Эволюция PlayStation
В преддверии мероприятия, которое устраивает сегодня ночью Sony, Канобу сводит воедино все сведения о консолях японского гиганта, дабы понять куда именно может вывести эволюционная цепочка PlayStation.
PLAYSTATION
Вообще у корпорации изначально не было никаких планов по созданию игровой консоли. В конце 80-х годов Sony работала вместе с Nintendo над SNES-CD, где нынешние отцы PlayStation трудились всего лишь над тем, чтобы диски Nintendo нельзя было нелегально копировать. Однако благодаря невнимательности главы корпорации Nintendo в договоре был указан пункт о том, что соглашение дает Sony полный контроль над любыми продуктами, выходящими в формате SNESCD-ROM. Контракт был расторгнут, а Sony начали работать над собственной консолью. 3 декабря 1994 года в Японии вышла первая представительница семейства PlayStation, а уже через несколько месяцев она посетила Америку (9 Сентября 1995) и Европу (29 Сентября 1995). Эту консоль сейчас принято называть PSX. Хотя был еще так и не вышедший за пределы Японии гибрид первой и второй PlayStation с видео-рекордером, использовавший знакомый многим XMB (Xross Media Bar) - графический интерфейс PS3 и PSP. «Первой Сонькой» также называют и редизайн оригинальной PlayStation, вышедшей в 2000 году (Япония: 7 июля, Америка: 19 сентября, Европа: 29 сентября) и именуемой PSOne.
Как ни странно «лицом» консоли оказался не ее корпус, а … джойстик. На нем было гораздо больше кнопок, чем привык видеть на контроллерах среднестатистический игрок: крестовину, 4 шифта (L1, L2, R1, R2), обычную прямоугольную кнопку Select и Start, символизирующую значок PLAY на всех аудио и видео устройствах и по сей день. Там же были и четыре кнопки, на которых изображены не привычные для многих буквы или цифры, а геометрические фигуры. Треугольник — символизирует точку зрения или направление.Квадрат — символизирует лист бумаги или меню.Круг — символизирует положительный ответ на вопрос.Крест — символизирует отрицательный ответ на вопрос.Позже в европейских версиях значения кнопок Креста и Круга поменялись местами. В декабре 1997 года джойстик обзавелся функцией вибрации и имя, под которым он известен до сих пор - DualShock.За 11 лет существования было продано больше 100 млн консолей PlayStation, а самой продаваемой игрой стала первая часть популярной гоночной серии Gran Turismo (10 млн копий).
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИЦентральный процессор: MIPS R3000A-совместимый (R3051) 32-разрядный RISC-микропроцессор, работающий на частоте 33,8688 МГц. Микропроцессор произведён LSI Logic Corp. при помощи технологии, лицензированной у SGI. В чип также входят Geometry Transformation Engine и Data Decompression Engine.- Производительность — 30 MIPS.- Пропускная способность шины — 132 Мбит/с.- Кэш инструкций — 4 КБ.- Кэш: 1 КБ SRAM.
Geometry Transformation Engine — контроллер для работы с трехмерной графикой, размещён на одном кристалле с центральным процессором.- Производительность — 66 MIPS.Анонсированная производительность: 1,5 млн. полигонов в секунду, 500 000 текстурированных и освещенных полигонов в секунду.Реальная производительность: 360 000 полигонов в секунду, 180 000 текстурированных и освещенных полигонов в секунду. Такое расхождение прежде всего объясняется тем, что официальные характеристики были получены в лабораторных условиях, близких к идеальным.
