Где лучше смотреть стримы: Twitch против YouTube
На тарифе МТС «Безлимитище» можно смотреть стримы на Twitch через мобильный Интернет без учета трафика. А для тех, кто предпочитает YouTube, есть тариф МТС «Планшет» — тоже с безлимитным доступом.
Стримы — будь то игровые, или личные блоги, или быстрые прямые включения СМИ — уже давно не какая-то новая игрушка для молодежи, и не просто модная функция из соцсетей. Это весомая доля массовой культуры и нашей с вами жизни. И под нами я подразумеваю людей, идущих в ногу со временем и прогрессом — основную часть аудитории «Канобу».
За популяризацию пользовательских прямых трансляций нужно благодарить социальные сети и мессенджеры, которые практически синхронно подхватили тренд, и теперь ежедневно по разным поводам в эфир выходит безумное количество людей из разных точек мира. Из любого захолустья — лишь бы был мобильный Интернет или Wi-Fi. На этом фоне живут и набирают аудиторию исключительно геймерские ресурсы — Twitch и YouTube Gaming, и в этом материале мы попытаемся расписать, какой из этих хардкорных стриминговых сервисов предоставляет лучшие условия для просмотра.
Техническая сторона
Разрешение, битрейт и задержки
Twitch подкалывает конкурента в день его официального запуска. Дескать, привет Игрок № 2.
Большой разницы в качестве картинки между Twitch и YouTube Gaming на самом деле нет. Зато есть резонное предположение, что ни запусти Google летом 2015-го прямого конкурента «твича», мы бы с вами и дальше смотрели стримы в разрешении 720p при 30 кадрах в секунду и с максимальным битрейтом 3 500 кбит/с. Дело в том, что YouTube Gaming уже на старте позволял транслировать видео в 1080р при 60 FPS — это очень серьезный отрыв, особенно по кадровой частоте. Большому и неповоротливому «твичу» понадобилось полтора года, чтобы ввести на своей площадке стримы в 1080p при 60 FPS. Серьезно, такая возможность появилась всего лишь 4 месяца назад от момента публикации этой статьи. Только сервис от Google все равно оказался более совершенным.
К тому моменту как Twitch ввел Full HD при 60 кадрах в секунду, на YouTube Gaming уже давно можно было стримить в разрешении 4K при такой же кадровой частоте и с битрейтом от 20 000 кбит/с. Правда, когда речь заходит о крупных трансляциях — например, конференциях издателей на E3 или Gamescom — которые ведутся параллельно на оба сервиса, на YouTube традиционно появляется большая задержка, поэтому игровые журналисты и просто энтузиасты чаще выбирают Twitch.
Пока Twitch прикручивал поддержку, можно сказать, жизненно важного формата 1080p@60FPS, Google успела включить технологию HDR (что важно, когда стример играет, например, на PS4 Pro) и даже реализовала панорамные трансляции в 360 градусов. Да, не просто плеер, проигрывающий заранее залитый на сайт ролик, а именно прямые включения с камеры, снимающей сферическую панораму. И эти стримы можно смотреть в очках виртуальной реальности. Представьте, какое крутое онлайн-шоу можно сделать, например, во время финала The International 2017 по Dota 2.
YouTube далеко впереди в плане технологий, но почему так вышло? Неужели «твичу» нет дела до того, чтобы догонять конкурента, прикручивать разрешение 8K и панорамы? Именно так — ничего из этого Twitch не нужно. Это платформа, специализирующаяся на играх, а это по большей части захват экрана, и сейчас разрешения 1080р для просмотра игр вполне достаточно. Тем более, что львиная доля аудитории предпочитает смотреть стримы с ноутбуков и смартфонов.
Контент и интерфейс
Цифровой видеорегистратор, нарушение авторских прав, чат
На «твиче» больше хардкорных игровых стримеров, которые делают глубокий контент, а не кривляются на камеру. При этом, в отличие от визжащих в намерении наворожить на себя виральность «ютюберов», их стримы намного популярнее, потому что они, как правило, хорошо разбираются только в определенном жанре, а то и в одной конкретной игре. То есть — в одной нише. Да и сам Twitch как исконно геймерская площадка агрегирует больше заинтересованной в играх аудитории.
На сайте dorkly.com есть карикатурный комикс, который отлично показывает стереотипного стримера на Twitch и «ютюбера».
«Я шумный чувак со странной прической, теряющий свое обаяние строго пропорционально времени, которое ему уделяют».
«Я занимаю 37 место в топе лучших игроков в Hearthstone в мире. Пожалуйста, посмотрите, как я 5 часов подряд сижу в тишине и играю».
