Канобу — фильмы, сериалы, игры и другие современные развлечения
Читай нас
Авторы художественных произведений часто пытаются адаптировать в своих работах концепцию игр. Тот же Зак Снайдер использовал этот подход в «Запрещенном приеме», а Илья Найшуллер — в «Хардкоре». Проблема в том, что создатели слишком буквально пытаются воссоздать «игровые» принципы, из-за чего для фантазии остается значительно меньше простора. Элегантное решение нашел Юн Ха Ли в своем романе «Гамбит девятихвостого лиса» — он выдумал свою игру с постоянно меняющимися правилами. В результате мы получили один из лучших романов года.
Авторы художественных произведений часто пытаются адаптировать в своих работах концепцию игр. Тот же Зак Снайдер использовал этот подход в «Запрещенном приеме», а Илья Найшуллер — в «Хардкоре». Проблема в том, что создатели слишком буквально пытаются воссоздать «игровые» принципы, из-за чего для фантазии остается значительно меньше простора. Элегантное решение нашел Юн Ха Ли в своем романе «Гамбит девятихвостого лиса» — он выдумал свою игру с постоянно меняющимися правилами. В результате мы получили один из лучших романов года.

Юн Ха Ли (был рожден женщиной, однако называет себя квир-персоной и транс-мужчиной, потому мы будем упоминать его в мужском роде) родился в 1979 году в Хьюстоне, штат Техас. Он окончил Корнельский университет с дипломом математика-программиста. Свой первый рассказ под названием «Сотый вопрос» опубликовал в журнале The Magazine of Fantasy & Science Fiction еще в 1999 году, с тех пор регулярно упражняясь в коротком формате. Однако первый полноценный роман Ли вышел лишь в 2016 году, он удостоился премии «Локус» за лучший дебют. А в 2018-м издательство fanzon перевело книгу на русский язык, чтобы каждый мог узнать, чем же она так хороша.

Во вселенной книги существует огромная космическая империя Гекзархат, в которой мироустройство подчиняется календарю и «магии чисел». Значительные отклонения от них вызывают «календарную гниль» — особый вид скверны, из-за которой армия теряет свою боевую эффективность, основанную на математике. Бойцам становится тяжелее противостоять еретикам, не подчиняющимся империи. Использование техник и приемов последних строго запрещено, ведь они противоречат главному календарю, однако в битве за генератор бурь на планете Драга главная героиня Черис применила именно их ради достижения победы. Ее должны были казнить, но вместо этого правительство отметило ее первоклассные математические способности и завербовало для выполнения опаснейшего задания — освобождения Крепости рассыпанных игл, важного аванпоста империи, от календарной гнили. А помочь ей должен безумный генерал Джедао, гениальный тактик и стратег, который однажды собственноручно уничтожил союзный отряд после победы над противником.

«Гамбит девятихвостого лиса» — лучшая новеллизация несуществующей игры и отличный роман сам по себе - фото 1

Юн Ха Ли

В обзорном формате очень тяжело передать, насколько интересным и самобытным получился мир у писателя. Во-первых, потому что он насыщен деталями. К примеру, все люди Гекзархата поделены на шесть (ранее — даже семь) фракций. Отличаются они между собой не простыми формальностями, а родом деятельности, мировоззрением и даже самим подходом к мышлению. Юн Ха Ли вовсе не эксплуатирует тематику враждующих «домов», которую ввел и сделал одним из клише научной фантастики Фрэнк Герберт в своей «Дюне». У представителей местных фракций даже манеры речи выделяются, так что и по неподписанным диалогам можно догадаться, с кем мы имеем дело.

А во-вторых, у писателя слишком хорошие художественный слог и структура повествования, чтобы публицистическими методами раскрыть их в полной красе. Роман не вываливает на читателя огромное количество никак не разбавленной информации, раскрывая все необходимое словно невзначай, не отвлекая от текущих событий.

Через боевые действия, диалоги героев с высшим руководством и даже описания еды и элементов одежды ты все сильнее проникаешься миром, в котором цифры возведены в абсолют, а уравнениями можно просчитать даже ценность человеческой жизни.

Сеттинг «Гамбита девятихвостого лиса» в целым получился далеко не самым радужным. Почти все персонажи в нем, начиная простыми солдатами и заканчивая гениальными бессмертными учеными-социопатами, руководствуются исключительно прагматичными или эгоистичными принципами. Привычных «добряков» или хотя бы антигероев читатель здесь не найдет, и тем большего уважения заслуживает Ли, что даже в такой атмосфере он умудряется вызывать если не симпатию, то хотя бы уважение к отдельным героям.

Похожие тенденции прослеживаются и в мироустройстве Гекзархата. В галактике, обрисованной писателем, солдатам насильно прививают стремление отдать свою жизнь ради империи, а власть календаря поддерживают при помощи ритуальных самоубийств. Правители каждой фракции тихо ненавидят друг друга и плетут свои интриги, не обращая внимания на людские жертвы и колоссальные разрушения. Книга с легкостью могла бы стать антиутопией, только вот население сталь странной вселенной привыкло ко всем причудам своей жизни.

