Ghosts 'n Goblins Resurrection: почему эту игру надо проходить только на максимальной сложности
Чем прославилась серия?
Серия Ghosts 'n Goblins существует c 1986 года. Оригинальная игра вышла на аркадных автоматах, но известность получила в версии для восьмибитной консоли NES. На этой платформе первая Ghosts 'n Goblins стала эталоном бескомпромиссной сложности и граничащего с садизмом отношения к игроку: всего того, что в наше время принято называть Nintendo hard («трудно, как на Nintendo»).
Главный герой погибал с двух пропущенных ударов, причём после первого терял рыцарский доспех и был вынужден перемещаться по уровню в одних трусах. Они как нельзя лучше символизировали уязвимость игрока в насквозь враждебном мире игры. Первая стадия — легендарное кладбище, — тоже быстро превратилась в символ невероятно сложных уровней. Убить героя пытается вообще все, от лезущих из-под земли зомби до пикирующих с неба крылатых демонов. Противопоставить атакующей нечисти можно сравнительно небольшой арсенал маломощного средневекового оружия, часть которого настолько неэффективна, что ее включение в Ghosts 'n Goblins можно назвать только издевательством над игроком. Самый же большой «фак» от разработчиков поджидал в финале, когда, всеми правдами и неправдами продравшись через семь адских уровней и трёх страшных боссов, игрок узнавал, что ради достижения настоящей концовки ему нужно пройти всю игру ещё раз.
При этом Ghosts 'n Goblins была игрой, безупречно честной по отношению к игроку. Вам выдавалось бесконечное количество Continues, попыток пройти уровень. Неважно, насколько плохо лично вы играете в аркады и платформеры. Рано или поздно, через все эти бесконечные смерти, простым методом проб и ошибок к любому игроку приходило понимание того, что нужно сделать, чтобы продвинуться дальше. Не умеете метко стрелять, учитесь ловко прыгать. Не умеете прыгать, учитесь быстро бегать. Если даже убежать не получается, тогда разбирайтесь с матчастью: найдя хорошее оружие (метательный нож) и выбрав верную тактику его использования, вы без труда справитесь с противниками, ранее казавшимися непобедимыми.
Это тот редкий случай, когда сравнение с серией Dark Souls не будет отсылкой к мему: разработчики из From Software многое позаимствовали из серии Сapcom, и без кладбища из Ghosts 'n Goblins у нас не было бы знаменитого уровня Blighttown из первой Dark Souls.
Какие достоинства у восьмой части?
Ghost ‘n Goblins Resurrection — не первая попытка перезагрузить серию для современной аудитории. До этого были и Super Ghouls 'n Ghosts на 16-битной SNES, и 3D-платформеры Maximo на PlayStation 2, и Ultimate Ghosts 'n Goblins на PSP — первый 2D-платформер в серии, использовавший полигональную графику. Но Resurrection — первая попытка подвести итог всей франшизе, всем её самым достойным и самым сомнительным моментам.
Выход игры на Nintendo Switch был приурочен к 35-летию серии, разработку возглавлял создатель оригинальной игры Токуро Фудзивара, для которого Ghosts 'n Goblins Resurrection стала последним проектом перед уходом из Capcom. В результате Resurrection напоминает худший ночной кошмар игрока, обыгравшегося в восьмибитную Ghostsʼn Goblins… в самом лучшем смысле этого слова!
Движок RE Engine позволил сделать уровни, которые выглядят, как статичные 2D-рисунки из оригинала, но при этом способны искажаться и трансформироваться. Смертью грозят не только вылетающие со всех концов экрана враги, но и уходящая из-под ног земля, опрокидывающиеся обелиски или куда-то несущая рыцаря вытягивающаяся ветвь дерева. Противники могут быть как крохотными, так и огромными, которым нужно попадать в чётко определенные места. Другие монстры появляются из ниоткуда и очень быстро растут, разворачиваются, занимая половину экрана. Не успеешь порадоваться победе над одним гигантским хищным цветком, как ему на смену вылезут ещё три таких же!
В плане брони и оружия многое оставлено без изменений: один удар по герою раздевает его до исподнего. Попытка пойти в атаку на армию зомби с греческим огнём в руках не приводит ни к чему, кроме проклятий в экран и многократного переигрывания первого отрезка самого первого уровня. Какие-то поблажки новому поколению игроков сделаны: можно понизить уровень сложности, найти намеренно-несбалансированное оружие вроде гигантского молота или камней, которыми можно просто заваливать всех врагов на экране… Можно даже прокачать серьёзно облегчающие игру способности или магию, как в каком-нибудь rogue-like. Наконец, впервые в истории серии появилась возможность оффлайнового кооператива с товарищем — что, конечно, может как облегчить, так и усложнить игру.
Но настоящий «экспириенс», ради которого серия создавалась, можно получить только на максимальном уровне сложности Legend. Только на нём прохождение первого уровня доставит вам столько же удовольствия, сколько прохождение целой другой игры; только там вы проживёте целую жизнь на кладбище (или в любой другой из пяти зон), поняв и оценив каждую из мелких механик игры, от принципов появления монстров до тонкостей перемещения по картинке.
Ghosts 'n Goblins — игра с намеренно ухудшенным управлением персонажем, который пешком едва-едва перемещается с места на место и очень неторопливо бросает своё первое оружие (метательное копье). Пройдя всю игру на одном из низких уровней сложности (Squire, Page или даже Knight), вы так и не поймете главного: что Ghosts 'n Goblins рассчитана на перемещение исключительно прыжками; что если ноги персонажа касаются земли, вы что-то делаете не так; и что в Resurrection обычные игроки должны двигаться и воевать так, как в других играх это делают только ломающие механику спидраннеры.
Никуда не делась и необходимость проходить все уровни на два раза, но в Resurrection её тоже прокачали для современных игроков. Вместо уровня, идентичного тому, который вы уже прошли, вас ждёт его ещё более кошмарная Shadow-версия, где мутируют и окружение, и враги. Они становятся опаснее — даже если при первом прохождении вам казалось, что сделать уровень опаснее невозможно чисто физически.
Стоит ли Ghosts 'n Goblins Resurrection потраченных денег?
Безусловно да — на любой платформе. На максимальном уровне сложности вас ждут буквально сотни часов игры. Всё, что от вас требуется, это присутствие духа, чтобы не пойти на сделку с дьяволом и собственной совестью и не пройти Resurrection на лёгком уровне. Тогда, как и в случае с оригиналом, продуманность уровней, изощрённость размещения врагов и качество боевой механики рано или поздно вознаградит вас настоящим озарением: вы пройдете уровень, который с первого десятка (или даже сотни) попыток казался непроходимым.
В видеоиграх не так уж много сравнимых по ощущениям моментов — разве что победа над крупным боссом на одном из поздних уровней «рогалика» или той же серии Souls. Ghosts 'n Goblins Resurrection предлагает редчайший опыт, возможность победить не только игру, но и самого себя, собственную нетерпеливость, невнимательность или малодушие перед очень страшным на вид уровнем или противником. И в 2021 году ради этого даже не нужно оставлять консоль включенной на неделю, чтобы не потерять пройденные на полтора раза уровни — в Ghosts 'n Goblins теперь есть точки сохранения и даже опция выбора маршрута!