Главные русские альбомы 2018 — Фейс, Хаски, GONE.Fludd и другие (куда же без Монеточки)
Пару-тройку лет назад школьница из Екатеринбурга ворвалась в интернет со смешными милыми песнями-мемами про Гошу Рубчинского и Крым, исполненными наивным, почти детским голосом поверх простенького синтезатора. Обычно такие истории заканчиваются год спустя, но не в этом случае — Лиза повзрослела, а популярность только подпрыгнула вверх. Все благодаря прекрасному дебютному альбому «Раскраски для взрослых».
И в этом есть большая заслуга не только Монеточки, но и продюсера Вити Исаева (БЦХ), удачно добавившего ностальгическую электронику 80-х. Сама же Лиза прокачала на максимум умение писать строчки-панчлайны, но что важнее — песни на альбоме звучат именно как песни, а не забавные зарисовки. Что бы на пластинке ни играло — от грустного трибьюта умершему дедушке «Твое имя» и неожиданно эротичной «Нимфоманка» до хитовой «Каждый раз» с саркастичной «90-е» — все хочется разбирать на цитаты и рассказывать-рассказывать-рассказывать друзьям и близким.
«Раскраски для взрослых» — это поэтичный, разноцветный и очень ироничный портрет поколения соцсетей. И как же хорошо, что у него есть такой голос.
2018 год оказался для Саши Бузе абсолютно прорывным — он стал молодежным кумиром, записал два альбома, попал к Юрию Дудю на интервью и к Урганту в шоу, а еще поехал в тур на 50 городов (позже перенес, потому что по неопытности повредил голосовые связки).
Все это просто кричит: «Перед нами новая звезда». Однако долгое время это было не так — GONE.Fludd начинал еще в группе Sabbat Cult из объединения YUNGRUSSIA (там, например, состоял Pharaoh, Boulevard Depo, Thomas Mraz и Mnogoznaal). В то время образ был другой — куда мрачнее. И известности почти что не было.
Ситуация окончательно изменилась в 2018 году с выходом альбома Boys Donʼt Cry. Простые факты: 21 тысяча репостов ВК, несколько миллионов прослушиваний официального плейлиста, топ Apple Music и платиновый сертификат. А еще текст песни «Мамбл» попал в топ-10 самых просматриваемых песен на сайте Genius. Второй за год альбом «Суперчуитс» только закрепил успех предыдущего.
А все потому что GONE.Fludd — персонаж уникальный. Рэп-герой, похожий на Хварана из Tekken, делающий очень мелодичный и мультяшный рэп со своим странным флексиконом («чуитс», «чизарп» — у этих слов есть значение). Но «мультяшный» не означает «глупый» — на альбомах встречаются совершенно удивительные для 2018 года вещи вроде скретчей, фанка и такого звучания, под которое можно легко представить танцующих би-боев. Есть песни и посерьезнее — «Сахарный человек», например. Это песня о наркотиках, напоминающая страшную детскую сказку с метафорами вроде «сладости могут забрать твои зубы, но всерьез хотят забрать лишь душу». Попробуйте послушать, если еще не. Вдруг затянет в этот фэндом.
Есть ощущение, что громче этого альбома в отечественной музыке 2018 года не было ничего. На то есть причины — молодежный кумир, весело читавший про магазин Gucci и бургеры, вдруг выпустил тяжелую пластинку социального рэпа. А на ней прошелся по всему, за что принято ругать Россию-2018: коррупция, нищета и несправедливость. Такой флип никто не ожидал. Да и оценили не все.
И заслуженно. «Пути неисповедимы» — это по большей части деревянный рэпак из 2007 года, написанный неудачным плакатным языком. И тут, конечно, не про музыку. Но важно другое. Позволить себе настолько смелую выходку, будучи популярной звездой, и до конца отстаивать свое право на это — очень круто. Причем делает это простым доступным языком для своей аудитории, пускай и выходит выпуск «Намедни» для среднего школьного возраста. Так что рассматривайте альбом как акцию — так будет лучше.
Еще один пример моментального взлета. Альбом вышел 21 ноября и за пару дней не только оккупировал все молодежные паблики, но и топ Apple Music. О его авторе заговорили только в 2018 году.
Откуда такая популярность? Ответ кроется в самом персонаже. Big Baby Tape делает шумный бухающий рэп, напичканный английским сленгом вперемешку с русскими словами. Причем звучит это на удивление органично. Отсюда и куча запросов по его текстам — например, песня Gimme The Loot со строчкой-мемом «я взял твою бу, и я ее *бу» попала в топ сайта Genius.
