29 августа 2012Игры
Обновлено 16.03.2016

Джунгли зовут – Jagged Alliance: Back in Action

Некоторые компьютерные игры нельзя всерьез оценивать сразу после их выхода. Так, увы, бывает, что они рождаются на свет недоделанными, полными назойливых ошибок, а порой и просто неиграбельными. Единственная польза от рецензий и отзывов на подобные «шедевры» заключается в том, чтобы дать понять разработчикам: их поведение непростительно, а бардак надо разгрести ради собственной же безопасности. Лишь спустя примерно полгода, когда дыры будут залатаны, а игра станет хотя бы отдаленно соответствовать замыслам своих создателей, можно возвращаться, чтобы спокойно оценить ее значимость для человечества.
Некоторые компьютерные игры нельзя всерьез оценивать сразу после их выхода. Так, увы, бывает, что они рождаются на свет недоделанными, полными назойливых ошибок, а порой и просто неиграбельными. Единственная польза от рецензий и отзывов на подобные «шедевры» заключается в том, чтобы дать понять разработчикам: их поведение непростительно, а бардак надо разгрести ради собственной же безопасности. Лишь спустя примерно полгода, когда дыры будут залатаны, а игра станет хотя бы отдаленно соответствовать замыслам своих создателей, можно возвращаться, чтобы спокойно оценить ее значимость для человечества.

Jagged Alliance: Back in Action как раз из таких игр. Ей было далеко до вершин раздолбайства (привет, создатели Legends of Pegasus!), но играть в нее сразу после выхода было, мягко говоря, неприятно. Интерфейс был одной сплошной катастрофой: не работало почти все, а то, что все-таки работало, делало это исключительно через задницу. Управление камерой проектировали инопланетяне, благополучно проморгавшие все годы эволюции этой незаметной (когда она функционирует нормально), но очень важной функции. Персонажи, стоило им встретиться в узком месте, создавали там пробки почище московских. Гранаты проваливались сквозь землю, враги прикидывались слепоглухонемыми идиотами с суицидальными наклонностями, крокодил не ловился, кокос не рос, лыжи не ехали. Все это усугублялось очевидными геймплейными просчетами и регулярными «вылетами» на рабочий стол.

Джунгли зовут – Jagged Alliance: Back in Action - фото 1

И вот прошло полгода. Jagged Alliance выглядит вполне нормально. Череда патчей исправила наиболее вопиющие ошибки, а набор дополнительных функций сгладил проблемы с интерфейсом, переведя отношения игроков с ним из открытой конфронтации в стадию холодной войны. В игре наконец-то появился обязательный для жанра «туман войны», а искусственный интеллект перестал откровенно идиотничать. Герои по-прежнему создают заторы в коридорах и дверных проемах, но все-таки, спустя полгода после релиза, в Back in Action можно играть. Более того: можно даже получать удовольствие от процесса.

Джунгли зовут – Jagged Alliance: Back in Action - фото 2

Когда Jagged Alliance только анонсировали, я четко понимал, что хочу одну простую и примитивную вещь — точную копию оригинальной Jagged Alliance 2 образца 1999 года. Разумеется, с обновленной графикой и всякими другими модными финтифлюшками, но я хотел римейк. Не столько для прохождения, сколько для воспоминаний о старых добрых временах и игре, которая была и остается одним из лучших тактических проектов всех времен и народов. JA2, если вы ее не видели, действительно была так хороша. С симпатичной графикой, увлекательным геймплеем, толпой наемников на любой вкус и внушительным арсеналом пушек, она предлагала отправиться в знойные тропики и там вместе с горсткой солдат освободить от тирании злобной стервы Дейдраны гордое карликовое государство Арулько. В процессе освобождения можно было изощряться в тактических хитростях, отстреливать людям головы, пробираться во вражеские города под покровом ночи с ножом в зубах, стрелять из гранатометов, тренировать ополченцев, растаскивать реплики персонажей на цитаты и ходить по шлюхам. Все это было весело и почти не надоедало. JA2 была эталоном для всех пошаговых и тактических — по большому счету, она не нуждалась в каких-либо улучшениях. И сейчас, одно поколение геймеров спустя, она запросто могла бы снова покорять сердца даже в своем первозданном виде — достаточно было лишь подтянуть техническую часть.

