Где учиться киберспорту?
Вопрос звучит неоднозначно, согласен. В наши дни действительно странно всерьез задумываться о карьере киберспортсмена для своего дитя. По крайней мере, ни у кого из моих знакомых родителей я не замечал подобных стремлений. Дочку могут заставить заниматься балетом или волейболом, сына же запишут на секцию бокса. Но все мы видим, что будущее стремительно наступает — индустрия киберспорта становится богаче с каждым месяцем, а внимание СМИ к отрасли неуклонно растет с каждым крупным турниром. Мы становится свидетелями рождения новых звезд, многим из которых нет даже 20 лет. Уже появляется поколение, которое с детства мечтает стать чемпионами по League of Legends или Dota 2, а не лыжных гонок или марафонов велосипедистов.
Скепсис и недоверие ко всему новому — абсолютно нормальное явление.
Нет ничего удивительного в том, что мы в блоке комментариев мы часто слышим консервативные мнения. «Это не спорт, если в нем нет физической подоплеки». Но мы не устанем повторять, что есть такое понятие, как интеллектуальный спорт — шахматистов считают величайшими умами, а не дурачками, которые двигают фигурки по доске.
Глупо отрицать технологический прогресс и смену парадигм интересов общества — все больше людей вливается в индустрию киберспорта, огромное количество игроков ставят себе цели достичь мировой известности, а по всей планете открываются академии по Counter-Strike и Hearthstone.
Киберспорт, конечно, не заменит традиционные виды спорта, но точно вскоре станет его альтернативой — в этом, кажется, уже никто не сомневается. Поэтому и важно держать руку на пульсе и следить за сферой, чтобы не пропустить важные события. Например, вряд ли каждый игрок знает о существовании специальных учебных заведений, которые посвящены изучению игровых тактик и стратегий. Даже если не учитывать личные школы опытных киберспортсменов, которые открывают собственные курсы, где делятся знаниями с новичками.
Например, полгода назад одна из норвежских школ добавила киберспорт в свою программу.
Стало известно, что ученики Garnes Vidaregåande Skole получат пять часов изучению соревновательных компьютерных игр в неделю. Конкретных список дисциплин не уточняется, но предполагается, что детям будут преподавать League of Legends, Dota 2 и Counter-Strike: Global Offensive. Это важная веха в истории киберспорта — общеобразовательная государственная школа внесла его в свою программу обучения!
Некоторые частные учебные заведения Скандинавии и до этого добавляли в список предметов многопользовательские видеоигры, но в этот раз случай куда более показательный, ведь школа поддерживается правительством страны. Один из классов обещают переоборудовать специально под предмет, который обставят компьютерными столами, креслами и компьютерами с мощной начинкой. Также детям предложили приносить с собой личные клавиатуры и мыши, на которых они привыкли играть в свободное от учебы время. Получается своеобразный киберспортивный инвентарь.
Я уже неоднократно говорил, что киберспорт — это не про заклинания, убийства и мультяшных персонажей. В первую очередь речь идет о реакции, стратегическом мышлении и рефлексах. Именно этому и будет уделено внимание во время обучения и тренировок учащихся. Собственно, как и на любых других уроках, дети будут получать оценки для учета успеваемости.
Как насчет пятерки за раскачку чемпиона в League of Legends? Или попытайтесь представить себе учеников, которых оставили после уроков за неудачный пуш башен в Dota 2.
В наших краях пока такого сюра не наблюдается, но подтянуть свои навыки можно и у нас. И я сейчас не про игру в CS:GO на уроках информатики в моменты, когда учителя нет в классе. В стенах Санкт-Петербургого государственного университета телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича кипит киберспортивная жизнь. Студенты образовали гильдии League of Legends и сражаются за места в рейтингах. Администрация учебного заведения оценила успехи ребят и, судя по всему, с энтузиазмом поддерживает молодых игроков — о парнях пишет студенческая газета, а их достижения ВУЗ упоминает в своих рекламных материалах.
Увидеть свои фото в вагонах метро, конечно, довольно приятно, да и одногруппники сильно удивились.
Делится впечатлениями один из участников гильдии Александр «GreychbrowN» Буров.
Меня также начали узнавать некоторые преподаватели в Бонче по фотографии на главном сайте!
Руководство СПбГУТ всесторонне поддерживает студенческую активность, направленную на развитие и систематизацию киберспортивных мероприятий в университете.
Сообщает проректор по информатизации СПбГУТ Антон Александрович Зарубин.
В рамках содействия студенческим интересам и межвузовскому общению мы считаем полезной эту инициативу и заинтересованы в её развитии. Кроме того, это просто интересно как для студентов, так и для университета в целом.
Это, конечно, все еще бесконечно далеко от поддержки, которую игрокам оказывает Южнокорейский университет Чунан, который зачисляет профессиональных киберспортсменов без конкурса. Но, согласитесь, тот факт, что руководство государственных университетов поощряет киберспортивные успехи своих студентов, говорит о многом.
Хотя бы то, что профессора не страшатся видеоигр как «бабаек» и не видят в них проявление «плана Далеса», а в стенах учебных заведений образуется благоприятная атмосфера для развития киберспорта среди студентов, разумеется, не может не радовать.
Серьезные шаги в этом направлении делает и Федерация компьютерного спорта России. Руководство ФКС запустило Московскую киберспортивную лигу, в которой принимает участие множество столичных ВУЗов. Турнир по Dota 2 между университетами Москвы! Душа поет, когда видишь такие вещи. А ведь совсем недавно институты соревновались между собой в конкурсах по КВН.
Нам предстоит пройти еще долгий путь до момента, когда киберспорт станет обязательным предметом в образовательных программах наряду с физкультурой. Но, видимо, такой исход неизбежен — рано или поздно мы это увидим.
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма открыл кафедру компьютерного спорта, а в том же СПбГУТ появилась настоящая киберспортивная кабинет-лаборатория. Нет никаких сомнений в том, что однажды киберспорт станет полноценной наукой.