Главные альбомы 2019 года – от Канье Уэста до Билли Айлиш

Артём Фролов
Последний год десятилетия – всегда самый подходящий момент для того, чтобы оглянуться на прошедшую декаду и осознать, какой же огромный путь поп-культура прошла за это время. 2019-ый еще и получился в этом плане переломным – особенно для музыки. Попыткой отразить этот перелом и является мой топ главных альбомов года, куда вошли и эксперименты с новыми форматами от Foals, и гимны зумеров от Билли Айлиш и попытки Канье Уэста записать христианский рэп.

10. Lizzo – Cuz I Love You

Еще до того, как превратиться в одну из самых перспективных поп-звезд 2010-х годов, Мелисса Джефферсон стремилась стать иконой бодипозитива и символом надежды для всех нуждающихся. В этом смысле третий альбом Лиззо, записанный по свежим следам ее первого хита номер один Truth Hurts, является идеальным воплощением амбиций певицы-рэпера: на титульном треке ее вокал а-ля Арета Франклин буквально сверкает уверенностью и мощью.

Другое дело, что на фоне всего этого сама музыка ощущается вторичной – старомодное R’n’B с неловкими рэп-строчками вроде «Я могу стать президентом/ Даже если прежде не было прецедентов». Впрочем, это не помешало Cuz I Love You стать самым успешным альбомом в карьере Лиззо – во многом благодаря заводному диско-хиту Juice.

9. Foals – Everything Not Saved Will Be Lost Part 1&2

Крупнейшая рок-группа десятилетия, оправившись от ухода одного из участников, вернулась в 2019 году со своим magnum opus – эпической музыкальной дилогии альбомов о гибели планеты Земля. Типичная формула «инди-рок, но с амбициями Pink Floyd» трансформируется здесь в самые разнообразные формы: гитарные боевики, тревожные диско-номера, меланхоличный эмбиент и апокалиптичные баллады.

Интереснее материала только способ его подачи: вслед за Underworld и Канье Уэстом Foals отказываются от привычного формата «большого» альбома, предлагая вместо него две компактные записи, связанные тематически, но достаточно разные по звучанию. Для команды Янниса Филлипакиса это возможность выпустить больше музыки, для музыкальной индустрии – еще один шаг к трансформации самого понятия «альбом».

8. FKA Twigs – Magdalene

Талия Барнетт появилась на поп-сцене в тот самый момент, когда границы между мейнстримом и андерграундом начали стремительно размываться, ее дебют LP1 послужил еще одним свидетельством этого явления: коллекция причудливых, ломаных R’n’B треков, которая умудрилась стать небольшим хитом и попасть в многочисленные списки альбомов года.

На второй пластинке FKA Twigs остается верной себе, но делает шаг навстречу слушателям: теперь в ее музыке истерзанных сердец центральное место занимают не трэп-биты и электронные глитчи, а поразительной красоты поп-мелодии. В результате Magdalene звучит так, будто грани между андерграундом и мейнстримом не существует вовсе – может быть, так оно и есть.

7. Shortparis – Так закалялась сталь

Самый громкий русскоязычный альбом года, вокруг которого уже было наломано порядочно копий. Кто-то сразу поспешил объявить запись откровением, саундтреком к жизни в России 2019 года, другие же обвинили Shortparis в излишней театральщине и пустоте. Правда, как всегда, где-то посередине.

«Так закалялась сталь» – это сборник из стильных, эффектных техно-номеров, облеченных в плотную атмосферу декаданса. Главный их недостаток – однообразность: идеи и приемы кочуют из трека в трек, и к концу альбома они основательно приедаются. Внешние жесты для Shortparis явно важнее, чем музыка как таковая, и на их третьем альбоме это слишком хорошо заметно.

6. slowthai – Nothing Great About Britain

Тайрон Фрэмптон впервые стал известен как интернет-сенсация благодаря треку Jiggle, который рэпер самостоятельно записал на своем компьютере, однако вскоре выяснилось, что slowthai – идеальный выразитель растерянности и злости, царящей в Британии времен Брекзита.

Nothing Great About Britain только закрепляет за ним это звание: семнадцать грайм-треков, местами брутальных, местами удивительно сентиментальных, которые одновременно прославляют британский рабочий класс и проклинают правительственную верхушку, предавшую собственную страну.

