21 ноября 2019Киберспорт
Партнерский материал
Обновлено 21.11.2019

Гайд: как понять киберспорт за 5 минут

Десятки дисциплин, сотни терминов, тысячи команд — в таком разнообразии легко потерять голову. «Канобу» подготовил краткий гайд, после которого вы не будете похожи на мемного Стива Бушеми, говорящего: How do you do, fellow kids?
Десятки дисциплин, сотни терминов, тысячи команд — в таком разнообразии легко потерять голову. «Канобу» подготовил краткий гайд, после которого вы не будете похожи на мемного Стива Бушеми, говорящего: How do you do, fellow kids?

Кратко

Киберспорт, компьютерный спорт, eSports — соревнование по видеоиграм. Его история уходит корнями в 80-е. В 90-е киберспорт из простого набивания рейтинга на аркадном автомате превратился в соревнование двух команд или игроков. Считается самой быстрорастущей индустрией развлечений.

Йоона «Serral» Сотала, лучший западный игрок в StarCraft 2

Йоона «Serral» Сотала, лучший западный игрок в StarCraft 2

В киберспорте есть многие элементы традиционного спорта.

Команды, они же клубы — организации, которые занимаются подбором игроков и работой с ними через контракты.

Тренеры — готовят команды к соревнования, помогают прокачивать навыки.

Менеджеры — решают организационные и административные вопросы.

Буткемп — киберспортивные сборы, на которых игроки собираются вместе и тренируются до посинения.

Соревнования — турниры по дисциплинам, то бишь по играм. К популярным жанрам и играм относятся:

  • шутеры от первого лица — CS:GO, Overwatch;
  • Multiplayer Online Battle Arena (MOBA) — Dota 2, League of Legends;
  • королевские битвы — Fortnite, PUBG;
  • стратегии в реальном времени — StarCraft;
  • коллекционные карточные игры — Gwent, Hearthstone;
  • файтинги — Super Smash Bros., Street Fighter;
  • гоночные симуляторы и аркады — Gran Turismo, Project CARS.

Матчи — бои, которые проходят в сети и на реальной площадке. Виртуальный спорт популярен и привлекает внимание крупнейших компаний. Приобщиться к движению легко — для просмотра трансляции достаточно подключения к интернету.

Как все устроено?

Профессиональную сцену контролируют две стороны: издатели игр и турнирные операторы. Издатели развивают и продвигают игру, при необходимости заводят сервера и взаимодействуют с операторами. Операторы отвечают за проведения соревнований. Они находят площадку в сети или в реальной жизни, приглашают команды, формируют своды правил, продают права на трансляцию и платят призовые.

Но индустрия не выживет без киберспортсменов. Команды влияют на обе стороны: советуют улучшение баланса в игре, предлагают правки для турнирных правил. В особых случаях могут и бойкот объявить.

Сцена Overwatch League

Сцена Overwatch League

Что за соревновательные сезоны и турниры?

Календарь виртуальных соревнований поделен на сезоны. Как правило, один сезон длится год. Такого деления придерживаются в Dota 2, Leage of Legends, Overwatch и многих других играх. По итогам каждого сезона определяется чемпион мира. Чаще всего это происходит на LAN-турнире, который проводится при поддержке издателя игры.

Турниры проходят онлайн или оффлайн. В сети проводят отборочные этапы, длительные лиги или небольшие регулярные состязания. С их бытованием связаны риски, поэтому многое зависит от организаторов. Сетевые турниры сталкиваются с:

  • читерством — использование программ для обхода правил;
  • уходом команд — в любой момент участники могут слиться;
  • техническими проблемами.

LAN-турниры — главные события в игровом календаре. Они проводятся по локальной сети, от чего они и получили свое название. Всех участников собирают в одном помещении, что сразу убирает риск возможного бегства команды. Технические неполадки будут устранять специалисты, нечестных игроков ловят судьи, а риск, что связь будет лагать сведен к минимуму.

