«Фантастическая четверка» — как Стэн Ли и Джек Кирби перевернули игру и для чего читать комиксы 60-х
Важно пояснить, что такие персонажи, как Капитан Америка, Человек факел (оригинальный) и Нэмор, появились еще в 30-40-е в издательстве Timely comics (старое название Marvel —ред.). Однако первый комикс с логотипом Marvel появился лишь в 1961 году. А выход комикса о Фантастической четверке принято считать отправной точкой, когда случилось обновление и перерождение легендарного издательства.
Для лучшего понимания предмета этой статьи нам необходимо углубиться в историю. Возникновение Фантастической четверки тесно связано с двумя культовыми персонами из мира комикс-индустрии — Стэном Ли (о творческом пути которого я подробно рассказывал в отдельной статье) и Джеком Кирби. После долгих лет написания однотипных и клишированных комиксов Стэн, по совету своей жены Джоанн, решил пойти ва-банк, и придумать нечто новое. Таких персонажей, каких еще никто не создавал.
Тут стоит оговориться, что до сих пор ходят споры о том, кто же все-таки придумал Четверку. Был ли это визионер Ли или легендарный художник Кирби. Правду знают лишь современники этих двоих, но мы знаем одно наверняка — комикс «Фантастическая четверка» изменил индустрию комиксов.
Это история о семье, которая, по стечению роковых обстоятельств, обрела суперспособности. Разумеется, эти силы герои сразу решили пустить во благо. Это были: гениальный ученый Рид Ричардс со способностью растягивать свое тело, его возлюбленная Сью Шторм, которая могла становится невидимой, друг детства Рида Бен Гримм, ставший каменным человеком, и брат Сью Джонни, который научился воспламеняться.
На первый взгляд ничего необычного. Группа персонажей со способностями спасает мир. Но в этих персонажей были заложены совершенно новые, свежие архетипы, которые до этого не встречались. В противовес героям-мачо появился Рид — он ученый и побеждает врагов своей смекалкой и силой интеллекта. Сью была символом сильной женщины, которая больше не играла роль «дамы в беде». Бен Гримм был физически самым сильным, но с очень чутким сердцем и ранимой натурой. Образ подростка-бунтаря воплощал Джонни.
Читатель без труда мог узнать себя в этих персонажах и увидеть абсолютно новый подход к созданию героев. Но на этом создатели комикса не остановились.
Ли рассудил, что его герои должны быть еще ближе к читателю, и для этого он поместил их в самый настоящий Нью-Йорк. Они жили там же, где и их читатели, ходили в те же магазины и гуляли там же, где было принято у обычных людей. Кроме того, их окружили целым ворохом обычных житейских и человеческих проблем: сомнения, депрессия, поиск своего пути и места в мире, проблемы в семье. Им даже приходится искать деньги, чтобы оплатить ренту за жилье в их супернавороченном небоскребе.
Такой подход вызвал настоящий фурор и подобный подход к написанию историй вы без труда найдете во всех комиксах Marvel тех лет. Ли и Кирби, как это принято сейчас говорить, перевернули игру. Они задали новую планку и установили новые стандарты качества. А их наработки используются и по сей день. Даже в самых актуальных комиксах вы легко обнаружите прямые отсылки именно к классике 60-х годов.
О значимости этих комиксов мы поговорили, теперь важно рассказать о том, как они читаются сейчас. А читаются весьма хорошо! Когда я только начинал увлекаться комиксами, я с большой степенью недоверия поглядывал на комиксы прошлого века. Они мне казались мало того, что морально устаревшими, так еще и до крайности наивными. Отчасти я оказался прав, но лишь отчасти. Стоило мне только начать экскурс по комиксам той эпохи, как я сразу в них влюбился.
В них хорошо практически все: детализация проработки сюжета, неповторимый рисунок и непередаваемая атмосфера. К своему удивлению, я обнаружил, что они подчас куда интереснее современного мейнстрима.
Хоть сюжеты и могут показаться немного наивными, но это лишь на первый взгляд. В них поднимались самые острые темы того времени — тут вам и про угрозу новой мировой войны, и об экологических катастрофах, и о проблемах простого человека в мире быстро развивающихся технологий.
Ли очень любил общаться со своим читателем. Он использовал комиксы, как своеобразную трибуну, с которой вещал о темах, которые его волновали.
Причем юмор в этих комиксах бесподобный. В какой-то момент я поймал себя на мысли, что давно так не смеялся при чтении комикса. И этот юмор не злой, а какой-то очень элегантный и с выдумкой. Нет шуток на грани фола, нет чего-то оскорбительного или банального.
Про рисунок много говорить не буду, поскольку Кирби — легенда, и к его творчеству необходимо относится с уважением, однако, важно отметить, что у него была довольно специфическая техника рисования. Но оттого и запоминающаяся.
Теперь о предостережениях. Комиксы очень старые и написаны по девять панелей на страницу с постоянным текстовым описанием экспозиции. Текста тонны и очень, вот прям очень подробные диалоги. Комиксы 60-70-х читаются очень долго. Там, где на стандартный выпуск комикса наших дней у вас спокойно уйдет минут десять, эти вы можете читать от двадцати до сорока минут. С поправкой на вашу скорость чтения и на то, на каком языке вы читаете: на русском или в оригинале.
К этому нужно быть готовым: комиксы тех лет могут вам не поддаться, и в этом не будет вашей вины. Но если решите дать им шанс, то они смогут вас удивить и не раз.
Издание от «Комильфо» повторяет формат, в котором ранее уже выходили комиксы из серии «Классика» (твердый переплет, 163×245 мм). Книга вышла весьма компактной по размеру и вмещает в себя первые десять выпусков первого тома «Фантастической четверки». Внутри вас ждут самые первые приключения героев, а также их знакомство с основным пулом противников команды: Доктором Думом, Человеком-кротом, Подводником и Кукловодом.
Комикс «Фантастическая четверка» 1961 года — это без сомнения то произведение, которое навсегда останется в истории. Это комикс, с которым обязательно нужно ознакомиться всем, кто интересуется этой формой искусства. Это комикс, который может подарить вам много приятных эмоций. А вы, в свою очередь, обогатите свой культурный пласт и станете чуточку начитанней. Будучи фанатом этой серии, я не просто рекомендую, а призываю дать шанс этому легендарному произведению. Если вы отриньте предрассудки и отнесетесь с пониманием к некоторым особенностям той эпохи, то сможете пережить очень увлекательное приключение. А пока…Itʼs clobberin’ time!
Общался я тут недавно с фанатом комиксов серебрянного века. Правда пытался его понять, но эти тонны текста на картинку, которые не двигают сюжет, а поясняют то, что я итак вижу...Да и сами сюжеты очень простые с развязкой уже в конце текущего выпуска. Не, так конечно можно, но не постоянно же. Для меня первые читабельные выпуски человека-паука только на третьей сотне начинаются, где марвел Домового ввели.
Комиксы! Marvel! Супергероика! Полистать! РАДИ РАЗВИТИЯ!