Фраг сибирский: классические трюки из шутеров
На днях французская студия Nadeo выпустила ShootMania Storm – сетевой шутер старой школы, навевающий воспоминания о классических киберспортивных дисциплинах конца 90-х: Quake 3 и Unreal Tournament. Разработчики не скрывают источников своего вдохновения: каждый, кто хотя бы раз получал в лоб из railgun’а или долгими ночами практиковал bunny hopping, как минимум обратил внимание на новую игру.
Сегодня «Канобу» вспоминает основы киберспортивных шутеров и называет пять главных трюков и пушек из Quake 3 и Unreal Tournament, которые не раз помогали нам заработать еще несколько фрагов.
**Трюки:**
Rocket Jump
Техника rocket jump была первобытным паркуром для сетевых шутеров – с ее помощью игроки запрыгивали под потолок и пересекали уровни за десять секунд. Суть приема проста: достаточно прыгнуть, выстрелить себе под ноги из ракетомета (rocket launcher) и поймать взрывную волну, которая подбросит вас еще выше, отняв немного здоровья.Впервые rocket jump появился в Doom, но популярным стал в Quake. Прыгать с ракетами позволяли практически все классические шутеры вплоть до Serious Sam и Painkiller, а из современных дисциплин прием практикуется в Team Fortress 2.
Grenade Jump
А вот эта вещь – для игроков покруче. Grenade jump похож на своего «ракетного» собрата, но требует точного расчета времени – граната взрывается не сразу, поэтому ловить взрывную волну не так просто, как в случае с «моментальной» ракетой.
Bunny Hopping
«Распрыжка» была багом движка первого Quake – игроки заметили, что прыжки по диагонали с одновременным поворотом мыши в направлении полета постепенно ускоряли движение героя. Безусловно, ошибки игрового движка должны исправляться, но id Software превратили bunny hopping в один из важных трюков: например, в Quake 3 этот прием является обязательным для любого профессионального игрока. В том или ином виде «распрыжка» появлялась в Unreal Tournament и Counter-Strike, правда, разработчики «контры» со временем от нее избавились, стремясь к идеальному балансу. Из современных игр возможность попрыгать, словно кролик, дают Warsow и, конечно же, ShootMania Storm.
Circle Strafing
Важный тактический прием при перестрелках на коротких дистанциях: вы крутитесь вокруг врага и стреляете, постоянно держа его на мушке – в результате для вас оппонент оказывается статичной целью, а вы для него – смертью, постоянно убегающей от пули. Техника circle strafing применяется практически во всех шутерах, но особенно хорошо работает в аркадных проектах, вроде Quake 3 или той же ShootMania – в них, в отличие от, например, Counter-Strike, вражеские пули не так сильно замедляют ваше движение.
Telefrag
Сложная техника, требующая везения: вы подлавливаете противника, проходящего по точке респауна или телепортации, и шагаете в портал, появляясь прямо на месте врага. В результате несчастного рвет на части. Телефраг встречается в классике Quake 3 и Unreal Tournament, а также в Team Fortress 2. Оружие Translocator из UT позволяет игроку телепортироваться внутрь врага, а в TF2 телефраг практикуется шпионами.
**Оружие**
Railgun (Quake 3)
Railgun – что-то вроде снайперской винтовки для игроков Quake 3: луч «рельсы» моментально проходит огромные расстояния, нанося серьезный урон. Правда, перезаряжается оружие не быстро. Для работы с «рельсой» требуется определенная меткость, а вот сражаться с новичком, выбравшим это оружие, очень легко – достаточно применить circle strafing.
Rocket Launcher (Quake 3)
Конечно, ракетомет встречается в любом уважающем себя шутере, но именно в Quake 3 он стал оружием массового поражения в руках опытного игрока. Лучший прием – стрельба под ноги с упреждением: так противник прибежит к вашей ракете ровно в тот момент, когда она взорвется, и получит серьезный урон от ударной волны. Не стоит забывать и про rocket jump – он практикуется именно с этой пушкой.
Translocator (Unreal Tournament)
Unreal Tournament не стал таким культом, как Quake 3, зато отличался куда более изобретательным оружием. Translocator запускал небольшие приемники, которые после активации переносили нас в точку выстрела. В руках обычных игроков это удобный инструмент для быстрого перемещения по уровню, в руках профессионалов – самый быстрый способ убить кого-либо телефрагом.
Flak Cannon (Unreal Tournament)
Doom изобрел шотган, Quake сделал его сверхпопулярным, а Unreal Tournament – интересным. Flak Cannon работает в двух режимах. В первом это обычный шотган с одной особенностью – его картечь рикошетит от стен, позволяя добивать убегающих врагов или же, наоборот, ранить преследователя. Второй режим превращает Flak Cannon в небольшой гранатомет, стреляющий разрывающимися снарядами – хороший аргумент в ближнем бою.
Redeemer (Unreal Tournament)
Главный ответ Unreal Tournament на BFG из Doom и Quake: тяжелая ракетная установка, запускающая радиоуправляемые снаряды. Взрыв ракеты Redeemer менял траектории полета других снарядов и порой делал мертвой половину уровня. В Unreal Tournament 2004 появился Super Redeemer – еще более дьявольская разновидность оружия с огромным радиусом поражения.
Текст: Егор Антоненков