Джунгли зовут – Jagged Alliance: Back in Action
Jagged Alliance: Back in Action как раз из таких игр. Ей было далеко до вершин раздолбайства (привет, создатели Legends of Pegasus!), но играть в нее сразу после выхода было, мягко говоря, неприятно. Интерфейс был одной сплошной катастрофой: не работало почти все, а то, что все-таки работало, делало это исключительно через задницу. Управление камерой проектировали инопланетяне, благополучно проморгавшие все годы эволюции этой незаметной (когда она функционирует нормально), но очень важной функции. Персонажи, стоило им встретиться в узком месте, создавали там пробки почище московских. Гранаты проваливались сквозь землю, враги прикидывались слепоглухонемыми идиотами с суицидальными наклонностями, крокодил не ловился, кокос не рос, лыжи не ехали. Все это усугублялось очевидными геймплейными просчетами и регулярными «вылетами» на рабочий стол.
И вот прошло полгода. Jagged Alliance выглядит вполне нормально. Череда патчей исправила наиболее вопиющие ошибки, а набор дополнительных функций сгладил проблемы с интерфейсом, переведя отношения игроков с ним из открытой конфронтации в стадию холодной войны. В игре наконец-то появился обязательный для жанра «туман войны», а искусственный интеллект перестал откровенно идиотничать. Герои по-прежнему создают заторы в коридорах и дверных проемах, но все-таки, спустя полгода после релиза, в Back in Action можно играть. Более того: можно даже получать удовольствие от процесса.
Когда Jagged Alliance только анонсировали, я четко понимал, что хочу одну простую и примитивную вещь — точную копию оригинальной Jagged Alliance 2 образца 1999 года. Разумеется, с обновленной графикой и всякими другими модными финтифлюшками, но я хотел римейк. Не столько для прохождения, сколько для воспоминаний о старых добрых временах и игре, которая была и остается одним из лучших тактических проектов всех времен и народов. JA2, если вы ее не видели, действительно была так хороша. С симпатичной графикой, увлекательным геймплеем, толпой наемников на любой вкус и внушительным арсеналом пушек, она предлагала отправиться в знойные тропики и там вместе с горсткой солдат освободить от тирании злобной стервы Дейдраны гордое карликовое государство Арулько. В процессе освобождения можно было изощряться в тактических хитростях, отстреливать людям головы, пробираться во вражеские города под покровом ночи с ножом в зубах, стрелять из гранатометов, тренировать ополченцев, растаскивать реплики персонажей на цитаты и ходить по шлюхам. Все это было весело и почти не надоедало. JA2 была эталоном для всех пошаговых и тактических — по большому счету, она не нуждалась в каких-либо улучшениях. И сейчас, одно поколение геймеров спустя, она запросто могла бы снова покорять сердца даже в своем первозданном виде — достаточно было лишь подтянуть техническую часть.
Однако, разработчики пошли другим путем. Вместо прямого копирования, они замыслили то, что в рецензиях принято глубокомысленно называть «переосмыслением». Сюжет и стержневая идея в Back in Action те же, что в оригинале: Арулько, наемники, пушки, захват территорий, революция в банановой республике. А вот основа игрового процесса — режим баталий — пусть и с заметной оглядкой на оригинал, но был переработан. На смену суровому пошаговому режиму пришла активная пауза. Теперь вместо того, чтобы тщательно продумывать порядок действий и всегда держать в уме характеристики своих бойцов, нужно больше беспокоиться о командном взаимодействии. Игра стала динамичнее, избавилась от синдрома последнего алиена и… Мне действительно странно озвучивать такую мысль: смена боевой модели и все те прочие мелкие отличия Back in Action от оригинала, вопреки ожиданиям, пошли игре на пользу. А то, что она унаследовала от предшественницы, ей мешает.
Новая Jagged Alliance дико упрощена по сравнению с оригиналом, но при этом она, да простится мне такое высказывание, соответствует его духу и идет в ногу со временем. Активная пауза, динамика и экшен — это, в данном случае, хорошо. Планировать тактические решения из серии «ты встань у этой двери, ты — у этой, а потом по команде мы одновременно заходим и валим все, что шевелится» и быстро реагировать на изменения в обстановке интереснее, чем поочередно двигать всех своих бойцов в пошаговом режиме или наблюдать, как опытный наемник тупо смотрит на лежащую у него под ногами гранату, потому что сейчас не его ход. Сводя большое и сложное к маленькому и простому: в Jagged Alliance здорово играть и от нее не хочется отрываться.
И теперь я больше не хочу римейк, ностальгировать, ныть о стагнации жанра и таинственной взаимосвязи между возрастом человека и интенсивностью цвета окружающей его флоры. Я хочу больше Back in Action. Хочу улучшенный AI, который будет иметь представление о таком понятии, как «заход в тыл противника». Хочу полностью разрушаемые здания. И многоэтажные постройки. И новых наемников, новые виды оружия и какие-нибудь наземные средства передвижения. И доведенную до ума графику с нормальной анимацией рукопашной и перемещения по лестницам. Хочу, чтобы сериал не просто повторял себя снова и снова, а развивался, становился глубже, сложнее, интереснее. И при этом всерьез считаю, что делать все это следует, основываясь на идеях, заложенных в Back in Action.
Потому что Back in Action правда хорош. Он, на мой вкус, излишне упрощен, местами недоработан и полон нелепых условностей, но обладает при этом потенциалом для того, чтобы выйти из тени престарелого первоисточника и вырасти из римейка в самостоятельный и вполне успешный проект. И вопрос сейчас исключительно в том, как этот потенциал будет реализован. Разработчики могут избрать безопасный путь и продолжать держаться за каноны серии, зарабатывая на DLC и самостоятельных дополнениях. А могут и попробовать создать на основе уже существующих наработок нечто большее. Очень хочется, чтобы они выбрали второй вариант. Особенно с учетом того, что у них есть все шансы добиться успеха.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Более того: порой автор сам с собой не согласен.