Память:Основное ОЗУ: 2 МБ.(16 КБ)Видео ОЗУ: 1 МБ.(8КБ)Звуковое ОЗУ: 512 КБ.Буфер чтения CD-ROM: 32 КБ.BIOS: 512 КБ.Карты памяти: 128 КБ на EEPROM.CD-ROMИзначально односкоростной, позже был заменен двухскоростным приводом, с максимальной пропускной способностью 300 КБ/с.XA-совместимый.В качестве карты памяти могло также использоваться устройство PocketStation
PLAYSTATION 2
4 марта 2000 в Японии вышла PlayStation 2. Продержавшись на рынке почти 13 лет (4 января 2013 года Sony объявила, что производство PS2 прекращено по всему миру) она стала самой продаваемой за всю историю домашней консолью (более 155 миллионов штук). Одной из главных особенностей PS2 стало то, что она была достаточно недорогим DVD-плеером и многие покупали её, чтобы использовать именно для просмотра фильмов. Первоначально PS2 была чуть ли не в два раза толще PSX и в несколько раз тяжелее, поэтому в конце 2004 года вышла PlayStation 2 Slim, которую облегчили и уменьшили в размерах.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ- CPU:128-разрядный процессор Emotion Engine (MIPS IV), частота 294.912МГц, производительность 6.2 GFLOPS, 450 MIPSСопроцессор 1: FPU, сопроцессоры 2-3: VU0, VU1 (векторная обработка)Кэш инструкций: 16Кб, данных: 24КбОбработка геометрии: макс. 66 млн. треуг./с., с эффектом освещения 38 млн., с эффектом тумана 36 млн., с искривлением поверхности 16 млн.Модуль обработки изображений IPU: декодер MPEG-2, производительность 150млн. пикселей/сГрафическое ядро (Graphic Synthesizer)
Частота 147.456МГц16 пиксельных конвейеров2.4 гигапикселя/с (без текстурирования)1.2 гигатекселя/сMip-map фильтрации: точечная, билинейная, трилинейная, анизотропнаяТекстурирование Bump Mapping, Environment MappingЦвет: 32бит (R,G,B,A)Z-buffer: 32битОбъем памяти: 4Мб eDRAMПропускная способность: 38.4Гб/с (19.2Гб/с в каждом направлении)75 млн. треугольников/с.; 50 млн. 48-пиксельных квадратов с Z-буферизацией и Альфа-каналом в секунду; 30 млн. 50-пиксельных треугольников с Z-буфферизацией и Альфа-каналом в секунду; 25 млн. 48-пиксельных квадратов с Z-буфферизацией, Альфа-каналом и текстурированием18.75 млн. спрайтов в секундуРазрешения от 256x224 до 1280x1024Шина Процессор — Графическое ядро
64 бита, 150МГц, 1.2Гб/с
- Основная память:
32Мб RDRAM32-разрядная (два канала по 16 бит)400МГц (эффективная частота 800МГц)3.2 Гб/сПроцессор ввода/вывода
Усовершенствованный процессор от первой PlayStation33.8688 Мгц или 36.864 МГц (переключается)2 Мб памятиUSB, IEEE-1394, контроллеры звукового потока, DVD-ROM и PCMCIAЗвуковой чип
48 голосов2Мб памятиПоддерживается вывод цифрового потока Dolby AC-3 и DTSВвод/вывод данных
Четырехскоростной DVD-ROMКарты памятиОтсек для установки жесткого дискаРазъемы
2 USB, 1 I-Link (IEEE1394), 2 разъема для гейм-контроллеров, 2 отсека для карт памяти, комбинированный аудио/видеовыход, цифровой оптический выход, отсек для установки жесткого диска.
