Елена весьма Премудрая
Кажется, Андрей Звягинцев заговорен. Ему невероятно везет с авторами, со съемочной командой. Но и чутье у него просто потрясающее. Он режиссер-натуралист до кончиков ногтей. Звягинцев и сам не мало говорил в интервью, что для него главное быть достоверным, рассказать историю често и без прикрас. Но при этом он умудряется делать это без художественных изысков, но высокохудожественно.
“Елена” - это фильм который может выдержать несколько просмотров. На премьере картины на Московском Международном Кинофестивале продюсер Александр Роднянский извинился за то, что зал не вместил всех желающих и предложил показать фильм повторно, сразу после титров. Правда, как и следовало ожидать, с первого сеанса почти никто не ушел. А вот посмотреть второй раз люди оставались. Это ли не показатель качества? Я бы тоже могла посмотреть картину второй раз, причем подряд. Есть в ней что-то такое, недосказанное… глубина, которую с налету не осилишь. Хотя по сюжету и по деталям вроде все понятно.
Есть пожилая супружеская пара: Елена и Владимир. Они мирно сосуществуют рядом, их жизнь - логичный симбиоз. Она будит его по утрам (спят в разных комнатах), занимается домашними делами, изредка навещает родственников. Он посещает спортзал. Об остальном - ничего не известно, разве только то, что он - очень обеспеченный мужчина, спокойный и сдержанный, но гораздый в прошлом до женщин. Елену раздражает его донжуанское прошлое, не меньше раздражает его взрослая дочь, которой можно почти все. Но она уважает и ценит Владимира.
Первую часть фильма мы сочувствуем главной героини и решаем, какой плохой ее муж. Он ведет себя как хозяин, он холоден с ней и расчетлив, хотя и в их семейной жизни есть свои радости. Но он суров и не терпит родственников Елены, ее сына от первого брака и всю его семью. Не терпит, потому что считает быдлом, которое может только безотчетно плодиться и “просиживать зад” на шее жены или матери. Елена не согласна с мужем, хотя режиссер отчетливо демонстрирует нам правоту Владимира. Но мы пока не замечаем этого и продолжаем сочувствовать героине.
И ситуация в семье сына Елены, и общение Владимира с дочерью сняты так, что ни минуты не сомневаешься в правдоподобности происходящего. Находишь множество параллелий со своей жизнью, и все реплики и слабости кажутся такими знакомыми. И главная героиня поступает так обыкновенно и так по-свойски. Однако это иллюзия кино: нас ведут по заранее продуманному режиссерскому плану, и мелкие детали, которые мелькают в картине, раскрывают суть вещей и того, что происходит.
В фильмах Звягинцева всегда кто-то погибает. И всегда эта смерть путает карты героев и раскрывает их с иной стороны. Мы, не заметив, начинаем презирать тех, кого любили до этого, но в итоге все равно чувством какой-то инфернальной справедливости и кинематографической точности режиссер заставляет нас увидеть обе стороны монеты одновременно. Очень здорово чувствовать себя в этот момент познавшим истину и, следовательно, сам фильм. Ради этого ощущения, которое не покидает долгое время после титров, и стоит смотреть Звягинцева и “Елену” в частности.
Основная соль же фильма - не в наблюдении за главной героиней. Она лишь проводник наш в проблеме, которую режиссер ставит. И эта проблема - социальная. Бедные и богатые, мир, поделенный пополам и пересекающийся как инь/ян. Именно о взаимодействии социальных слоев, о разнообразии людей и о том, как эти люди могут меняться в зависимости от власти, эта картина. После нее задаешься вечным вопросом Раскольникова, но он не содержит в себе больше негатива. “Елена” оказывается очень мудрым фильмом, который не просто заставляет винтики в мозгу вращаться, но и завораживает, и как вода проникает внутрь. И что-то внутри прочищает и очищает.
P.S. По моим давним наблюдениям признаками авторского кино являются три вещи: лошадь (желательно белая), яблоки (желательно красные) и вода (желательно дождь или река). “Елена” - авторское кино.