А еще Dragonborn попросту выделяется на фоне современных тенденций на поп-рэп. В нем 23 трека, он идет час, и все это время занимает рэп без передышек. Ноль припевов, ноль бриджей, ноль интерлюдий. Очень злодейский и почти ортодоксальный рэп, призванный разнести колонки в труху (в ВК даже есть bassboosted-версии песен, не включайте их).
Dragonborn — это пример того, как быстро сейчас можно стать популярным артистом. А получится ли на одном и том же приеме статус удержать — вопрос открытый.
Да, это EP на три песни, но контекст настолько насыщенный, что убирает многие большие альбомы на раз-два.
Еще до историй с отменами концертов Хаски заставил интернет поиграть в детектив с элементами теологии. Все началось 10 сентября с ролика, в котором рэпер удаляет с рабочего стола готовый альбом «Евангелие от собаки». Позже появляется видео, в котором он на пустыре уничтожает компьютер с удаленным альбомом. «На меня смотрят слишком много людей. Я хочу снова стать хозяином самому себе. Теперь все будет иначе. Сегодня я принял ключевое решение в жизни», — пишет он.
Потом выходит песня «Человек в интернете» с неожиданным панк-роковым звучанием. В ней звучит строчка «вы убили Иисуса Христа». До этого музыкант рассказывал, что «Евангелие от собаки» должен был стать историей об Иисусе в современной Москве.
На следующий день начинается дичь. Хаски «вешается» на балконе отеля «Ритц Карлтона». Его увозит полиция. Важный момент — в номере, где это все происходило, рэпер год назад снимался для интервью GQ. На следующий день выходит ролик, стилизованный под это интервью, где Хаски произносит: «Если бы я действительно был рэпером сейчас, то я бы, наверное, покончил с собой». Следом публикуется песня «Убить рэпера». Вторая из трех. Звучание все то же — андеграундный рок.
Появляется теория, что Хаски повторяет историю Иисуса. Его арестовывают в четверг, а в пятницу он «умирает». В воскресенье в таком случае должно быть воскрешение. Практически так и происходит — в субботу в паблике артиста появляется сообщение о прощании с рэпером, которое должно на следующий день. Все так и случается — Хаски лежит в гробу, люди проходят мимо него и целуют в лоб, рэпер иногда открывает глаза. Потом выходит песня «Животворящий флоу» с очередными грязными гитарными запилами и нервным вокалом.
В октябре все три сингла выходят одним EP «Триптих о человечине». Эксперименты со звучанием радуют не всех, но одно отрицать точно нельзя — такой перформанс, заставивший интернет поучаствовать в теологическом детективе, точно запомнится надолго. В последний раз похожее было, когда Oxxxymiron выпустил альбом «Горгород».
Гречка появилась в 2017 году и стала новым громким именем в отечественной поп-музыке — все благодаря цепким песням под гитару о неуверенной юности. В интернете начали сравнивать молодую певицу с Земфирой. Историю про критику от госпожи Рамазановой вы уж точно слышали.
Все это время ей недоставало одного — песни, пускай и чувственные, страдали от сырости. С другой стороны, в этом была своя фишка. Ощущение, что ты слышишь эту музыку чуть ли не в подземном переходе или на площади от девушки с гитарой и открытым футляром для мелочи. В реальности у нее действительно был такой период.
Альбом «Мы будто персонажи» — это переход к «серьезному» звучанию. У певицы появился лайв-бенд, аранжировки стали профессиональнее, а тексты взрослее. Теперь это не только истории о сгорающей молодости, теперь песни и о молодости неуютной, пытающейся делать первые шаги в сторону сближения с другими.
Markul — участник Booking Machine, лидером которого является Oxxxymiron. Они познакомились еще в лондонской эмиграции, куда Markul попал в 12 лет. Вот только если Мирон вынес для себя оттуда грайм, то музыка Markul ориентирована больше на урбан-поп в стиле J Hus и Octavian. Еще один их общий момент — это клип на совместный трек Fata Morgana. Сейчас у него больше 22 миллионов просмотров.
В этом году он выпустил альбом Great Depression. Его название — не только общий настрой альбома, но и отсылка к Америке 30-х годов и «Великому Гэтсби», в антураже которого был снят клип «Корабли в бутылках». Это мелодичная пластинка с цепкими припевами, но тем не менее, в ней чувствуется серьезный налет меланхолии. В общем, такая музыка, когда стильные люди красиво грустят.