PLAYSTATION PORTABLE
“PlayStation 2 в кармане” - именно так позиционировалась на рынке портативная консоль от Sony. 12 декабря 2004 в Японии и 1 сентября 2005 в Европе появилась PSP. Мелькая не только с рекламных щитов, но и живой рекламы в виде играющих в Monster Hunter в общественном транспорте людей, PlayStation Portable буквально поголовно вызывала желание у подростков опустошить свои или родительские кошельки. Мало того, что консоль оказалась очень удобной в плане игр, она ещё являлась отличным медиа-устройством, способным воспроизводить видео и проигрывать музыку. Благодаря большой емкости батареи одного прослушивания любимых композиций могло хватить более, чем на 12 часов, что было на уровне дорогих плееров. После “взлома” PSP пиратами так же появилось много возможностей. Таких как эмуляция игр с консолей прошлых поколений: NES, SNES, GameBoy, GBA, SEGA. А еще стали доступны разнообразные Homebrew, как для чтения книг и комиксов, так и для запуска самодельных игр и других приложений, вплоть до установки Windows XP. На данный момент продано более 100 миллионов экземпляров PSP(Fat, Slim, Bright, Go и Street.ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ- Размеры:Ширина: 170 мм Высота: 74 мм Глубина: 23 мм
- Широкоэкранный TFT LCD:4,3 дюйма 3,8 дюйма 480×272 пикселей (16:9 соотношение сторон экрана)24-битный цвет (16,77 млн цветов)Четыре уровня яркости (200, 180, 130, 80 cd/m2)
- Обмен данными:Wireless LAN 802.11bIrDA Bluetooth Mini-USB 2.0AV-выход Композитное видеоКомпонентное видео YPBPRS-Video
- Флеш-носители:Слот расширения Memory Stick PRO Duo Слот расширения Memory Stick M2 Внутренний флеш-носительВнутренний NAND-флеш, используется системной прошивкой консоли и отформатирован на 4 сектора:flash0, прошивка приставки — 23,9 Мб (PSP-1000)flash1, системные настройки — 3,92 Мб (PSP-1000)flash2, пустой* — 944 кб (PSP-1000)flash3, пустой* — 880 кб (PSP-1000)PSP-N1000: 16 Мб всего, 14,74 Мб доступно. Часть внутренней памяти забирается системной прошивкой.PSP-1000: 32 Мб всего, всё отдано под системную прошивку.PSP-2000/3000: 64 Мб всего, всё отдано под Системную прошивку.Внутреняя память использует файловою систему FAT32. Карта Memory Stick совместима и с FAT16, и с FAT32, хотя устройства с объёмом 4 Гб или более должны использовать FAT32.
- Звук:Встроенные стерео динамикиВстроенный микрофон Встроенный в Media Engine чип Virtual Mobile Engine (VME)Многоканальное аудио3D ЗвукСинтезатор, эффект-процессор и эквалайзерПоддержка ATRAC3 plus, AAC, WMA и MP3.Поддержка WMA требует активации и принятия лиц. соглашения
- UMD: Диаметр диска 60 ммДлина волны 660 нмДвухслойная запись объёмом до 1,8 ГбСкорость чтения до 11 Мбит/с (1,375 Мб/с)Только для чтенияСтойкие к ударамШифрование с помощью криптосистем AES и RSAУникальные номера дисков (ID)Распределённое обновление прошивки
- Питание:5 В DC @ 2000 mA из AC-адаптера5 В DC из зарядки по USB 3,7 В Li-Ion-батареяСъёмная 1200 mAh Съёмная 1800 mAh 2200 mAh (Endurance Battery)
- Процессор:Sony CXD2962GG CPU32-битное ядро на базе MIPS R400090 нм Полупроводниковый CMOS-техпроцесс1-333 МГц (изначально установленный на 222 МГц) @ 1,2 В16 кб кеш инструкций / 16 кб кеш данныхSiP:32 Мб eDRAM @ 2,6 Гбит/сВстроенный FPUВстроенный векторный FPU @ 2,6 гигафлопс
