Gideon Falls — хоррор-комикс о разрушении мира вокруг, который ломает и саму историю
Сразу скажу, что я в первую очередь выделяю именно визуальную часть комикса, поскольку Соррентино, который и так отличный художник, прыгает здесь выше головы. Но при этом нельзя умалять и сценарных заслуг Лемира, который смог выстроить достаточно простую историю, но при этом создал интригу, не перегрузив читателя тоннами лишней информации, подавая экспозицию и детали сюжета намеками и недомолвками.
Сюжет развивается по двум, казалось бы, не связанным друг с другом веткам. Одна сюжетная линия повествует о парне по имени Нортон, который страдает от психических расстройств и проходит терапию. Его лечащий врач, доктор Су, терпеливо слушает рассказы о зле, о том, что гложет Нортона, и, как и положено, пытается помочь ему зажить нормальной жизнью.
В другой сюжетной линии нас знакомят с отцом Уилфредом, священником, которого отправили в городок Гидеон Фоллз заменить умершего отца Тома.
Авторы с первых страниц настраивают читателя на нужный лад. Отец Уилфред знакомится с жителями городка, пытается обустроиться на новом месте и смириться со своей ссылкой — об этом прямо не говорится, но намеки на это есть повсеместно.
Нортон общается со своим врачом, в диалогах с которым рассуждает о природе зла и пытается объяснить, зачем он собирает всякий хлам. В ходе этих монологов читатель закономерно начинает сомневаться в его психическом здоровье.
А Соррентино показывает, каких разворотов и художественных композиций читателю ждать в дальнейшем.
Здесь подобные сцены служат не просто в качестве красивых картинок — они создают дополнительный сюжетный смысл, который сначала можно не уловить. Причем речь не только о таких сложных композициях: например на этой странице сверху — видение отца Уилфреда, а снизу — рисунок Нортона, которому снится точно такой же амбар, и он рисует его, как помнит из сна.
Рисунок в Gideon Falls — это полноценный рассказчик. В комиксе почти нет закадрового текста, есть только диалоги и монологи героев. Соррентино передает настроение и эмоции персонажей самыми разными способами. Например, в приведенной ниже сцене на вопрос доктора о том, что конкретно Нортон хочет найти в очередной куче мусора, рисунок на одну панель «сбоит», а небольшая его часть вообще вылезает за пределы панели (что наталкивает на определенные подозрения). Это достаточно кинематографичный прием, которым очень живо передается эмоциональное состояние Нортона.
События принимают все более странный оборот — в городке начинается серия смертей. Отец Уилфред все больше сомневается в реальности происходящего, учитывая свои видения. Нортону же удается убедить доктора Су в том, что он не бредит — это оказывается легко, ведь она сама видит этот черный амбар. При этом две истории, которые, казалось бы, никак не связаны друг с другом, начинают обретать все больше точек соприкосновения.
Персонажи также раскрываются при помощи именно поступков, а не слов. Например, авторы несколько раз акцентируют свое внимание на том, что отец Уилфред при проведении первой проповеди просто говорил то, о чем думал в тот момент, хоть и пытался заранее что-то написать.
Он же без долгих раздумий приходит на выручку шерифу. А Нортон старается уберечь доктора Су и не рассказывать ей всего, что он знает. Но когда правда все же откроется, Нортон неловко пытается проявить заботу о докторе, искренне желая помочь переварить все происходящее.
Ненадолго отвлечемся, чтобы еще раз полюбоваться работой Соррентино:
Повествование выстроено так, что при чтении читатель волей-неволей начинает искать второе дно и дополнительный смысл во всем, что видит. И при обнаружении каждой вышеупомянутой точки соприкосновения двух историй лично я испытывал неподдельное удовольствие — так ловко и элегантно они расставлены.
С каждым новым выпуском реальность начинает разрушаться все сильнее, и повествование буквально разваливается на части — не в том смысле, что становится бессвязным, а в том, что Соррентино играет с композицией, выворачивая ее наизнанку:
Что опять же наталкивает на определенные подозрения.
Если абстрагироваться от рисунка, то сам сюжет достаточно простой и прямолинейный, даже предсказуемый, — но феноменальная работа художника и то, что значительная часть повествования, намеков и смысла передается именно рисунком, делает историю ярче. Здесь лаконичность — благо, и это тот случай, когда подобная история работает только в формате комикса — в кино или мультипликации подобные приемы реализовать крайне трудно.
После шестого выпуска серия берет короткий перерыв — седьмой выпуск выйдет только в октябре. Особенно радует, что концовка не выглядит пришитой белыми нитками или клиффхенгером ради клиффхенгера — намеки на финал истории были еще в первом выпуске.
Отдельно стоит упомянуть обложки, на каждой из которых ландшафт складывается в лица героев этой странной истории.
Gideon Falls — это хорошо написанная и прекрасно нарисованная история, которая дает читателю ровно столько информации, сколько нужно, и нагнетает напряжения ровно столько, сколько нужно, чтобы одновременно и заинтересовать, и не утомить чрезмерным сюрреализмом. Мой личный кандидат на лучшую серию 2018 года.