ESL One Katowice

ESL One Katowice

А кто за это платит?

Источников добычи денег для проведения турнира много:

  • продажа билетов и прав на трансляцию;
  • мерч;
  • рекламные площадки;
  • взносы от спонсоров;
  • поддержка издателей. Впрочем, в основном это спонсоры, которые помогают турнирному оператору в обмен на рекламу.

Чаще всего в спонсорстве заинтересованы крупные компании, производящие электронику. LG Electronics спонсировала iBUYPOWER Masters IV по CS:GO с призовым фондом в 200 000 долларов, а компания Intel проводит свою серию турниров — Intel Extreme Masters.

Стать титульным спонсором или просто одним из главных — неплохая идея. Логотип компании покажут десятки раз на трансляции за счет продолжительности. LAN-турниры длятся несколько дней и проходят с утра до вечера, за это время проходят десятки матчей. Среди зрителей точно будет множество игроков. Идеальное попадание в целевую аудиторию — пример ситуации, в которой каждая сторона остается с выгодой. Компании получают рекламу, команды и организаторы — финансирование, а зрители своими глазами видят крутость техники, которую продвигает компания.

При этом необязательно проводить масштабные мероприятия. Очень часто компании становятся спонсорами турниров для молодых игроков, причем спектр заинтересованных корпораций очень широк. Например, турниры по CS:GO для нетоповых команд спонсирует концерн «Калашников».

iBUYPOWER Masters IV

iBUYPOWER Masters IV

Как смотреть и все понимать?

Трансляции для домашнего просмотра ведутся на специальных стриминговых сервисах, вроде Twitch или Mixer. Как и в большом спорте, все матчи комментируют специально обученные люди, которые умеют нагнетать в нужные моменты или активно радоваться после красивых игровых ситуаций.

В редких случаях можно встретить трансляции для новичков, где, помимо комментариев, объясняют базовые правила игры. Таких трансляций мало, так что лучший способ понять происходящее в матче — сыграть самому. Если времени играть нет, достаточно запомнить условия победы. В шутерах и файтингах — это убийство противника, в МОВА и стратегиях — разрушение его базы, а гонщику достаточно прийти к финишу первым.

Роман Casperrr Лепёхин — один из главных голосов отечественного Dota 2 сообщества

Роман Casperrr Лепёхин — один из главных голосов отечественного Dota 2 сообщества

А я могу стать киберспортсменом?

Да, и в теории это даже проще чем в обычном спорте. Для успешной карьеры в традиционном спорте нужно с детства посещать специализированную секцию, а лучше школу при команде, или попасться на глаза скауту и надеяться на удачу.

В карьере киберспорсмена с этим проще. В большинство игр встроена рейтинговая система, которая отсеивает игроков по навыкам. Достаточно забраться на вершину, или как можно ближе к ней, чтобы попасть в игры с профи. И даже если скауты не заметят, можно собрать свою команду и попытать удачу на открытой квалификации к ближайшему крупному турниру.

На словах это сделать просто, но на деле для этого нужно войти в 0,1% игровой базы. Совсем нетривиальная задача, но стоит помнить что почти все новые звезды последних лет, вроде Miracle- из Dota 2 или ropz из CS:GO, попали в киберспорт именно так.

Статья входит в спецпроект «Киберспорт для людей»: 5 честных фильмов и 8 кропотливо написанных статей о киберспорте. А еще конкурс, чтобы монитор шикарный выиграть. Смотри, читай, побеждай!

Комментарии 3
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
Mindfreakk
Mindfreakk
Такое смутное ощущение, что я читаю статью в Одноклассниках, где 60+ старикам объясняют, что такое "компухтер и интернеты" Партнёрка партнёркой, но пользователей совсем за дегенератов считать не стоит,всё -таки
Nice1ceEyes
Nice1ceEyes
МАМА, Я УХОЖУ В КИБЕРСПОРТ!