- Встроенное графическое ядро:1-166 МГц (изначально установленный на 111 МГц) @ 1,2 В256-бит Шина на 5,3Гбит/с2 Мб eDRAM (VRAM)3D-кривые поверхности и 3D-полигоныСжатие текстурАппаратные отсечения, морфинг, скелеты(8)Аппаратная тесселяцияBézier surface, Bézier curve и B-Spline (NURBS)4×4, 16×16, 64×64 субпикселиДвижок рендеринга и поверхностейСкорость заполнения пикселей: 664 мегапикселей/сДо 33 миллионов полигонов/с (с трансформацией и освещением)24-битный цвет: RGBA128-битная шина на 2,6 Гбит/с3D-CG расширенный набор инструкций
- Мультимедиа процессор:Sony CXD1876 CPU32-битное ядро на базе MIPS R400090 нм полупроводниковый CMOS-техпроцесс1-333 МГц (изначально установленный на 222 МГц) @ 1,2 В16 кб кеш инструкций / 16 кеш данныхSiP:2 Мб eDRAM @ 2,6 Гбит/сВстроенное Virtual Mobile Engine (VME) Звуковое ядроПерепрограммируемый DSP1-166 МГц (изначально установленный на 166 МГц) @ 1,2 В128-битная шина24-битная шина данных5 гигаопераций/сВстроенный аппаратный декодер MPEG-4 (H.264/AVC)Встроенный FPU128-битная шина @ 2,6 Гбит/с
- Память:Samsung K5E5658HCM-D060Основная память: 32 Мб 333 МГц DDR SDRAM (64 Мб )8 Мб зарезервировано для ядраИнтегрированные или поддерживающие чипы:IDStorage Keys: хранит настройку яркости экрана, громкости, региона, даты, времени и BIOS, также известно, что хранит Ipl-загрузчикTachyon: информация версий для CPU, Media Engine и графических ядерBaryon: информация версий для системного контроллёра PSPPommel: приставочный GPIO и WatchdogKirk: главный криптографический процессор PSPSpock: вторичный криптографический процессор, используется для расшифровки подписанных UMD-данных
PLAYSTATION 3
11 ноября 2006 года настало время и для PlayStation поставить рядом с собой цифру, которую так боится Гейб Ньюэлл. В этот день в Японии в продажу поступила PS3. По аналогии со старшими братьями, PS3 существует несколько версий - это классическая, именуемая теперь FAT (толстушка), Slim и Super Slim. Помимо того, что джойстики стали теперь беспроводными, Sony не стали ограничиваться одним контроллером и вывели на рынок PlayStation Move - устройство, позволяющее довольно четко передавать движения самого контроллера, благодаря акселерометру и специальному диоду. За действиями джойстика следит уже знакомая некоторым владельцам PS2 камера PlayStation Eye. PS Move помог не только привлечь любителей активных игр, но и устроил внушительную конкуренцию Wii, более точной и четкой передачей движения. Помимо использования в эксклюзивных проектах, разработанных специально для PS Move, он так же разнообразил и некоторые уже вышедшие игры, вместе с некоторым количеством мультиплатформенных проектов, а так же непосредственно ремейков игр с Wii. Не смотря на возможный анонс PS4, консоль еще и не думает уходить в отставку.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ- Центральный процессор:Инженеры компаний IBM и Sony совместно разработали эксклюзивный многоядерный процессор Cell BE, работающий на частоте 3,2 ГГц. Основной блок (PPE) основан на процессоре PowerPC от IBM и имеет восемь синергических ядер (SPE). PPE имеет 512 Кб кэша второго уровня L2 и один блок векторных вычислений VMX (AltiVec). Каждое из 8-ми SPE-ядер — это RISC-процессор со 128-битными SIMD и суперскалярными функциями. Синергические ядра имеют по 256 Кб программно-адресуемой SRAM-памяти.Рабочими являются только семь ядер, восьмое — дополнительное и предназначено для улучшения производительности путём распределения мощности между остальными ядрами. Если одно из восьми ядер получит дефект при производстве, то оно может быть отключено без необходимости объявления дефектности всего процессора.
