Геймплей на Netflix: чему сериал «Игра в кальмара» может научить разработчиков игр
Осторожно, спойлеры!
Ставьте перед игроком чёткую и понятную цель
Чёткая конечная цель — один из главных мотиваторов для игрока. В сериале «Игра в кальмара» (Ojingeo geim) все участники с самого начала знают, что станут богачами, если выиграют. При этом огромная свинья-копилка, висящая под потолком в главном бараке, где игроки проводят свободное время и спят, постоянно напоминает им об этой конечной цели. Бедные и отчаявшиеся, игроки готовы пойти до конца, несмотря на смертельную опасность и далеко не всегда честные игровые механики. И их главный мотиватор — чёткая цель, которая практически всё время находится перед глазами.
Похожим подходом к созданию целей в видеоиграх славится компания Nintendo. Уже в одной из первых культовых игр японской корпорации, Donkey Kong 1981 года, у героя есть чёткая и понятная игроку цель — забраться на башню и спасти девушку из лап Донки Конга. В серии Super Mario знаменитому усатому водопроводчику нужно спасти принцессу, о похищении которой становится известно в начале игры. А в серии The Legend of Zelda Линку чаще всего нужно спасти мир от злобного Ганона, причём в последней части, Breath of the Wild, об этой цели авторы напоминают постоянно — замок, захваченный злодеем и охваченный магической аурой, видно практически из любой точки игрового мира.
Есть и другие примеры. В Far Cry 6 цель героя — свергнуть диктатора Антона Кастильо, который в катсценах страшно пытает невинных людей. В God of War (2018) — развеять прах матери Атрея. В Diablo 2, которая недавно обзавелась ремастером, — избавить мир от монстров и убить Диабло. А вот многих масштабным играм в открытых мирах — скажем, The Elder Scrolls 5: Skyrim и Grand Theft Auto 5 — наличие чёткой конечной цели совсем не помешало бы.
Позвольте игроку отыскать альтернативный путь к победе
Во втором испытании, которому подверглись герои «Игры в кальмара», нужно было с помощью иголки вырезать из карамели ту или иную фигуру, не сломав при этом сладость. Тем игрокам, кому достались треугольники, было проще всего — им предстояло отломить кусочки карамели по ровным линиям. Три другие фигуры — круг, звезда и зонтик — вызвали у игроков множество проблем. Выжили не все.
Главный герой Сон Ки Хун, которому предстояло вырезать из карамели фигуру зонтика, тоже рисковал не пройти испытание и расстаться с жизнью. Основной проблемой для него стали закруглённые линии — с ними следовало обращаться как можно аккуратнее. Сон Ки Хуна спасла случайность: капля его пота упала на конфету и растопила часть карамели. Герой понял, что лакомство можно облизать с обратной стороны и таким образом отделить фигуру от конфеты. И это был альтернативный способ выполнить условие игры — правилам он не противоречил.
Некоторые видеоигры тоже позволяют игроку использовать альтернативные способы для решения задач во время прохождения. Особенно этим славятся иммерсивные симуляторы вроде Deus Ex, Dishonored и Prey: в них очень часто одну и ту же геймплейную ситуацию можно разрешить разными способами. Зайти в здание через чёрный вход, чтобы избежать встречи с врагами, сразиться с противниками в открытую или избавиться от них, используя скрытные убийства. Подобная свобода выбора есть и в ролевых играх вроде Fallout и The Elder Scrolls. В играх других жанрах альтернативные пути к победе встретишь редко — особенно не хватает их в экшенах и шутерах от первого лица.
Ставьте тактику и опыт игрока выше грубой силы
Третьим испытанием в «Игре в кальмара» стало перетягивание каната. Все участники разделились на команды по десять человек ещё до того, как узнали условия игры. И поэтому больше всего шансов на победу оказалось у команд, состоящих из мужчин. А вот в команде главного героя оказались старик и две девушки. И тем не менее Сон Ки Хун с товарищами одержали победу — благодаря большому опыту того самого старика, продуманной тактике и слаженным командным действиям.
Превосходство тактики над грубой силой нередко встречается в файтингах. Особенно оно заметно в играх с глубокой боевой системой и множеством тонкостей, связанных с комбо-ударами, — например, в сериях Street Fighter, Guilty Gear и Tekken. В них победить, выбирая персонажей исключительно по внешнему виду и бездумно нажимая все подряд кнопки, практически невозможно. Куда меньшую роль опыт и тактика играют в Mortal Kombat и Injustice — разработчикам этих серий точно не помешало бы посмотреть «Игру в кальмара».
Поощряйте наблюдательных и внимательных игроков
Предпоследнее испытание в «Игре в кальмара» стало, пожалуй, самым бесчеловечным и наименее честным. В нём игрокам нужно было пройти по мосту из стеклянных плит, расположенному на большой высоте. Падение равнялось смерти, но главная проблема заключалась даже не в этом. Дело в том, что на мосту были установлены плиты двух видов — из обычного стекла, которое разбивалось под весом любого участника, и из укреплённого стекла, способного выдержать даже двоих игроков.
Участники не знали, где какие плиты находятся, поэтому почти до финала они платили за каждую ошибку собственной жизнью. Под конец же нашёлся игрок, прежде работавший на заводе по производству стекла, — он смог распознать несколько крепких плит благодаря отражению света от стекла. Ему это, впрочем, не помогло выиграть, но в других условиях шансов на победу у этого игрока было бы гораздо больше.
Некоторые видеоигры тоже допускают возможность того, что часть игроков будет играть внимательнее остальных. Так, «рогалики» и метроидвании, то есть игры, рассчитанные на исследование локаций, часто поощряют любопытных игроков, которым не терпиться заглянуть за каждый угол игрового мира. К примеру, в недавней Metroid Dread у игроков есть возможность моментально убить босса, если перед этим им удастся раньше времени отыскать один из апгрейдов.
Старайтесь чаще предлагать игроку новые механики
Чтобы выиграть деньги, героям «Игры в кальмара» необходимо пройти шесть испытаний, значительно отличающихся друг от друга. Для персонажей сериала разница в играх фатальна — каждое следующее испытания становится для них сюрпризом, а об условиях для победы они узнают уже после того, как можно было бы что-либо изменить.
В видеоиграх же постоянно меняющиеся механики — один из главных способов сделать прохождение увлекательным для игрока. Вообще, если бы испытания в «Игре в кальмара» не были смертельными, то и в сериале разнообразие игр превратилось бы из недостатка в достоинство. В видеоиграх же такой опасности нет, поэтому и разнообразие механик всегда в плюс. Некоторые разработчики, впрочем, про это забывают — скажем, в Lost in Random, обладающей притягательной готической атмосферой, очень уже часто приходится сражаться, только боевая система в этой игре не может похвастаться глубиной и надоедает уже к середине игры.