5. Taylor Swift – Lover

Первая мысль, которая возникает при прослушивании новой работы Свифт: «Черт возьми, почему так долго?». Впрочем, поклонников певицы это вряд ли волнует: еще до релиза пластинку купили почти миллион раз. Для них, по сути, и был записан Lover, представляющий собой что-то вроде твиттер-треда в музыкальной форме, в котором Свифт высказывается обо всем наболевшем: о прошлых и нынешних отношениях, изменившихся взглядах на жизнь и гомофобии в интернете.

Однако в современном музыкальном ландшафте Lover играет совсем другую роль: в 2019 году эта запись выглядит одним из последних артефактов эпохи, когда в индустрии господствовали длинные, помпезные поп-пластинки. И слава богу.

4. Kanye West – Jesus Is King

Если бы разочарование было альбомом, это был бы Jesus Is King. Запись, на которую Канье потратил больше года, в процессе сменив название, концепцию и несколько раз дедлайн, оказалась в итоге набором из незавершенных, плохо связанных между собой идей. Несмотря на уверения Канье, что отныне он будет записывать только христианский рэп, музыкант по-прежнему использует религиозные образы, чтобы атаковать своих противников, его нелепые восхваления в адрес сети фастфудов Chick-fil-A в Closed On Sundays не высмеял разве что ленивый, а госпел-вставки на пластинке звучат откровенно не к месту.

Jesus Is King получает место в этом списке – но исключительно за хайп.

3. Lana Del Rey – Norman Fucking Rockwell!

Еще одна лебединая песня эпохи больших поп-пластинок. За почти десять лет с начала карьеры Лана Дель Рэй отточила свой фирменный стиль - мечтательные баллады с налетом софт-рока семидесятых – до совершенства и записала главную пластинку в своей карьере: ностальгичную, кинематографичную и такую же волнующую, как восклицание в ее названии.

Интересно, куда певица двинется после Norman Fucking Rockwell!, потому что здесь ее образ явно достиг высшей точки своего развития.

2. Tyler, The Creator – IGOR

Основатель коллектива Odd Future, долгое время бывший изгоем в поп-культуре, наконец-то подтвердил свое право на место в ее истории благодаря блондинистому парику, темным очкам, костюму-двойке и альбому под названием IGOR.

И что это за альбом! Грубый и стильный, выверенный до мелочей – но полный шероховатостей, смешивающий в пределах нескольких строчек откровения разбитого сердца и желчный юмор Тайлера. Но самое главное – мы впервые в истории видим, как на протяжении целой пластинки рэпер обнажает свою душу и рассказывает историю безответной любви к другому мужчине. Неудивительно, что Тайлер предпочел в этот раз скрыть свое лицо – чтобы рассказывать такие истории, нужна немалая смелость.

1. Billie Eilish – WHEN WE ALL FALL ASLEEP, WHERE DO WE GO?

Однако сильнее всего 2019 год запомнится нам как момент смены поколений, момент, когда миллинеалы и зумеры окончательно захватили мейнстрим. Свидетельства этого сейсмического сдвига в поп-культуре видны повсюду: Lil Nas X, который создал самый успешный хит в истории, используя лишь социальные сети и бит за 30 долларов, неожиданная популярность мема OK Boomer и, конечно, Билли Айлиш.

Выкрашенные в яркие цвета волосы, мешковатая одежда, смесь депрессии и романтики в текстах – Билли почти мгновенно стала иконой нового поколения, идеальным выразителем всех его подспудных страхов, тревог и желаний. Этим летом ее мрачным инди-поп трекам с битами а-ля Yeezus подпевала одна из самых крупных толп в истории фестиваля в Рединге. Еще раньше, в марте, дебютный альбом певицы стартовал на первом месте в американских (и не только) чартах, сделав Билли Айлиш первой звездой такого масштаба, родившейся в новом миллениуме.

Если же после этого вы все еще не согласны с тем, что WHEN WE ALL FALL ASLEEP… – главный альбом года, я могу сказать вам только одно: The future is now, old man!

А какой альбом 2019 года показался самым важным именно вам? Дайте нам знать в комментариях!

Последние статьи