Роман в принципе тяжело отнести к какому-либо конкретному жанру. Да, в нем присутствуют многие элементы научной фантастики вроде роботов и космических кораблей, но чем дальше читаешь, тем больше разубеждаешься, что перед тобой полноценный sci-fi. В книге смешиваются политический и психологический триллер, наполненное экшеном приключение, даже детективная и магическая составляющие есть. Я бы охарактеризовал происходящее как «темное технофэнтези с элементами sci-fi и игр».

Остановимся подробнее на последнем слове этого выдуманного микса жанров. Основная часть романа отводится на штурм Крепости игл, который описан настолько тщательно и подробно, что хоть сейчас адаптируй в киносценарий. Правда, бюджет вряд ли найдется, ведь эпичность зашкаливает.

Не зря некоторые читатели сравнивают «Гамбит» с видеоиграми. Ближайший аналог — Warhammer 40,000: Space Marine, благо сам сеттинг многое берет как раз из настольной игры-первоисточника от Games Workshop.

Однако подобная точка зрения все-таки не передает полноту картины происходящего. Роман, скорее, можно сравнить с шахматной партией (не зря же термин «гамбит» в названии взят как раз из шахмат), в которой на постоянно изменяющееся поле вводятся все новые и новые фигуры с замысловатыми паттернами, а правила вечно пытается изменить и нарушить каждая из сторон. Потому что когда ты не наблюдаешь за яростными сражениями, то слушаешь замысловатые, хитрые тактики, между строк подмечая затаившуюся опасность и страшные тайны.

При довольно быстром темпе повествования Юн Ха Ли не забывает дополнять свой мир деталями, раскрывать героев с новых сторон, даже место для крох черного юмора нашлось. И это всего лишь за 384 страницы. Ключевую роль в успешной структуре новеллы сыграла ее концентрация на одном месте действия. После пары глав вступления (одна — с военной драмой, другая — с политикой и мерзостью правительства) читателя сразу же перебрасывают к основному действию, не тратя время на лишнюю экспозицию.

Видно, что писатель стремится к принципу «малым говорить многое», пускай без шероховатостей не обходится. Герои в некоторых диалогах вдруг начинают вести себя вне контекста своего характера, руша погружение, а в отдельных описаниях проскальзывают слегка графоманские фразы. Немного начинаешь сомневаться в серьезности происходящего, когда один из важных и холодных по натуре персонажей произносит «перфоратор мне в зад» посреди диалога на серьезную тему (и это не вольность перевода, в оригинале было «fuck me sideways with a drill press»). Да, подобное в тексте встречается редко, однако глаз за подобные моменты цепляется, несколько убавляя положительные впечатления.

Говоря о смысловом наполнении, Ли мог бы поступить банально: так как в его романе все подчиняется цифрам, то и для главной темы запросто сгодилось бы ограничение свободы выбора или нечто подобное. Однако автор не идет легким путем: основная особенность его сеттинга не перерастает в центральный стержень всех мыслей, заложенных в книгу, а уж научно-технические достижения, которые так любят во всей красе описывать иные начинающие авторы, так и вовсе идут фоном. Объекты поклонения многих закоренелых фанатов sci-fi в «Гамбите девятихвостого лиса» служат лишь первоклассной декорацией.

А во главе всего ставятся драма и внутренние терзания невероятно одаренных, но все равно простых солдат, пешек в глазах вышестоящих чинов, которыми можно пожертвовать. От Джедао Черис узнает, насколько все сгнило в Гекзархате и без календарной ереси, но вот у новоприобретенного напарника (который, кстати, существует лишь в форме бестелесного духа) хватает своих грязных тайн, чтобы ожидать удара в спину в любой момент. С ходом сюжета «иглы» Крепости постепенно разворачиваются в сторону Черис, а безвыходность ее положения становится все более очевидна.

За фасадом из числовой магии и любопытного мира Ли повествует о драме сложных человеческих судеб, наполненной потоками горечи поражений и редкими победами, ценность которых быстро сводится к нулю. Крепость игл хранит в себе множество тайн и опасностей, может стать катализатором для уничтожения всей галактики. И посреди паутины интриг и смертельных опасностей оказалась странная парочка бойцов, которых объединяет лишь их польза для некоторых лидеров фракций. Это почти идеи «маленького человека» Гоголя, перенесенные в далекое и неординарное будущее. Нужно сильно постараться, чтобы в 2018 году заслужить сравнение с классиком русской литературы.

«Гамбит девятихвостого лиса» — лучшая новеллизация несуществующей игры и отличный роман сам по себе - фото 2

«Гамбит девятихвостого лиса» — невероятно сильный роман, который может разочаровать лишь тех, кто ожидал от него чистокровной научной фантастики. В нем все проработано на уровне, близком к идеальному, а свежесть идеи лишь раззадоривает интерес. В стиле письма Ли есть некоторые недочеты, но они с лихвой компенсируются простым фактом — лучшего дебютного романа и представить нельзя.

А если после окончания последней главы вы остались в восторге и хотите еще, то знайте — это лишь начало трилогии The Machineries of Empire. Второй роман в ней под названием Raven Stratagem еще сильнее расширяет мир и наполняет его новыми красками, чтобы разрушить шаблоны и перевернуть все с ног на голову в финальной книге Revenant Gun. Они, увы, еще не изданы на русском языке, но к прочтению, очевидно, настоятельно рекомендуются.

«Гамбит девятихвостого лиса» — лучшая новеллизация несуществующей игры и отличный роман сам по себе - фото 3
Читай нас