«Найти новых ощущений здесь практически никак, я каждый день скрываюсь от панических атак».
Главный враг России — такое ощущение возникает, когда смотришь на концертную ситуацию IC3PEAK. Все явно в курсе, что во второй половине 2018 года вдруг резко участились случаи отмен выступлений артистов под всевозможными предлогами. Сильнее всего достается этому дуэту — их концерты срывают силовики (с задержанием), в текстах находят «суицидальную направленность», а на организаторов конкретно давят. Даже забавно, что на русском группа начала петь только год назад.
До всех этих событий аудиовизуальные террористы в этом году выпустили альбом «Сказка», на который очень хочется повесить тег «русский народный хоррор». Это музыка, перегруженная басами и утопленная в дисторшене, в которой звучат строчки «Выхожу на улицу гладить кота, а его переезжает тачка мента» и «Мир подарит, сколько просишь, заберет, когда не ждешь. Не играю в твои игры, ты когда-нибудь умрешь». Они похожи на детские считалочки, в них много родной фольклорности, от них попросту жутко — особенно, когда вокалистка Настя Креслина вдруг от холодного шепота срывается на истошный крик.
Понятно, почему особо впечатлительные добиваются отмен их выступлений — им попросту стремно.
В прошлом году Feduk и Элджей прогремели на страну с песней «Розовое Вино». Она сработала батутом, который подбросил их куда-то высоко-высоко в музыкальные топы, где они до сих пор и остаются. С поправкой на то, что она же дуэт и развалила. А еще запустила целый тренд на хаус-рэп, который начал стихать только сейчас.
Элджей продолжил писать такие же танцпольные боевики, а с Федором вышло немного иначе — он экспериментировал, писал гитарные баллады, выпустил неожиданный хит-коллаборацию «Холостяк» с ЛСП и Егором Кридом. Ну в ноябре — пластинку More Love. Очень забавно, что на следующий день у Элджея тоже вышел альбом.
More Love — это все та же воздушная городская романтика, герой которой не пытается быть брутальным альфой, а хочет оставаться приятным парнем. Без сравнений с альбомом Элджея обойтись нельзя — если у него вышла пластинка с ожидаемыми клубными хитами, то Feduk в разы гибче. Он всегда в состоянии поиска. И кажется, что у него больше шансов выиграть на длительной дистанции.
Крутые альбомы, которые мы бы советовали друзьям и знакомым
Невеселый EP Ивана Алексеева на четыре песни, одна из которых — переделанная версия первого трека «В темноте» на стихи Бродского. Слушать тем, кто скучает по Noize MC периода «Станция Кантемировская».
Первый альбом уфимского романтика на Booking Machine. Все те же воздушные песни про ветер в голове, но уже не в кармане.
Новый альбом группы, до сих пор успешно продвигающей рэпкор в России. На этот раз это преимущественно панковские песни со все теми же удачными строчками-панчлайнами вроде «Не вырезай меня из своей жизни, как Луи Си Кея вырезал Нетфликс». У нас можете почитать краткий обзор от Самима Сарвари.
Самый атмосферный и концептуальный рэп-альбом этого года. Шаманизм в текстах, холодная отстраненность в инструменталах и общее ощущение вечной зимы.
Мартовский альбом Феликса Бондарева, известного по куче проектов (например, Щенки и Макулатура) и которому респектуют все современные успешные отечественные рокеры вроде Пошлой Молли и ПАСОШ. Честный инди-поп об отношениях, выпущенный в самое подходящее время — весной.
Экспериментальный андеграундный поп из Украины для тех кого воротит от радиофрендли песен-прилипал. Такая музыка могла бы звучать в фантастических фильмах. Не забудьте почитать наше интервью с певицей.
Ироничная поп-музыка с оттенком ностальгии о современной Москве и живущих в ней людей с рассыпанными в песнях приметами времени вроде строчек «Успокойся, я не из Чечни, чтобы передо мной ты извинялся».
Уфимское трио делает такую музыку, после которой на танцпол хотят бежать даже те, кто предпочитает просто покачивать головой в такт, стоя в углу.
Еще один танцевальный альбом, но только теперь от украинцев с лейбла Ивана Дорна. Смесь ретро, фанка и диско — то есть музыки очень несовременной, но такой, после которой хочется вернуться назад на парочку десятилетий.