«Фишер. Затмение»: Первые впечатления о продолжении нашумевшего сериала

На платформе Wink 29 мая выйдет второй сезон сериала «Фишер» с подзаголовком «Затмение». Балабановская сепия в самом начале с присущей мрачностью намекает на совсем уж беспросветную хтонь. Кинообозреватель Настя Веселова уже посмотрела первые эпизоды второго сезона — и уверена, что продолжение сериала выглядит многообещающе.
- Рекомендуем нашу подборку «Российские сериалы с высоким рейтингом»
Страна: Россия
Жанр: детектив, драма, триллер
Шоураннеры: Сергей Кальварский и Наталья Капустина
Режиссёр: Александр Цой
В ролях: Иван Янковский, Александр Яценко, Ирина Старшенбаум, Александра Ребенок, Никита Худяков, Алексей Агранович и другие
Какой сезон: 2 сезон
Премьера: 29 мая 2025 года
Где смотреть: Wink
О чем второй сезон «Фишера»
1994 год. Последний приговорённый к смертной казни в СССР — Сергей Головкин (Андрей Максимов) — ждёт исполнения приговора и жалеет одного только себя. Евгений Боков (Иван Янковский) вглядывается в лицо Фишера, пытается отыскать хоть какие-то следы раскаяния и не находит. Вскоре он закроет для себя эту страницу: знаменитого теперь следователя ждёт ещё одно запутанное дело в южном городке Курортный. Там у советской семьи требуют выкуп похитители, удерживающие в заложниках двоих детей. О серьёзности намерений красноречиво говорит отрезанный палец похищенной девочки. Дело о киднеппинге вскоре перетекает в расследование жутких убийств, а местный следственный отдел едва ли справляется с тем, чтобы прилично выглядеть в глазах общественности. Тем более, что предстоящие городские выборы — не время для смертоубийств.

Фото: Wink
Хтонь, 90-е и новые убийства: Каким получилось «Затмение»
Сама идея продлить «Фишера» на второй сезон напоминала ловушку: нельзя забрать одинцовского маньяка в новую историю, но нейминг обязывает. Приставка «Затмение», впрочем, расставляет все по своим местам. В противовес московскому нуару городок Курортный — территория хтоническая, пасмурная и, благодаря своему названию, обманчивая. Местная полиция, власти и преступность уже вышли единым целым из плавильного котла 1990-х, и в темноте сезона требуется усилие, чтобы отличить одних от других.
Янковский-Боков на их фоне выделяется своим медийным сиянием: после поимки Фишера ростовский следователь обернулся постоянным гостем на телевидении, что придало вес его авторитету. В новом сезоне он значительно смягчил свой нрав, а триггерное «шо» сменил на более конвенциональное «че» и уроки французского языка. «Шо» при этом никуда не делось — так теперь зовут собаку овдовевшего следователя. Для Бокова история городка Курортный начинается с записки от незнакомки: она настаивает, что покончит с собой, лишь бы похитители вернули ей детей, и только он один может помочь. Поэтому герой бросает Фишера на своего коллегу Козырева (Александр Яценко) и вылетает из Москвы.
Хотя Саши Бортич в новом сезоне отчаянно не хватает, ей на смену приходит следователь Райкина в исполнении Ирины Старшенбаум. Это уставшая советская женщина, которую упрекают в том, что она «старая». У Бокова к ней другой вопрос: почему милиция не выполняет свою работу должным образом. Первая же трагедия объединяет его с молодым следователем Злобиным (Никита Худяков) — тот ночует в машине и опасно подходит к той черте, когда профессия его искалечит.

Фото: Wink
В таких проектах, как «Фишер», неизбежно приходится преодолевать недоверие и ступать по хронометражу осторожно и прислушиваясь: вдруг история сфальшивит или не дотянет. Опасения оказались напрасными. «Фишер» все ещё мастерски играет со зрителем и ранит прицельно. Самая радикальная перемена при этом связана не с актёрским составом, а с интонацией. Первый сезон был выполнен в эстетике нуар, «Затмение» же производит впечатление истории куда более приземлённой: растянутые куртки вместо отглаженных плащей, свитера вместо белоснежных рубашек и поло, грязь под ногами и никаких идеальных укладок. В кадре больше не затягиваются томно сигаретой и не обмениваются тщательно выверенными фразами. СССР похоронен вместе с Куртом Кобейном, инфернальную оранжировку «Крылатых качелей» сменил кавер на песню «Where Did You Sleep Last Night?» — решение столь же удачное, сколь неожиданное.
Итоговые впечатления после первых эпизодов
Проблема в том, что со вторым сезоном проект потерял шанс стать долгоиграющей антологией по примеру «Настоящего детектива» — никакого тебе дримкаста, фанатских теорий и перезапуска актёрских карьер. «Затмение» отчасти идёт по пути «Охотника за разумом» Дэвида Финчера, возвращая на экраны Бокова и Козырева, пусть и в формате камео. Разница при этом между двумя проектами в том, что агенты Форд и Тенч — вымышленные путешественники по историческим ранам Америки, безучастные наблюдатели, которые каталогизируют девиации. Боков совсем другой — он почти конгениален и заполняет собой все пространство сериала, но это не значит, что у прототипов жертв из новой истории появится шанс на сказочное избавление от несправедливости, как это было в тарантиновском «Однажды в Голливуде».
В первом эпизоде Боков отмечает: «Когда зла становится много, его не спрячешь. Оно вылезает, и его обязательно увидишь». В «Затмении», несмотря на сгущение сумерек, потеряно ощущение нечеловеческого, незримого зла, которое бродит вокруг и прячется в маленьких советских квартирках. Но куда заведёт зрителей криминальная история — ещё предстоит выяснить.
В то же время эпоха 90-х усилиями стримингов постепенно формирует эстетическую традицию, а это значит, что её неизбежно начнут деконструировать, переосмысливать и переизобретать. А следовательно, изживать из общества следы травмы государственного лихачества — и жить дальше.