Электоовцы снятся людям? Обзор настольной игры «Корпорация «Сны»
Да, про будущее нас обнадёживали слегка избыточно: андроидов у нас, увы, до сих пор нет. Всё приходится решать самим. Однако нейрошунт (устройство, способное связать мозг спящего человека и компьютер) уже с нами. Благодаря ему человечество способно подчинить сны себе. Отныне во сне можно не только отдыхать, но и бороться со своими страхами, получать новые знания, да хоть часами смотреть на котиков, если это приносит вам удовольствие. Кстати, за удовольствие обычно приходится платить. А можно ли тогда заработать на продаже снов? Если вам кажется, что это хорошая идея – добро пожаловать к нам: сегодня в обзоре настольная игра «Корпорация «Сны»!
Атмосфера игры
Тема снов и фантазий часто привлекала к себе внимание авторов настольных игр. Однако издательство Hobby World предлагается взглянуть на сны несколько с другой стороны. Игрокам в «Корпорации «Сны» предложено возглавить одну из компаний по производству и продаже снов и порвать оппонентов в честной конкурентной схватке.
Да, нас встречает новая евроигра от известного российского гейм-дизайнера Ивана Лашина, который уже сделал себе имя как раз на играх подобного профиля. Причём «Корпорация «Сны» обладает не только прозрачным и стильным игровым движком, но и способна увлечь игроков своей тягучей и приятной атмосферой.
Погружаться в неё вы, кстати, начнёте уже на этапе знакомства с правилами. Где-то между строчек в самих правилах нам не просто расскажут особенности игры, но и плавно познакомят с элементами лора, расскажут про сны и про нелёгкий труд создателей этого приятного и полезного времяпровождения. Но что всё же надо делать в этом процессе производства и внедрения снов? Давайте посмотрим на саму игру.
Что в коробке?
Итак, что есть в нашем распоряжении? У нас есть игровое поле с 12 основными вариантами действий и интересной дополнительной механикой, 3 рабочих-онейронавта (тест на миллениальность – люди за 30, читавшие Бернара Вербера, в этом месте слегка вздрагивают и немного ностальгируют), а также карты Снов, которые нам предстоит создавать и получать с них победные очки (кредиты) и ресурсы.
Да, в конце игры победит тот, кто получит больше всего кредитов, а их главный поставщик — дорогие и прокаченные Сны. Кстати, хорошее ограничение игры: как только один из игроков выкладывает с руки десятый Сон, игра близится к завершению. Ходов, между прочим, у всех будет поровну: жетон последнего игрока не даст пропасть последнему действию – мы тут за справедливость, знаете ли.
Вообще, карточка Сна очень хорошо продумана и содержит в себе много информации, при этом оставаясь визуально неперегруженной. На карточке можно найти стоимость создания карты, сколько она принесёт победных очков в конце игры, сколько и на каких условиях можно получить от Сна ресурсов, сколько можно получить ресурсов, если сбросить карту, а также возможности прокачки карты (увеличивается как ресурсная награда в процессе игры, так и стоимость карты при финальном подсчёте очков).
Ну, и конечно, вся эта информация удобно и чётко представлена на фоне крайне любопытных и приятных глазу иллюстраций. Картинки разнообразны и детализированы, так что эстетическое удовольствие получить можно. Да и лёгкий эффект «зловещей долины» (нейросети явно поработали над иллюстрациями) именно здесь очень актуален: сны не обязаны быть реалистичными и часто несут ощущение какой-то инаковости, так что спасибо технологиям за их участие в наших играх.
Кстати, это всё ещё не последняя информация о Снах, поскольку в игре их три типа:
Осознанные Сны. Приносят много ресурсов, но требуют отдельного действия активации, а повторно приносят ресурсы только при дополнительных операциях по деактивации и повторной активации карты.
Коллективные Сны. Не самые ресурсообеспеченные, однако активируются отдельным действием все сразу, так что на дистанции и в достаточном количестве приносят владельцу достаточно выгоды.
Повторяющиеся Сны. Достаточно индивидуализированы: каждый повторяющийся сон активируется при своём особом условии и приносит нестандартные бонусы, востребованность в которых сильно зависит от намерений игрока и его игровой ситуации здесь и сейчас.
