Gears Tactics — удачная попытка перенести Gears of War в жанр пошаговых стратегий
Сравнений с XCOM в разговоре о Gears Tactics не выйдет избежать: запустив новую игру Splash Damage и The Coalition вы увидите много похожего — изометрию, отряд ваших бойцов и врагов за укрытиями, шанс попадания по противникам в процентах, панель с навыками каждого солдата и так далее.
Есть, впрочем, и отличия, которые замечаешь позднее. Во-первых, это гораздо большее количество слабых, но крайне опасных противников, цель которых — постоянно держать вас в напряжении и отвлекать от других локустов. Во-вторых, куда меньшее внимание к тактике — в том смысле, что сидеть и по полчаса продумывать каждый ход не придется, все происходит довольно быстро. К тому же локации в Gears Tactics редко бывают в несколько уровней — чаще всего все боевые действия проходят на широких улицах и просторных городских площадях. А компенсация — тот факт, что локусты очень любят иногда десантироваться вам за спину, моментально меняя правила игры и нападая с той части локации, которую вы вроде бы уже зачистили.
Несмотря на то, что локусты зачастую пытаются застать вас врасплох, назвать ИИ гениальным нельзя — такие моменты происходят по скрипту, а сами противники в бою ведут себя… ну, адекватно, но не более того. А те слабые локусты, атакующие в ближнем бою, и вовсе бегут напролом к вашим бойцам почти по прямой — этим сложно не воспользоваться, обозначив охранный периметр. Типов врагов, кстати, достаточно много, и среди них есть более или менее «умные» соперники. Другое дело, что визуально отличить их от остальных бывает сложно из-за отсутствия ярких опознавательных знаков — если не вглядываться, большинство солдат локустов выглядят примерно одинаково.
Еще Gears Tactics отличается от XCOM тем, что в игре Splash Damage и The Coalition нет базы и связанного с ней менеджмента. Между миссиями вы можете только нанять бойцов, изменить их экипировку, прокачать скиллы и затем выбрать миссию, на которую следом отправитесь.
Интересно, что главные герои, в центре которых — уставший от войны сержант Гейб Диаз, умереть не могут (то есть могут, конечно, но тогда игра закончится), а вот обычных наемников можно менять хоть каждое задание, надевая на них броню погибших недавно союзников. С другой стороны, довести до до гибели бойца в Gears Tactics — задача не из простых. Помимо трех очков действия у всех в начале хода у каждого персонажа есть навык «Второе дыхание», позволяющий ему подняться на ноги после получения критического количества урона. Подняться самому, без помощи напарников. Хотя бойцы могут и друг друга поднимать — не без этого.
Сами персонажи соответствуют тем образам, что создавались в серии на протяжении многих лет. У них не только лицо кирпичом, но и харизма совершенно «кирпичная», что показывается в каждой катсцене. Хоть и глупо требовать многого от боевика про войну с инопланетянами, я все же ожидал большего — в конце концов, в пятой части уровень постановки и качество сценария заметно выросли. Тем не менее здесь герои, как и в ранних играх серии, постоянно хрипят друг на друга и вечно превозмогают.
Сюжет тоже будто бы придумывали для первых частей: он настолько невнятный и с таким количеством филлерных миссий, что к середине третьего акта я начал забывать, что вообще здесь делаю. Не шучу. Дело в том, что кому-то пришла в голову мысль сделать второстепенные миссии обязательными к прохождению, ограничившись четырьмя их типами: охрана точек, устранение врагов, сбор припасов на время и освобождение рекрутов.
Звучит неплохо, но только до тех пор пока вы не поймете, что найти различия в дизайне карт для этих миссий крайне непросто. Да, уровни выглядят по-разному с точки зрения арта, палитры и так далее, но дизайн, расстановка укрытий, схемы сражений везде очень похожие. При этом проходить три из четырех сайд-миссий приходится через одну-две сюжетных. И самое обидное, что эти сайды даже не стоят полученных за них наград — выбивая «эпичные» предметы в третьем акте, я не буду ставить их на место «легендарных», уже надетых на моих бойцов.
Важно, впрочем, что, как и в ранних частях Gears of War, сюжет в Tactics — последнее дело. В ней все ради экшена и мяса — да, я это говорю про тактическую пошаговую стратегию. В некоторые моменты она выглядит пошаговый шутер, если хотите. Бойцы восстанавливают очки действия как при помощи навыков, так и за счет пассивных апгрейдов, поэтому вырезать толпы врагов со временем становится легче, но их при этом становится больше.
Отдельно хочу сказать про финишеры. Добивание врага не только даст вам зрелищно отделить его голову от туловища, но и прибавит одно очко действия всей команде, так что рисковать ради них определенно стоит. И главный плюс Tactics для меня лично — боссы. Они драматически меняют привычную стратегию и побуждают соображать вдвое быстрее, одновременно отбиваясь от бесконечных подкреплений саранчи.
Gears Tactics определенно не такая глубокая, как ее конкуренты, а обилие второстепенного принудительного контента заметно портит впечатление и заостряет внимания на всех ее мелких недочетах. Тем не менее это нечто большее, чем просто «спин-офф в другом жанре» — как минимум она добавила драйва в размеренный жанр тактических игр.