- Графический процессор:Техпроцесс 65 нм, 45 нм (после 2008) Тактовая частота 3.2 ГГц ППЭ (основной процессор) PowerPC Element, 2 ядра Кэш 1-го уровня ППЭ 32 КБ код, 32 КБ данных Кэш 2-го уровня ППЭ 512 КБ Количество СПЭ 8 Локальная память СПЭ 256 КБ на ядро (кэша нет) Пиковая производительность одного СПЭ на операциях одинарной точности 25.6 Гфлопс Пиковая производительность одного СПЭ на операциях двойной точности (PowerXCell 8i) 12.8 Гфлопс Пиковая производительность CELL на операциях одинарной точности 204.8 Гфлопс Пиковая производительность CELL на операциях двойной точности 102.4 Гфлопс Регистровый файл СПЭ 128 регистров по 128 бит Пропускная способность внутренней шины 204.8 ГБ/сек Пропускная способность контроллера памяти 25.6 ГБ/секПолный высококачественный вывод (до HDTV) на 2 каналаВ графическом процессоре используются многоканальные программируемые параллельные шейдерные конвейеры, которые используют вычисления с плавающей точкой136 шейдерных операций за проход74,8 миллиарда шейдерных операций в секунду (100 миллиардов вместе с центральным процессором)33 миллиарда скалярных произведений в секунду (51 миллиард вместе с CPU)128-битная точность пикселя используется для качественной отрисовки сцен с HDR256 МБ графической памяти
- Память:Используется два вида памяти — основная высокопроизводительная память Rambus XDR и дополнительная GDDR3:256 МБ Rambus XDR DRAM, работающая на частоте 3,2 ГГц256 МБ GDDR3 VRAM, частота — 700 МГц
- Теоретическая пропускная способность системы:15.6 Гб/с для главной памяти XDR DRAM: 64 бита × 1.2 ГГц15.4 Гб/с для GDDR3 VRAM: 128 бит × 700 Мгц × 2 доступа к памяти за один проходRSX 20 Гб/с (запись), 15 Гб/с (чтение)SB 2.5 Гб/с (запись), 2.5 Гб/с (чтение)204.8 Гб/с Cell Element Interconnect Bus (теоретическая пиковая производительность)Cell FlexIO Bus: 35 Гб/с исходящий, 25 Гб/с входящий (7 исходящих и 5 входящих каналов шириной 1 Байт, оперирующих на частоте до 5 ГГц). Эффективная пропускная способность обычно составляет 20-30 % от общей.
- Подключение аудио и видео:PlayStation 3 не поддерживает многочисленные способы подключения видео, но такие как стандартные разрешения (SD), и высокого (HD) и аудио поддерживает. Пользователь может задать любой из 3 выходов (совмещённый AV, HDMI или S/PDIF) для вывода аудио и совмещённый AV или HDMI для вывода видео в любой комбинации. Аудио/видео кабели от PlayStation 2 полностью совместимы с PlayStation 3, так как приставка оборудована таким же совмещённым разъёмом «A/V Multi Out».
- Аудио:Аналоговый стеросигнал (2.0) через AV кабельЦифровой сигнал через оптический S/PDIF выход. Поддерживаеме форматы: 2.0 LPCM, до 5.1 Dolby Digital и 5.1 DTSЦифровой сигнал максимального качества через HDMI выход. Поддерживаемые форматы вплоть до 7.1 LPCM, Dolby Digital, Dolby Digital Plus, Dolby TrueHD, DTS, DTS-HD, AAC.
- HD видео:HDMI кабель: 1080p (HD), 1080i (HD), 720p (HD), 576p (ED PAL), 480p (ED NTSC), 576iКабель D-Terminal D4: 1080i (HD), 720p (HD), 480p (ED NTSC)/480i (SD NTSC)D3: 1080i (HD), 480p (ED NTSC)/480i (SD NTSC)D2: 480p (ED NTSC)/480i (SD NTSC)D1: 480i (SD NTSC)Компонентный AV (YUV) кабель (SCPH-10490): 1080i (HD), 720p (HD), 576p (ED PAL)/576i (SD PAL), 480p (ED NTSC)/480i (SD NTSC)
- SD видео:RGB Péritel (SCART) кабель Европейский рынок: 576p (ED PAL)/576i (SD PAL), 480p (ED NTSC)/480i (SD NTSC)AV Multi кабель: 80p (ED NTSC)/480i (SD NTSC)S-Video кабель (SCPH-10480): 576i (SD PAL), 480i (SD NTSC)AV (композитный / RCA) кабель (SCPH-10500): 576i (SD PAL), 480i (SD NTSC)
