Вчера

Феномен тру-крайма: почему нас тянет к историям об убийствах и как они устроены

«Покуда я тебя не убью» / ITVX
«Покуда я тебя не убью» / ITVX

Подкасты о серийных убийцах бьют рекорды по прослушиваниям, а документальные сериалы Netflix о преступлениях становятся зрительскими хитами. Тру-крайм привлекает людей по нескольким причинам: он позволяет преодолеть страх в безопасной обстановке, удовлетворяет нашу жажду справедливости и естественный интерес к «теневой стороне» человеческой личности.

Мы рассмотрим этот феномен с трёх ракурсов: выясним психологические причины нашей тяги к жутким историям, разберём, по каким законам строится тру-крайм, и поговорим об этической стороне вопроса.

Часть 1. Почему мы это смотрим

Безопасное столкновение со страхом

Кадр из мини-сериала «Ночной сталкер: Охота за серийным убийцей»

Источник: Netflix

Кадр из мини-сериала «Ночной сталкер: Охота за серийным убийцей»

Источник: Netflix

Психологи считают, что самая распространённая причина, по которой люди интересуются реальными историями преступлений, — это возможность пережить собственные страхи в комфортной обстановке. Человек испытывает ужас при соприкосновении с чудовищными событиями, но при этом осознаёт, что ему ничего не угрожает. Тру-крайм позволяет нам с безопасной дистанции посмотреть своим страхам в лицо и на какое-то время проработать их.

«Когда мы испытываем повышенный уровень страха, мы часто ищем утешения, встречаясь с этой проблемой лицом к лицу. Мы всегда обращались к криминальным историям, чтобы лучше понять моральные ограничения нашего общества. Возможно, женщины [и мужчины] стремятся утолить страх, обращаясь к этим историям», — говорит доктор Джемма Флинн, криминолог Эдинбургского университета.

Кадр из мини-сериала «Дикая, дикая страна»

Источник: Netflix

Кадр из мини-сериала «Дикая, дикая страна»

Источник: Netflix

Согласно статистике, аудитория тру-крайма — преимущественно женская. В 2010 году исследование Иллинойского университета показало, что 70% отзывов о тру-крайм книгах на Amazon были оставлены женщинами. С тех пор мало что поменялось. Согласно последним исследованиям, наибольшей популярностью у женщин пользуются подкасты и документалки, которые рассказывают о женщинах-маньяках или о женщинах-жертвах серийных убийц. Криминологи уверены, что женщин больше всего привлекают истории жертв, похожих на них самих.

Иллюзия контроля и самозащиты

Кадр из мини-сериала «Покоритесь и молитесь»

Источник: Netflix

Кадр из мини-сериала «Покоритесь и молитесь»

Источник: Netflix

Вторая причина, по которой люди увлекаются тру-краймом, заключается в попытке осмыслить окружающую нас действительность, в которой столкновение с насильником или убийцей — это реально существующая угроза, а не навязанная массовой культурой фобия. Изучая поведение жертв, методы и мотивы преступников, мы подсознательно пытаемся научиться избегать опасности и распознавать «красные флаги» (это актуально для женской аудитории).

По мнению психологов, наше стремление оградить себя от встречи со злом напрямую связано с врождённым инстинктом выживания. Мы ощущаем в себе потребность к пониманию психологии убийц, потому что подсознательно хотим распознать потенциальные угрозы в своей среде. Тру-крайм истории о маньяках формируют у нас теоретическое представление о том, что делать при столкновении с настоящим преступником.

Кадр из мини-сериала «Аферист из Tinder»

Источник: Netflix

Кадр из мини-сериала «Аферист из Tinder»

Источник: Netflix

Тру-крайм создаёт у аудитории иллюзию самозащиты: изучив факты о закономерном поведении преступника, зритель будет стараться избегать потенциально опасных ситуаций и меньше доверять малознакомым/незнакомым людям. Ознакомившись с делом маньяка Спесивцева, женщина вряд ли решится снять загородный дом, в котором живут мать со взрослым сыном.

Конечно, одержимость тру-краймом не может оградить аудиторию от насилия. Криминологи утверждают, что распознать настоящего маньяка на практике довольно сложно, потому что они успешно мимикрируют под цивилизованное общество и изображают из себя благонадёжных граждан (Чикатило, Попков).

