживших приз Американской киноакадемии, а также перечни самых сомнительных побед на церемонии. Но тактика Вайнштейна оказалась эффективной: продюсер сумел повторить успех с картинами «Король говорит» и «Артист», который взяли главные статуэтки в 2011 и 2012 годах соответственно. Именно эти три «Оскара» почти на 20 лет, до разоблачения в 2017 году, сделали Вайнштейна неуязвимым для скандалов и обвинений.

«Лунный свет» (Moonlight), «Лучший фильм» 2017 года

Главные «тёмные лошадки» в истории «Оскара»: победы каких фильмов удивили сильнее всего

Вручение «Оскара» это картине запомнилось не только благодаря скандалу с перепутанными конвертами, но неожиданному решению киноакадемии. Абсолютный фаворит – «Ла-Ла Лэнд» – получил рекордные семь побед в семи номинациях «Золотого глобуса», пять побед из 11 номинаций на премии BAFTA, включая «Лучший фильм», а также 14 номинаций на «Оскара». «Лунный свет» выиграл единственный «Глобус» как лучшая драма и получил восемь номинаций на «Оскара». Букмекеры считали драму о геях-наркодилерах крупным аутсайдером: коэффициентом составлял 4/1 (самый высокий в нашей подборке!), то есть ставка в 100 долларов позволила бы выиграть 400 долларов.

Смотреть фильмы-номинанты премии «Оскар-2021» с максимальным комфортом можно на телевизоре LG OLED C1. Телевизор с экраном, сделанным с помощью технологии OLED, органично вписывается в окружающее пространство, подходит для ежедневного просмотра фильмов, трансляций и гейминга следующего поколения. Интеллектуальный процессор α9 IV поколения 4K использует алгоритмы глубокого обучения для анализа и оптимизации контента. Режим FILMMAKER MODE™ отключает сглаживание движения, сохраняя при этом исходное соотношение сторон, цветопередачу и частоту кадров, что позволяет увидеть фильм именно таким, каким его задумал режиссёр.

Узнать подробнее о новинке от LG можно по ссылке.

Главные «тёмные лошадки» в истории «Оскара»: победы каких фильмов удивили сильнее всего
Отложить