Здесь логично задать вопрос: а что за ресурсы-то в игре? С этим всё просто и сердито: есть знания, есть воспоминания, а также фантазии, которые (в игре, не в жизни – не путайте) могут выступать заменой знаниям и воспоминаниям – такой вот универсальный ресурс.
Счётчик ресурсов, кстати, исполнен незатейливо, но аккуратно встроен вместе с напоминалкой в стартовый набор каждого игрока, куда кроме этих элементов входят два базовых сна. Маленький бонус – планшет базовых снов двусторонний, причём на более сложной стороне Сны немного разные, что приятно асимметрит партию для более опытных игроков. Единственно, что чуть расстраивает по счётчику ресурсов: сами жетоны ресурсов изящные, скругленные и поодиночке красиво и аккуратно стыкуются с индивидуальным планшетом, но если каких-то ресурсов одинаковое количество, они неидеально подходят друг к другу и норовят всё время отвалиться и улететь куда-то подальше (перфекционист-эстет хватается за сердце и грустит).
Ход игры
И вот после всех вводных мы, рассмотрев все арты и пожмякав стильные жетончики, наконец переходим к самому процессу игры. Сначала определяется, кто ходит первым. Ха-ха, жаворонки, пришёл час расплаты: первым ходит тот, кто сегодня встал позже остальных! Кто сидит справа от первого игрока, получает жетон игрока Последнего.
Каждый ход в своей основе удивительно прост — у игрока всего два варианта хода. Во-первых, можно разместить одного своего онейронавта на любую свободную ячейку игрового поля. В каждой ячейке представлены 1-2 действия, которые можно совершить в любом порядке. Какие у нас там есть варианты:
- Получить указанные в ячейке ресурсы в указанном же количестве;
- Взять карту Сна на руку с «рынка» Снов (по 2 карты с каждой колоды всю игру лежат в открытую) или из колоды. Есть варианты с чётким указанием, какой вид Сна берёт игрок, а есть те, в которых тип Сна выбирает сам игрок;
- Создать Сон – сыграть карту из руки, сбросив указанные на карте ресурсы. С этого момента Сон принесёт победные очки в конце игры (их количество ещё можно будет увеличить), а также при соблюдении указанных на карте условий Сон способен принести игроку ресурсы;
- Получить Образ – жетоны прокачки созданных Снов. Образы увеличивают стоимость Сна в конце игры, а при полном улучшении Сон начинает приносить больше ресурсов при новой активации;
- Разместить Образ – игрок может в любом порядке распределить имеющиеся в запасе жетоны Образов по своим созданным Снам, прокачивая их до нужной кондиции. Ограничений нет – можно распределять, пока не кончатся сами жетоны или места на Снах;
- Подключить клиента – опция ресурсной активации Осознанного Сна. Игрок берёт один жетон клиента и активирует один из своих сыгранный Осознанных Снов, получая ресурсы или полезные эффекты карты;
- Транслировать Коллективные Сны – активация всех созданных игроком Коллективных Снов. Эффекты всех активирующихся карт игрок получает в удобном для себя порядке.
Действия явно не из сложных, поэтому могу порадовать людей с небольшим количеством времени на настольные игры — даунтаймы в игре скромные. Да и в принципе «Корпорация «Сны» компактная по времени, на одну партию вам действительно понадобится не более часа. Но не слишком ли просто и скучно получается? Нет.
Во-первых, учитывайте, что Снов в игре 90 штук и все они хоть и немного, но отличаются своими характеристиками. Их не просто три типа — каждая карта уникальная по своим точным условиям и количеству получаемых ресурсов. «Идеальный» и оттого предсказуемый и скучный движок просто не воспроизвести. Игрокам необходимо подстраиваться под имеющийся выбор карт и постоянно менять свою тактику, чтобы добиться успеха. Так что благодаря особенностям карт каждая партия будет обладать своей неповторимостью. Да и сами арты на картах уникальны и сочны, что также формирует для каждого участника игры свою уникальную «историю в картинках».
