Football Manager 2013. Впечатления + Интервью
В руки «Канобу» Football Manager за номером «двадцать-тринадцать» попал в интересное время. Сборная России готовилась к матчу с португальцами, питерский «Зенит» загнал себя в лигочемпионскую яму, особо одаренные болельщики не прекращали спорить, сколько бабушек обокрал «Газпром», чтобы купить Халка и Витселя, и было очень интересно взглянуть на реалии и проблемы родного футбола через призму новой игры Sports Interactive.
Даже в формате превью-версии Football Manager 2013 выглядел как лучший в мире симулятор имени Лобановского. Британцы верны себе и внимательны к деталям – здешняя база по-прежнему не знает аналогов, и узнать вратарские качества испанца Хави здесь так же просто, как найти подробный состав екатеринбургского «Урала», причем все данные будут предельно близки к реальности. Вернулся старый набор развлечений, где-то стал удобнее интерфейс (скажем, составлять расписание тренировок теперь не в пример проще), где-то прибавилось глубины, но главное – Sports Interactive вспомнили о людях, которые искренне любят сериал, но не готовы уделять игре большого внимания, потому что учеба, работа, и прочая личная жизнь.
О чем это мы. Наряду с традиционной «кампанией» в FM 2013 появилась, скажем так, ее лайт-версия. Всего три страны (глубину проработки при этом настроить нельзя, потому те же английские дивизионы загрузятся все и разом), работа виртуального Фергюсона сведена к общему управлению командой, но цели, принципы и, главное, невероятная аддиктивность – как у большой игры.
Совсем недавно наша версия обновилась до полноценной ревью-версии. Развернутый обзор появится на «Канобу» в ближайшее время, а пока – мы поговорили с руководителем Sports Interactive Майлсом Джейкобсоном о клубных предпочтениях и русском футболе, а также узнали, почему в Football Manager никогда не будет симуляции личной жизни.
Канобу: В Football Manager 2013 дебютирует совершенно новый режим испытаний, и превью-версия предлагает сразу четыре сценария. Появятся ли новые вместе с релизом или чуть позже? Это будут случайные ситуации или же истории, вдохновленные яркими событиями в реальном футболе?
Джейкобсон: Мы хотим выпустить пятое испытание по доступной цене сразу после релиза. Если дополнение примут тепло, если мы увидим, что в него играют многие – продолжение обязательно будет. Режим испытаний - это во многом эксперимент, мы хотим узнать, нужна людям упрощенная версия нашей игры или нет.
Управление командой в FM с каждой игрой становится все глубже и реалистичнее. Но что насчет самого менеджера? Прошло много лет, а наш аватар это все еще такой Бетмен футбольного мира, герой без лица и личной жизни. Мы берем трофеи, зарабатываем тонны золота, но у нас по-прежнему нет ни дома, чтобы хранить первое, ни жены или девушки, чтобы тратить второе. Планируете ли вы как-то улучшить этот аспект игры, показать жизнь тренера за пределами клубной базы?
Деньги продвигают вас вверх по таблице лидеров, так что есть смысл зарабатывать их как можно больше. То же самое с трофеями. Мы не будем добавлять ни жен, ни девушек, ни какой-то там личной жизни. Не в этом смысл игры. Именно это погубило многие игры – они теряли ориентиры, отвлекались от того, что действительно важно, от того, что происходит на поле.
Должно быть, очень сложно поддерживать настолько серьезную базу данных в актуальном состоянии. Как все это работает? У вас что, есть агенты в каждой стране, которые раз в год говорят что-то вроде «этот играет плохо, этот – новый Месси, а в следующий раз давайте добавим вот этот клуб из соседней деревни»?
В разных странах и регионах у нас работает пятьдесят один исследователь, за каждым примерно тысяча помощников. Эти ребята наблюдают за футболом на всех уровнях – то есть, не только за основной командой, но и за резервом, за юниорами. К примеру, в Англии у нас есть исследователи для каждого клуба в шести верхних дивизионах. Они составляют характеристики игроков, затем отправляют нам. Мы прогоняем информацию через кое-какие программы, а затем снова наблюдаем за игроками – разумеется, вживую. Ну и после идет еще куча проверок.
С другой стороны, не похоже, чтобы Sports Interactive пытались добавить в игру новые страны. В чем проблема с Японией, например?
В нашей игре более пятидесяти лиг, более пяти тысяч доступных для управления команд – это гораздо больше, чем у любого соседа по жанру. Что касается J-Лиги, то существуют определенные правовые аспекты, которые не дают нам ее добавить. С другими странами все проще – Football Manager не продается там такими тиражом, который оправдал бы всю тщательную работу. Но вместе с игрой мы поставляем и полноценный редактор, так что люди всегда могут добавить что-то сами и поделиться этим с другими.
Что бы вы ни делали, как бы ни улучшали игру, люди все равно будут сравнивать Football Manager с FIFA Manager. Вы запускали игру конкурентов? Как она вам?
Я не играл в последний FIFA Manager, к сожалению.
Football Manager здорово симулирует матчи. Вы когда-нибудь использовали его, чтобы предсказать исход важных игр, вроде финала Лиги Чемпионов? И кстати, есть ли какие-то строгие клубные предпочтения внутри Sports Interactive?
Издания часто просят нас сделать прогноз на тот или иной матч, и мы с этим весьма неплохо справляемся! В Sports Interactive девяносто постоянных работников, так что команды тут поддерживают абсолютно разные. У нас есть фанаты «Ливерпуля», несколько поклонников «Эвертона» (и как только уживаются? – прим. автора), кто-то болеет за «Ньюкасл», кто-то за «Уотфорд». Ну и есть где-то пятьдесят команд, за которые болеет по одному человеку.
А что вы думаете о российском футболе, о громких трансферах вроде переходов Халка и Диарра?
Я думаю, что вливание денег в определенные команды делает лигу более конкурентоспособной в глобальном плане. Способность привлекать игроков уровня Халка, Диарра, Торреса, Ромуло, Кришито, Витселя, Хонды и остальных показывает, что команды у вас серьезные, и способны конкурировать не только друг с другом, но и на европейском уровне.
К тому же, у вас и свои таланты есть – Дзагоев, Макеев, Дзюба, Комбаров, Кержаков. Несколько лет назад все ждали, что парни переберутся в европейские клубы, но, похоже, что им хорошо и в родной лиге.
И наконец, что именно случилось с NHL Eastside Hockey Manager? Сериал когда-нибудь вернется?
Смерть EHM – история очень долгая. NHL Eastside Hockey Manager 2007 была просто отличной, но распространителей интересовала слабо – сиквел в свое время пиратили так, что по продажам он и сравниться не мог с первой частью, хотя виртуальных игроков в нем было гораздо больше. Третья часть (хоккеистов в ней было примерно столько же) разошлась примерно так же, и поддерживать серию мы больше не могли. Грустно, что пиратство может убить игру, но таковы реалии игровой индустрии.
Текст: Сергей Колокольников
Football Manager 2013 выходит 2 ноября 2012 года на PC и Mac.