Жажда справедливости

Кадр из мини-сериала «Дело Аднана Сайеда»

Источник: HBO

Кадр из мини-сериала «Дело Аднана Сайеда»

Источник: HBO

Люди интересуются историями реальных преступлений в том числе из-за жажды справедливости. Тру-крайм удовлетворяет нашу потребность в том, чтобы зло было найдено и наказано, а хаос — упорядочен логикой расследования. Мы хотим, чтобы все трагические истории заканчивались торжеством правосудия и приговором для преступника.

«Мы можем стать свидетелями решения проблемы преследования, даже не подвергаясь опасности, мы можем увидеть, как плохого человека отправят за решётку, и почувствовать облегчение», — объясняет автор тру-крайм книг Франческа Дорикотт.

Желание добиться справедливости превращает некоторых любителей тру-крайма в детективов-любителей. Авторы-документалисты подвергают сомнению работу системы правосудия и инициируют пересмотр старых приговоров. Так, благодаря первому сезону тру-крайм подкаста Serial дело Аднана Сайеда, которого в 17 лет приговорили к пожизненному заключению за убийство его девушки Хэ Мин Ли, было пересмотрено в суде.

Кадр из мини-сериала «Дело Аднана Сайеда»

Источник: HBO

Кадр из мини-сериала «Дело Аднана Сайеда»

Источник: HBO

Американская журналистка Сара Кеннинг провела собственное расследование, в ходе которого выяснила, что на момент убийства парня видели в школьной библиотеке, а его ДНК не было обнаружено на теле и вещах жертвы, потому что криминалисты даже не стали проводить экспертизу.

Подкаст Serial вызвал общественный резонанс и в 2022 году привёл к освобождению Сайеда, отсидевшего в тюрьме более 20 лет. Тем не менее, не все были согласны с отменой приговора. Семья убитой девушки заявила: «По-прежнему трудно видеть, как так много людей бегут, чтобы защитить кого-то, кто совершил ужасное преступление, когда так мало желающих выступить за Хэ».

Интерес к «теневой стороне»

Кадр из мини-сериала «Место преступления: Исчезновение в отеле Сесил»

Источник: Netflix

Кадр из мини-сериала «Место преступления: Исчезновение в отеле Сесил»

Источник: Netflix

Тяга к тру-крайму не в последнюю очередь объяснима нашим интересом к психологии людей, перешедших черту. Истории реальных преступлений позволяют нам заглянуть в самые тёмные уголки человеческой души без риска для себя.

Криминологи, опять же, связывают желание «залезть в голову убийце» с проработкой личных страхов.

«Хорошо это или плохо, нам нужно что-то, что создаёт элемент волнения. Когда мы смешиваем это желание с изучением мотивов убийцы и решением головоломки, мы получаем короткий, резкий всплеск адреналина, но в относительно безопасной среде», — объясняет Дин Фидо, преподаватель психологии в Университете Дерби.

Мы изучаем тру-крайм, чтобы ответить на вопрос «Почему человек переступил черту?» и увидеть полную картину деморализации личности. Иногда одержимость историями преступников принимает тревожные формы. Так, в США фанаты тру-крайма всё чаще посещают места, где жили и совершали убийства известные маньяки.

Часть 2. Как это сделано? Анатомия идеальной тру-крайм истории

Главный герой — не только сыщик

Кадр из программы «Следствие вели…»

Источник: НТВ

Кадр из программы «Следствие вели…»

Источник: НТВ

В современном тру-крайме главным героем чаще всего выступает сам рассказчик — журналист, эксперт в области криминологии или исследователь-любитель, который ведёт нас по лабиринту улик. В российской тру-крайм среде основу для сторителлинга от лица ведущего заложила ещё криминальная программа «Следствие вели…» на НТВ. Легендарный Леонид Каневский поэтапно реконструировал расследования преступлений, совершённых в СССР и в России 1990-х, погружая зрителя в исторический контекст.

Бессменный ведущий также использовал материалы уголовных дел, включая показания свидетелей и версии следствия. Каневский документально точно воспроизводил истории реальных преступлений. Сегодня к такому подходу прибегают многие российские подкасты, включая «Дневники Лоры Палны» и «Дела». Журналистка и королева тру-крайма Саша Сулим на своём YouTube-канале всегда присутствует в кадре и рассказывает о реальных преступлениях, опираясь на комментарии следователей и оперативников, работавших над конкретными делами.