Во-вторых, и это даже важнее, есть же ещё альтернативное действие! В верхней части игрового поля представлены 4 основные фазы сна, по которым слева направо по одному шагу за ход передвигается специальный маркер (из крайнего правого положения маркер идёт в крайнее левое). Как только маркер приходит в конкретную фазу, игрок может выполнить указанные на шкале обычные действия.
Но это далеко не главное! Ведь с трёх основных ячеек игрового планшета, соответствующих занятой фазе сна все игроки возвращают себе на руку своих онейронавтов. Чтобы возвращение будоражило ваши нервишки, за каждого онейронавта игрок либо добирает карту Сна из соответствующей ячейке колоды (или с «рынка»), либо имеет возможность создать карту Сна с руки (были бы ресурсы). Это очень важная возможность, ведь базово из 12 основных ячеек игрового поля только одна позволяет создавать Сны, да и то за неё идёт постоянная борьба.
Так что, чисто теоретически, можно за ход создать сразу 3 Сна – неплохо, особенно ближе к концу игры, когда можно существенно ускорить конец партии и нехило обломать ожидания конкурентов. Именно это действие и придаёт общей механике специфики и интереса. Всё время приходится разрываться между эффектами самих ячеек и неумолимой логикой парового катка трека Фаз сна, при которой важно вовремя подставиться под возвращение онейронавтов «на базу».
После этого остались сущие пустяки: дополнить рынок новыми картами из колоды да проверить, не набралось ли у игрока уже 12 снов, считая вместе с изначально прописанными двумя на планшете. Если не создал, то ходит следующий по часовой стрелке игрок. Если создал, важно вспомнить, у кого маркер Последнего игрока – как только теперь завершится его ход, игра подойдёт к концу, и все начнут считать победные очки. Считаются они несложно: все победные очки с Созданных Снов складываем с общим количеством жетонов Образов, выложенных на эти Сны. Добавкой будет сумма всех оставшихся ресурсов (сами ресурсы, неразыгранные Образы и карты с руки), поделённая на 5 с округлением в меньшую сторону. У кого безжалостная арифметика насчитает больше очков, тот и становится самым успешным Ловцом продавцом снов.
Наша оценка
Казалось бы, обычное евро? Всё же не совсем:
- Игра не переусложнена, как это часто бывает с евроиграми. При этом видны те места, где «душа просит» соригинальничать. К примеру, Образы и Клиенты могли быть уникальными, что сильно бы разнообразило игру, но очень бы её высушило и затянуло. Автор игры не поддался искушению — «Корпорация «Сны» играется быстро и не утомляет своим контентом.
- Для стандартного евро игроки неплохо так наступают друг другу на пятки, занимая важные ячейки и срывая планы конкурентов внезапными передвижениями по фазам сна. Да и «вкусный» Сон увести могут на раз-два. Так что конкурентности игре не занимать.
Отдельной строкой я бы отметил, что очень важно буквально всучить всем участникам правила игры и заставить их лично полистать небольшой буклет. Будем честны: механика игры довольно абстрактна и натягиваться может как на создания снов, так и на сбор Вундервафли для истребления рептилоидов. Но в правилах «Корпорации «Сны» с помощью небольших вставок вас ненавязчиво знакомят с лором, оживляют вселенную. После прочтения уже не просто собираешь движок, а вполне наслаждаешься коллекционированием необычных, уникальных снов.
Можно сказать, что «Корпорация «Сны» не просто хорошее и очень красивое евро с невысоким порогом входа. Игра готова плавно погрузить вас в свой мир. Скоро вы уже будете не просто формировать игровой движок и выставлять своих рабочих, а нежно лелеять и взращивать Сны, которые принесут не просто победные кредиты, но и приятные ассоциации, мысли, воспоминания. Поймаете неторопливый ритм игры, прочувствуете слегка гипнотический вайб, насладитесь красотой оформления, в конце концов.
В общем, будет интересно и семье, и друзьям. Вроде, ничего особенного, но всё в этой игре находится на своих местах. Как в таблице Менделеева. Может, и Ивану Лашину эта игра тоже сначала приснилась?