- Поддерживаемые видеокодеки:Memory Stick Video Format MPEG-4 SP (AAC LC)H.264/MPEG-4 AVC High Profile (AAC LC)MPEG-2 TS(H.264/MPEG-4 AVC, AAC LC)MP4 file formatH.264/MPEG-4 AVC High Profile (AAC LC)MPEG-1 (MPEG Audio Layer 2)MPEG-2 PS (MPEG2 Audio Layer 2, AAC LC, AC3(Dolby Digital), LPCM)MPEG-2 TS(MPEG2 Audio Layer 2, AC3(Dolby Digital), AAC LC)MPEG-2 TS(H.264/MPEG-4 AVC, AAC LC)AVIMotion JPEG (Linear PCM)Motion JPEG (μ-Law)AVCHD (.m2ts / .mts)DivXWMVVC-1(WMA Standard V2)
- Хранение данных:Все игры для PlayStation 3 поставляются на дисках формата Blu-ray, однако привод приставки позволяет считывать также DVD и CD.Blu-ray-диски PlayStation 3: BD-ROM, BD-Video, BD-R, BD-RE.DVD PlayStation 2: DVD-ROM, DVD-Video, DVD-ROM, DVD-R, DVD-RW, DVD+R, DVD+RWCD PlayStation: CD-ROM, PlayStation 2 CD-ROM, CD-DA, CD-DA (ROM), CD-R, CD-RW, SACD, SACD Hybrid (CD layer) SACD HDЖесткий диск — стандартный, объём 20, 40, 60, 80, 120, 160, 250, 320, 500 Гб, 2.5" SATA, имеется возможность апгрейда.Memory Stick — слоты standard/Duo и standard/miniCompactFlash — слоты типа I и IIСлот SD/MMC
- Коммуникации:Порт Gigabit EthernetIEEE 802.11g Wi-FiBluetooth 2.0USB 2.0 (четыре порта спереди консоли (на версии с объемом 60 ГБ) и два порта на версии с объемом 40/80/120/160/250/320/500 Гб)
PLAYSTATION VITA
Еще не списав со счетов PS2 Sony анонсирует свою новую консоль. На этот раз снова портативный. Какие только названия он не носил - и PSP2, и NGP (Next Gen Portable)… В итоге c 17 декабря 2011 в Японии и 22 февраля 2012 в Европе на прилавках магазинов мы видим именно PlayStation Vita. Консоли уже год. Идя по вымощеной успехом PSP дороге, новая портативка пытается не уступать в мультимедийности и, при должной активности разработчиков, сможет стать неплохой альтернативой современным планшетам. Единственное, с чем прогадали Sony, так это батарея. В режиме игры она держит всего 3-4 часа. Возможно эту проблему решит новая версия PlayStation Vita с более ёмким аккумулятором, но это пока что только догадки. На данный момент на PSVita существует около 100 игр, среди которых эксклюзивные и мультиплатформенные проекты, переиздания игр со старших консолей и небольшие казуальные таймкиллеры.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ- Центральный процессор: 4-ядерный процессор ARM Cortex™-A9 (частотой до 2 GHz).
- Графический процессор: PowerVR SGX543MP4+ с поддержкой OpenGL 2.0 (200 MHz, 133 MPolygon/s, 4 GPixel/s) и объемом видеопамяти 128 мегабайт.
- Оперативная память: 512 мегабайт.
- Дисплей: 5-дюймовый (127мм) OLED-дисплей, 960 × 544 (16:9) 220 dpi, TrueColor.Размеры (ширина × высота × толщина): приблизительно 182×83,55×18,6 мм.
- Средства ввода: кнопка PS, кнопка питания, крестовина (вверх/вниз/вправо/влево), кнопки действий (треугольник, круг, крест, квадрат), боковые кнопки (L, R), 2 аналоговых стика, кнопки Start и Select, кнопки регулировки громкости (+/-); также емкостные сенсорный экран и задняя сенсорная панель с multi-touch.
- Коммуникации: адаптеры IEEE 802.11 b/g/n Wi-Fi и Bluetooth 2.1 + EDR, а также опциональный 3G-модем.
- Камеры: передняя и задняя, запись с частотой кадров 120 кадров/сек при 320x240 и 60 кадров/сек при 640x480.
- Дополнительно: стереодинамики, микрофон, трехосный электронный компас, трехосевые гироскоп и акселерометр (Sixaxis); также GPS в модели с 3G.Поддержка Remote Play (использование консоли в качестве контроллера для PlayStation 3 по сети).
Текст: Денис Бейсовский