28 марта 2018Игры
Обновлено 28.03.2018

F**k the Oscars! Что мы знаем про Юсефа Фареса, режиссера A Way Out?

23 марта вышла A Way Out. Это кооперативная приключенческая игра, очень похожая на кино — из-за десятка отсылок к культовым фильмам, соответствующей постановки и работы со сценарием, из-за множества «киношных» приемов, в конце концов. Так вышло не случайно: Юсеф Фарес, один из ее создателей и автор ключевой идеи, — режиссер, на его счету пять полнометражных картин. Впрочем, сам по себе этот факт мало о чем говорит — те, кто не знаком с прошлыми работами Фареса, до сих пор не могут понять, насколько важную роль он сыграл в создании игры. Рассказываем.
23 марта вышла A Way Out. Это кооперативная приключенческая игра, очень похожая на кино — из-за десятка отсылок к культовым фильмам, соответствующей постановки и работы со сценарием, из-за множества «киношных» приемов, в конце концов. Так вышло не случайно: Юсеф Фарес, один из ее создателей и автор ключевой идеи, — режиссер, на его счету пять полнометражных картин. Впрочем, сам по себе этот факт мало о чем говорит — те, кто не знаком с прошлыми работами Фареса, до сих пор не могут понять, насколько важную роль он сыграл в создании игры. Рассказываем.

Юсеф Фарес родился в Бейруте спустя два года после начала гражданской войны в Ливане. Иначе как адом те события, что происходили с 1975-го по 1990 год в стране, назвать нельзя. Между собой воевали мусульманские и христианские общины Ливана, после чего в конфликт ввязались Сирия и Израиль. Результат — больше 100 тысяч погибших.

Понятно, что жить и воспитывать детей в этой обстановке невозможно, потому семья Фареса бежала в Швецию, когда Юсефу было 10 лет. В 2005 году он снял ленту Zozo, основанную на собственном сценарии и посвященную ливанскому мальчику, пережившему ужасы гражданской войны и в итоге уехавшему в Швецию. Вот что о фильме говорит сам Фарес:

Это не моя автобиография, однако лента отчасти основана и на нескольких событиях моей жизни. Я бы соврал, если бы сказал, что этот фильм не обо мне, однако тот парень, главный герой, гораздо приятнее и круче, чем я был в его возрасте. На съемках, к слову, я чувствовал себя довольно странно. Мы снимали в том числе и в Ливане — на тех улицах, где я играл, когда был ребенком. Знаете, прежде я лазал вон по той крыше, а теперь там стояли актеры, и рядом находилась съемочная группа.

F**k the Oscars! Что мы знаем про Юсефа Фареса, режиссера A Way Out? - фото 1

Zozo — третий фильм Юсефа Фареса, и он поразительно отличается от его первых двух режиссерских работ — хотя бы потому, что это драма. А вот картины Jalla! Jalla! (2000 год) и Kopps (2003 год) — комедийные экшены, получившие награды на Бермудском международном кинофестивале и международном кинофестивале в Братиславе. Zozo критики, кстати, тоже отметили — лента получила премию Северного совета, занимающегося координацией сотрудничества между парламентами стран Северной Европы, и еще две награды менее престижных фестивалей.

Словом, в середине 2000-х Юсеф Фарес стал одним из самых успешных режиссеров Швеции. При этом оценки у всех его фильмов на IMDb не превышают 6,8 баллов из 10, что, разумеется, мало говорит о качестве картин. Перед написанием этого материала я успел посмотреть только Zozo: оказалось, что это умело поставленное кино с отличным сценарием, снятое человеком, которому явно не наплевать на обсуждаемую тему. Без проблем там не обошлось, да и гениальным режиссером Фареса назвать сложно, но рекомендовать как минимум третий фильм Юсефа я могу без проблем — он того стоит.

F**k the Oscars! Что мы знаем про Юсефа Фареса, режиссера A Way Out? - фото 2

Интересно, что 10-летний ливанский мальчик, перебравшийся с родителями и братьями в Швецию, и не мечтал быть режиссером. Вообще, он хотел стать мастером боевых искусств, однако в 15 лет у него появилась камера, на которую он снял свою первую короткометражку и после этого понял, что снимать кино — отличная затея. В какой-то момент молодой постановщик удачно познакомился с представителями кинокомпании Memfis Film, и вот в его портфолио уже пять фильмов. После Zozo Юсеф Фарес снял драму Leo (2007 год) и еще одну комедию, Balls (2010 год).