Если аудитория на стриме постоянная, это значит, что, с большой вероятностью, вокруг этого канала сформировалось адекватное комьюнити, и на трансляции вас ждет общение в ламповом чате, а не в проносящейся со скоростью пули лентой из мемов и смайликов.
Кстати, в чатах на YouTube Gaming будет не только меньше людей, но и больше спам-ботов, которых натравливают на основную часть «ютюба» — не стриминговую, а архивную — но они не видят разницы между комментариями и живым чатом.
При этом на Twitch практически невозможно смотреть архивные записи, в то время как на YouTube такие видео могут собирать приличные просмотры. Проблема в том, что «твич» по умолчанию не сохраняет трансляции, и даже если включить эту функцию в настройках, то запись продержится на серверах всего 14 дней, после чего будет удалена безвозвратно. Сервис дает возможность сделать и сохранить нарезку лучших моментов, куда можно включить хоть весь стрим, но, как правило, ролики выгружают на YouTube, откуда они попадают в каталоги YouTube Gaming.
Тут надо оговориться, что YouTube и YouTube Gaming — это не два разных сервиса, а фактически одно и то же, разница только в интерфейсе.
YouTube Gaming больше похож на Twitch: категории, топы стримов, сортировка по отдельным играм; но функции плеера «твича» в YG не перекочевали — нельзя самому быстро вырезать эпичный кусок стрима, пока он еще идет. С другой стороны, трансляции на YouTube имеют функцию DVR — цифрового видеорегистратора, который позволяет отматывать прямой эфир обратно вплоть до 4 часов. Полезно, если опоздал на стрим, но хочешь посмотреть с начала.
Да, архивированные записи держатся на Twitch всего две недели, но, если не выкачать их сразу из архива, роботы «твича», распознающие авторский контент — например, чужую музыку — могут вырезать звук из той части видео, где было замечено нарушение авторских прав. И вырезать будут, разумеется, не только саму песню, а всю звуковую дорожу в выбранном фрагменте. Смотреть такую запись будет неприятно. Впрочем, когда роботы YouTube обнаруживают подобные нарушения, то неприятности создают сами правообладатели: как правило, они навязывают на архивный стрим раздражающую баннерную рекламу и прероллы, а доход от них забирают себе. Таковы правила YouTube.
Мобильное приложение
Странные рекомендации и работа в 3G
Несмотря на то, что YouTube Gaming — это всего лишь альтернативная оболочка обыкновенного YouTube, мобильное приложение у него отдельное. Ничего необычного в нем, правда, нет, и это немного смущает. Те же самые подписки, что в основном аккаунте «ютюба» — это нормально, если не мешает работать системе рекомендаций. А YouTube Геймингу — мешает. В рекомендованных материалах постоянно вылезают какие-то далекие от игр видео. Зачем, почему? Для чего тогда вообще нужная отдельная программа, если там только кнопки немного переставлены и цвета интерфейса другие?
У Twitch в этом плане все построено иначе: рекомендательная система вынесена в отдельную вкладку Pulse и формирует контентную ленту на основе вашей истории просмотров.
Причем листать ленту и даже просматривать в ней небольшие клипы можно параллельно со стримом, который сворачивается в небольшое окошко в углу. Таким образом можно искать интересные видео с яркими моментами, смотреть и делиться ими, не выпуская при этом из виду основной стрим, и, в случае чего, вернуться к нему буквально за секунду. И все это в рамках одного экрана смартфона.
Довольно странно у мобильного «твича» сейчас выглядит развернутая страница стрима — на ней нет никаких функций, вкладок, и даже чат временно отключен.
Оба приложения поддерживают стриминг в 1080p при 60 кадрах в секунду и, надо сказать, даже на относительно небольшом экране iPhone 6S было отлично видно разницу — и по разрешению, и по FPS. Мобильный 3G-интернет не вытягивает качество 1080@60, только 1080@30, а вот на LTE не возникает ни долгих загрузок, ни фризов. Это важно, учитывая, сколько людей просматривает трансляции фактически на ходу — в транспорте, в очереди и просто вдали от ПК и телевизора.
Стрим в хорошем разрешении даже при 30 FPS съедает приличное количество интернет-трафика, а учитывая, что российские мобильные операторы совсем недавно отказались от безлимитных тарифов, просмотр может стать проблемой. Но операторы знают про геймерскую аудиторию, и хотят привлечь ее к себе, поэтому придумывают льготные решения. Наши партнеры из МТС выкатили сразу два: планшетный тариф с безлимитным YouTube и опцию «ВСети», которая ставится практически на все тарифы оператора и дает неограниченный доступ к Twitch, ВКонтакте и еще пачке других сервисов.