Джунгли зовут – Jagged Alliance: Back in Action - фото 3

Однако, разработчики пошли другим путем. Вместо прямого копирования, они замыслили то, что в рецензиях принято глубокомысленно называть «переосмыслением». Сюжет и стержневая идея в Back in Action те же, что в оригинале: Арулько, наемники, пушки, захват территорий, революция в банановой республике. А вот основа игрового процесса — режим баталий — пусть и с заметной оглядкой на оригинал, но был переработан. На смену суровому пошаговому режиму пришла активная пауза. Теперь вместо того, чтобы тщательно продумывать порядок действий и всегда держать в уме характеристики своих бойцов, нужно больше беспокоиться о командном взаимодействии. Игра стала динамичнее, избавилась от синдрома последнего алиена и… Мне действительно странно озвучивать такую мысль: смена боевой модели и все те прочие мелкие отличия Back in Action от оригинала, вопреки ожиданиям, пошли игре на пользу. А то, что она унаследовала от предшественницы, ей мешает.

Джунгли зовут – Jagged Alliance: Back in Action - фото 4

Новая Jagged Alliance дико упрощена по сравнению с оригиналом, но при этом она, да простится мне такое высказывание, соответствует его духу и идет в ногу со временем. Активная пауза, динамика и экшен — это, в данном случае, хорошо. Планировать тактические решения из серии «ты встань у этой двери, ты — у этой, а потом по команде мы одновременно заходим и валим все, что шевелится» и быстро реагировать на изменения в обстановке интереснее, чем поочередно двигать всех своих бойцов в пошаговом режиме или наблюдать, как опытный наемник тупо смотрит на лежащую у него под ногами гранату, потому что сейчас не его ход. Сводя большое и сложное к маленькому и простому: в Jagged Alliance здорово играть и от нее не хочется отрываться.

Джунгли зовут – Jagged Alliance: Back in Action - фото 5

И теперь я больше не хочу римейк, ностальгировать, ныть о стагнации жанра и таинственной взаимосвязи между возрастом человека и интенсивностью цвета окружающей его флоры. Я хочу больше Back in Action. Хочу улучшенный AI, который будет иметь представление о таком понятии, как «заход в тыл противника». Хочу полностью разрушаемые здания. И многоэтажные постройки. И новых наемников, новые виды оружия и какие-нибудь наземные средства передвижения. И доведенную до ума графику с нормальной анимацией рукопашной и перемещения по лестницам. Хочу, чтобы сериал не просто повторял себя снова и снова, а развивался, становился глубже, сложнее, интереснее. И при этом всерьез считаю, что делать все это следует, основываясь на идеях, заложенных в Back in Action.

Джунгли зовут – Jagged Alliance: Back in Action - фото 6

Потому что Back in Action правда хорош. Он, на мой вкус, излишне упрощен, местами недоработан и полон нелепых условностей, но обладает при этом потенциалом для того, чтобы выйти из тени престарелого первоисточника и вырасти из римейка в самостоятельный и вполне успешный проект. И вопрос сейчас исключительно в том, как этот потенциал будет реализован. Разработчики могут избрать безопасный путь и продолжать держаться за каноны серии, зарабатывая на DLC и самостоятельных дополнениях. А могут и попробовать создать на основе уже существующих наработок нечто большее. Очень хочется, чтобы они выбрали второй вариант. Особенно с учетом того, что у них есть все шансы добиться успеха.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Более того: порой автор сам с собой не согласен.

Комментарии 46
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
Jetar
Jetar
А Кор'плэй тут как раз кой-чего наразрабатывали нового относительно JA. http://store.steampowered.com/... А то, что играбельно стало - это хорошо. Возможно, руки и дойдут. Хотя кого я обманываю...
Shoogo
Shoogo
У героев меча и магии та же проблема.