В 2006 году Variety назвал его одним из десяти режиссеров, фильмы которых обязательно следует посмотреть, а сам Фарес в ответ дал изданию интервью и признался, что безумно любит Голливуд и очень хочет снять там кино, однако пока не готов к этому. И добавил:

Правда, если кто-то принесет мне поистине крутой сценарий, я могу и передумать!

Brothers: A Tale of Two Sons.

Brothers: A Tale of Two Sons.

Разработчиком игр Юсеф Фарес стал не случайно — по его собственному признанию, он всю свою жизнь играл и в какой-то момент решил, что сможет привнести в индустрию что-то новое. Потому и взялся за создание Brothers: A Tale of Two Sons вместе со студией Starbreeze. Вот его слова:

Я безумно люблю игры, и создавать их всегда было мечтой. Признаться, до сих пор не могу поверить в то, что у меня это получилось, мне порой даже щипать себя приходится, чтобы удостовериться, что я не сплю. И я порой слышу совершенно безумные вещи — когда разработчики игр хотят быть похожими на режиссеров, хотят сделать свои игры больше похожими на кино. Вы шутите что ли? Поверьте мне, кино — это тоже здорово, но игры — это совершенно новый уровень. Я недавно играл в The Last of Us — просто безумие, как крута эта игра. Одновременно ей удается быть и эмоциальной историей, и интерактивным развлечением. Кино попросту не способно на такое!

F**k the Oscars! Что мы знаем про Юсефа Фареса, режиссера A Way Out? - фото 4

При этом Фарес не отрицает, что в играх можно и нужно использовать киношные приемы, но превращать сами игры в кино не следует:

Мы до сих пор до конца не понимаем, как можно создавать игры. Понятно, что уже есть много геймплейных механик, но их еще больше, их просто нужно реализовать. В Brothers: A Tale of Two Sons мы постарались сделать так, чтобы игроки хотя бы однажды сказали, что это для них новый опыт. Понимаете, в играх мне нравится именно интерактивность происходящего. Я уважаю авторов Heavy Rain и The Walking Dead, но для меня эти игры слишком уж похожи на кино — как по мне, нельзя превращать это все в единую длинную катсцену. Потому что в этом нет никакого смысла — получается, что ни игры в этом нет, ни фильма.

A Way Out.

A Way Out.

После успеха Brothers Юсеф Фарес основал студию Hazelight, куда вошли в том числе и бывшие сотрудники Starbreeze, и анонсировал A Way Out. В этот раз он тоже выступил постановщиком, да еще и сценарий сам написал. Я уже прошел новую игру и написал рецензию, в которой объяснил, почему в A Way Out следует сыграть всем, даже несмотря на незначительные недостатки. Забавно, что в рецензии я высказал несколько мыслей, которые, как оказалось, не раз подтверждал сам Юсеф в многочисленных интервью — и про уникальный опыт, и про киношные приемы, и про то, что желание превращать игры в кино выглядит странным.

Brothers и A Way Out — авторские проекты. Об этом говорит и сам Фарес, когда в очередной раз рассказывает об опыте сотрудничества с Electronic Arts. A Way Out стала частью программы EA Originals по финансированию небольших независимых игр, однако EA в разработку, по словам режиссера, не вмешивалась. Более того, все деньги с продаж игры пойдут напрямую Hazelight, издателю не достанется ни цента:

Конечно, было много вопросов. Можем ли мы создать сингловую игру? Зачем нам нужно делать обязательный сплитскрин и кооп? Почему здесь так, а не иначе. Но они не имели значения, потому что моя цель — сделать игру такой, какой я ее задумал. Если кто-то с моей идеей не согласен, значит ничего не выйдет, в этом случае я попросту не возьмусь за игру. Такой уж я человек, что поделаешь.

Одного из героев A Way Out, Лео, озвучил брат Юсефа — Фарес Фарес.

Одного из героев A Way Out, Лео, озвучил брат Юсефа — Фарес Фарес.

Ах да, F**k the Oscars! Эту фразу Фарес произнес во время выступления на The Game Awards 2017, перед тем, как показать новый трейлер A Way Out. И в таком поведении нет ничего ужасного — так ведет себя человек, который получает искреннее удовольствие от того, чем занимается. И от того, что у него, в общем-то, все получается. Юсеф Фарес — вообще довольно крутой чувак, который не боится выглядеть забавным. Поглядите сами (со звуком)!

Комментарии 14
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
realavt
realavt
Так вот откуда этот огромный шнобель...
realavt
realavt
>Что мы знаем про Юсефа Фареса Что он умеет поднасрать в душу игрока в финале.
vsetyt
vsetyt
Своего братана протащил. Кумовство то еще на западе.