Создание саспенса

Кадр из фильма «Братья Менендес»

Источник: Netflix

Кадр из фильма «Братья Менендес»

Источник: Netflix

Многие тру-крайм подкасты, фильмы и сериалы удерживают внимание аудитории за счёт постепенной и дозированной подачи информации. Авторы не вываливают на нас сразу все факты и свидетельства, а преподносят их как улики, предоставляя возможность поиграть в сыщика. По словам ведущей подкаста All Killa No Filla Рейчел Фэрберн, «людям нравится быть детективами в кресле» и гадать, по каким причинам человек совершил преступление.

  • Аудиозаписи/видеозаписи допросов, заключения психиатров и реальные материалы расследований раскрывают конкретный кейс с разных сторон и максимально вводят зрителя в контекст. За поддержание саспенса в тру-крайме обычно отвечает плавное погружение в шокирующие детали историй, лежащих в основе.

В документалке «Братья Менендес» (2024) в показания родственников, присяжных, адвокатов, журналистов, психиатра и прокурора резко вклиниваются интервью Эрика и Лайла Менендесов о сексуализированном насилии со стороны их отца. В тру-крайм сериале Netflix «Фред и Роуз Уэст: Британская история ужасов» (2025) свидетельства близких жертв и полицейские аудиозаписи постепенно воссоздают историю супругов-маньяков, убивших не менее 12 молодых женщин и девочек, включая родственниц.

Эффект «достоверности»

Кадр из программы «Криминальная Россия. Современные хроники»

Источник: НТВ

Кадр из программы «Криминальная Россия. Современные хроники»

Источник: НТВ

Главный признак качественного тру-крайма — документальные свидетельства в основе повествования. Именно наличие подробной фактологии, предоставленной экспертами и непосредственными очевидцами событий, гарантирует ощущение подлинности. В тру-крайме портрет преступника создаётся на основе документальной базы.

В подкасте «Дневники Лоры Палны» ведущие-журналисты Маша Погребняк и Митя Лебедев рассказывают истории серийных убийцы, опираясь на экспертные мнения, криминалистов, правоохранителей и свидетелей. Такой же подход к сторителлингу практиковала программа «Криминальная Россия», в которой на постоянной основе использовались реальные съёмки с мест преступлений, фотоархивы и интервью с участниками событий — потерпевшими, следователями, иногда с преступниками.

От детектива к драме

Кадр из сериала «Создавая убийцу»

Источник: Netflix

Кадр из сериала «Создавая убийцу»

Источник: Netflix

Тру-крайм постоянно эволюционирует, подстраиваясь под запросы аудитории и новые этические нормы. Раньше жанр больше фокусировался на детективной составляющей и вопросе «кто убийца?» (пример: «Следствие вели…»). Сегодня тру-крайм используется для исследования социальных проблем, обличения ошибок системы правосудия и предоставления «права голоса» жертвам.

В большинстве подкастов о маньячке Эйлин Уорнос подробно описывается неблагополучная среда, в которой она росла и была вынуждена заниматься проституцией. В тру-крайм сериале Netflix «Создавая убийцу» история Стивена Эйвери, осуждённого за изнасилование, которого он не совершал, стала символом несовершенства правовой системы США. В подкасте «У холмов есть подкаст» сестра и брат Валя и Тима Назаровы часто говорят о преступлениях маньяков через оптику их жертв, тем самым отказываясь от глорификации серийных убийц.

Часть 3. Кто убийца? Этика и ответственность жанра

Романтизация преступников

Кадр из сериала «Монстры»

Источник: Netflix

Кадр из сериала «Монстры»

Источник: Netflix

Главная проблема тру-крайма заключается в глорификации преступников. Некоторые проекты, основанные на реальных событиях, пытаются оправдать поведение маньяка его душевными травмами. Особенно этим грешит сериал-антология Райана Мёрфи «Монстры», который создаёт привлекательные образы преступников, заставляя зрителей им сопереживать. Самым романтизированным маньяком, по мнению криминологов, всё ещё остаётся Тед Банди.

«Язык, обвиняющий женщин, широко распространён в СМИ, что ещё больше романтизирует преступников и отвлекает внимание от жертв. Жизнь серийных убийц всё ещё находится в центре внимания. Например, Теда Банди сыграл сердцеед Зак Эфрон, что показывает, до какой степени людей привлекают серийные убийцы», — говорит Мелани Хотон, преподаватель психологии в Университете Дерби.

