FRAMED 2: Кодзима посоветовал мобильную игру, и она открыла нам глаза
в основном потому, что сами мало в них играем. Когда постоянно работаешь с «большими» платформами, на портатив, тем более мобильный, начинаешь смотреть свысока, а времени убедиться в обратном почти нет. Но совершенно случайно столкнувшись с FRAMED 2 я не просто изменил свое мнение. Я открыл целый новый мир.
Прошел FRAMED 2! И снова очень круто! Каждый раз думаешь «Эту загадку никто не сможет решить…», но потом решаешь и гордишься собой «Ха, только я могу ее пройти!» Впрочем, я поспрашивал, и многие уже тоже прошли игру. Отличный баланс сложности!
К тому, чтобы приглядеться к FRAMED и FRAMED 2, меня натолкнул недавний твит Хидео Кодзимы. «Ну, раз уж сам Кодзима похвалил, то там точно должно быть что-то стоящее, » — подумал я.
Впрочем, параллельно я держал в уме и альтернативный план, в котором я разношу игру для смартфона в пух и прах, а потом громко обвиняю Кодзиму в том, что у него плохой вкус. Но его, похоже, придется придержать на другой раз.
Суть FRAMED (игра слов, объединяющая значения «в рамке» и «подстава») достаточно проста, но при этом невероятно элегантна именно в контексте мобильного устройства. Каждый уровень — это страница комикса о шпионах, которые гоняются друг за другом из-за таинственного дипломата, но порядок картинок в них неправильный, и восстанавливать его необходимо игроку.
При этом для по-настоящему идеального прохождения двигать плитки с фрагментами событий необходимо в реальном времени, пока герой движется от зафиксированного первого кадра к последнему.
Но если с первого раза не вышло, каждый уровень можно не торопясь переигрывать сколько угодно раз. Впрочем, мне игра показалась не очень сложной, и такого восторженного чувства достижения как Кодзима я не почувствовал.
Если сравнивать с другими пошаговыми головоломками вроде тех же GO-игр (в Lara Croft GO даже я играл), FRAMED проигрывает в сложности и «головоломочности». Здесь редко встречаются задачки больше чем на шесть кадров но, есть такие, в которых одни и те же кадры необходимо использовать по несколько раз в разном порядке.
Но игра от Loveshack ничуть не уступает по общим впечатлениям. FRAMED берет своим стилем, музыкой и атмосферой, а еще она куда сильнее привязана к сенсорному управлению и использует его более изобретательно — а это, на мой взгляд, уже большой плюс. Как человек, который «спускается» к смартфонам с высоты консолей и PC, я хочу, чтобы платформа показывала и доказывала мне свою уникальность и незаменимость.
В играх серии FRAMED нет диалогов, но от этого история лишь приобретает в выразительности. Игра вообще подкупает своим минимализмом.
Это образцовый нуар: черные тени вместо людей, которые драматично закуривают на фоне жалюзи, встречи в ночных подворотнях и обязательно шляпы и плащи. И музыка, музыка!
Визуально игра хороша не только стилизацией, но и цветовой палитрой, пластикой персонажей и подходом к графике. Первая часть здесь, кстати, даже выигрывает — уровни используют двухмерные однотонные задники, а вот во второй Loveshack Entertainment зачем-то стали к месту и не к месту использовать текстуры.
Две части минимально связаны друг с другом сюжетно, так что проходить их можно в любом порядке. Сами разработчики заявляют, что сиквел на самом деле вроде как приквел о том, откуда вообще взялся чемодан, но это не так уж важно.
Впрочем на Android FRAMED 2 еще не вышла, пока что поиграть в нее можно только на устройствах Apple. Да и стоит вторая часть весьма прилично (почти 400 рублей в App Store), так что разумнее все же начать с оригинала.
Из других отличий между FRAMED и FRAMED 2 — немного расширившийся набор механик и более разнообразные головоломки, но я бы не стал записывать отсутствие этих дополнений в недостатки.
Случайное знакомство с FRAMED заставило меня серьезно поменять свой взгляд на мобильные игры. Разумеется, App Store и Google Play все еще переполнены примитивными условно-бесплатными таймкиллерами, но среди них, оказывается, есть и по-настоящему талантливые вещи.
И я сейчас говорю именно о «нативно» мобильных играх, а не о портах инди и старых PC-игр. Это отдельный сегмент для тех, кто по каким-то причинам не может или не хочет пользоваться компьютером, но это актуально далеко не для всех.
Сконцентрировавшись на специализированных платформах, я как-то проглядел момент, когда игры для смартфонов выросли и сформировали собственное, уникальное лицо. Возможности портативных устройств вроде тачскрина и гироскопа уже давно не просто аттракцион, а уникальная возможность расширить границы выразительности и погружения через геймплей.
Этот небольшой разбор — первый шаг «Канобу» навстречу мобильным играм. Расскажите в комментариях, интересна ли вам эта тема и хотите ли вы в будущем увидеть другие материалы о серьезных и по-настоящему качественных проектов из App Store и Google Play.
Также делитесь своими рекомендациями, нам правда интересно ваше мнение.