Травма реальных людей

Кадр из сериала «Монстры»

Источник: Netflix

Кадр из сериала «Монстры»

Источник: Netflix

При интересе к тру-крайму всегда стоит помнить о том, что за каждой историей о преступлении стоят реальные жертвы и их семьи. Выход очередного проекта об убийце может быть очень болезненным для пострадавшей стороны. Например, когда тру-крайм подкаст Serial стал сенсацией, родственники убитой Хэ Мин Ли сказали о том, что их «раны, которые мало кто может себе представить, снова открылись».

Другим примером полного равнодушия к семьям жертв стал сериал Райана Мёрфи «Монстр: История Джеффри Дамера». Двоюродный брат одной из жертв серийного убийцы призывал бойкотировать шоу, потому что оно «ретравматизировало его близких».

Риск дезинформации

Кадр из мини-сериала «Фред и Роуз Уэст: Британская история ужасов»

Источник: Netflix

Кадр из мини-сериала «Фред и Роуз Уэст: Британская история ужасов»

Источник: Netflix

Ещё одна глобальная проблема тру-крайма — риск дезинформации. Доморощенные сыщики, ведущие интернет-расследования, в погоне за сенсацией могут мешать реальным расследованиям или обвинять невиновных. После громкого убийства четырёх студентов Университета Айдахо в 2022 году сыщики-любители выдвигали одно обвинение за другим, показывая пальцем на выживших соседей по комнате, владельца фудтрака и преподавателя, у которого учились жертвы.

Интернет-расследование обернулось «охотой на ведьм» в TikTok, где ролики с самыми дикими теориями о преступлении набирали миллионы просмотров. Департамент полиции города Москоу, штат Айдахо всерьёз обеспокоился превращением дела об убийстве в вирусный контент и создал страницу «для контроля слухов» на своём сайте.

Ответственное потребление

Кадр из сериала «Американский вандал»

Источник: Netflix

Кадр из сериала «Американский вандал»

Источник: Netflix

Чтобы избежать искажённого представление о реальных преступлениях, стоит выбирать подкасты и документалки, которые фокусируются на историях жертв, а не только на портрете убийцы. При потреблении тру-крайм контента важно помнить о реальности событий и поддерживать этичные проекты, не делающие из маньяков звёзд.

FAQ: Ответы на частые вопросы

  • Вопрос 1: Может ли увлечение тру-краймом быть вредным для психики?
  • Да, если потреблять такой контент чрезмерно. Если вы боитесь выйти на улицу или находиться дома одни, регулярно испытываете такие признаки тревогу, проблемы со сном, постоянное напряжение или слишком часто задумываетесь о глобальном уровне преступности, то вам следует отдохнуть от тру-крайма. При интересе к криминальному контенту важно «соблюдать цифровую гигиену» и делать перерывы.
  • Вопрос 2: Почему большинство аудитории тру-крайма — женщины?
  • Психологи связывают это с несколькими факторами. Женщины реже становятся жертвами преступлений, но при этом чаще погибают от рук мужчин и чаще получают травмы, чем мужчины. Изучение тру-крайма даёт женщинам иллюзию получения знаний о самозащите.
  • Кроме того, женщины часто испытывают больший страх перед преступлениями, чем мужчины. По мнению криминологов, они обращаются к тру-крайму, чтобы противостоять собственным фобиям. И в третьих, у женщин есть «эмоциональная связь с тру-краймом».

«Они ставят себя на место жертвы, семей жертвы, особенно если жертвой является женщина, и это вызывает настоящий эмоциональный шок», — объясняет Джулия Дэвис, редактор тру-крайм журнала Crime Monthly.

  • Вопрос 3: С какого подкаста/сериала начать знакомство с «этичным» тру-краймом?
  • Советуем обратить внимание на проекты, в которых в центре внимания находятся истории жертв и социальные проблемы, а не только личность убийцы. Относительно этичными можно назвать подкаст «Дела» или документально точный сериал «Покуда я тебя не убью» (2024), который фокусируется на переживаниях жертвы маньяка.

Заключение

Кадр из мини-сериала «Покуда я тебя не убью»

Источник: ITVX

Кадр из мини-сериала «Покуда я тебя не убью»

Источник: ITVX

Популярность тру-крайма — это сложный феномен, существующий на стыке психологии, жажды справедливости и профессионального сторителлинга. Интересоваться историями реальных преступлений — совершенно естественно, но необходимо помнить об осознанном потреблении контента и этической стороне вопроса.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь