Канобу — фильмы, сериалы, игры и другие современные развлечения
Читай нас
Многое можно говорить о том, что главное в играх — это геймплей и история, которая раскрывается во время прохождения. Конечно, все так — без отличного баланса, интересных геймплейных «фишек» и крутого сюжета вряд ли игра заслужит теплые отзывы. Но ведь «встречают по одежке», не так ли? Зачастую впечатляющий презентационный ролик по игре, о которой пока не известно ровным счетом ничего, помогает собрать аудиторию еще задолго до релиза. Особенно сильно впечатляют геймплейные ролики — это товар, показанный лицом, та самая картинка, которую игроки увидят после долгожданного релиза.
Многое можно говорить о том, что главное в играх — это геймплей и история, которая раскрывается во время прохождения. Конечно, все так — без отличного баланса, интересных геймплейных «фишек» и крутого сюжета вряд ли игра заслужит теплые отзывы. Но ведь «встречают по одежке», не так ли? Зачастую впечатляющий презентационный ролик по игре, о которой пока не известно ровным счетом ничего, помогает собрать аудиторию еще задолго до релиза. Особенно сильно впечатляют геймплейные ролики — это товар, показанный лицом, та самая картинка, которую игроки увидят после долгожданного релиза.

Люди, которые знают секреты создания таких геймплейных роликов, есть в каждой крупной игровой компании. Мы поговорили с Семеном Ажипой, который работает художником геймплейных видео в Wargaming, и разузнали у него, как работает «кино» в играх и что сделать, чтобы в 18 лет попасть в эту профессию.

Расскажи немного о себе. Где ты учился? Как стал заниматься видеопродакшеном?

Родился и вырос в Могилеве, Беларусь, сейчас учусь на четвертом курсе Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники. Однажды, лет в десять, я разложил футаж на секвенцию jpeg-картинок и осознал страшную тайну: видео — это иллюзия. С тех самых пор я сам стал иллюзионистом, рисовал покадровую анимацию в Paint и сводил ее в Movie Maker, постепенно осваивая новые технологии.

В 2012-м году я открыл для себя World of Tanks, и, со временем освоившись, снял свой первый игровой ролик при помощи свободной камеры. Мне тогда было 14 лет. Когда я это вспоминаю, то осознаю, что сегодня я занимаюсь именно тем, к чему всегда естественно был предрасположен. Более явные предпосылки сложно представить.

Сейчас, в 20 лет, пройдя курс Wargaming Forge Video Production и отработав почти два года над реальными проектами, я немного поднаторел, повысил свой скилл, приобрел знания, хотя учиться в этой сфере можно до бесконечности.

«Движки теперь выдают картинку, близкую к фотореалистичной». Интервью с художником Wargaming - фото 1

В чем состоит твоя работа в Wargaming?

Моя позиция называется Gameplay Video Artist, то есть художник геймплейных видео. Геймплейные видео содержат кадры внутриигрового реал-тайм движка, снятые виртуальной камерой.

Вы могли видеть похожие ролики на YouTube от команды Machinima. В нашем же случае самый простой пример — любой ролик, содержащий небольшую геймплейную часть. Например, такой. В геймплейной части рассказывается незамысловатая история одного боя, подкрепленная голосом диктора. Эта сцена — сражение, произошедшее внутри игры, вот только в этом сражении игроки не участвовали, это все — постановка с актерами. Каждым танком в этом ролике управлял человек, который координировался мной, как режиссером данной постановки, дистанционно.

То есть, упрощая, моя работа конкретно над этим видео заключалась в том, чтобы, исходя из заданной тематики ролика, найти локацию на карте, разработать боевую сцену, обучить актеров массовки исполнять все как задумано, отрепетировать и сыграть сцену. После этого успешный дубль записывается в специальный файл и при помощи виртуальной камеры снимается так, чтобы сформировать эффектное повествование боя. На монтажном столе это собирается в ролик.

Это одна из самых простых задач, которые я и мои коллеги исполняем. По сути, Gameplay Video Artist — это и хореограф, и постановщик, и оператор, и режиссер монтажа, погруженный в технические аспекты движков, с которыми он работает. Немножко даже художник по виртуальному окружению, но это отдельная тема.

«Движки теперь выдают картинку, близкую к фотореалистичной». Интервью с художником Wargaming - фото 2

Чем вдохновляются в геймплей-видеокоманде Wargaming? На какие игры равняетесь, какие фильмы смотрите?

Мне кажется, для большинства ребят, занимающихся постановкой, операторским мастерством или режиссурой монтажа, вечным и беспроигрышным референсом всегда было кино. Есть какая-то глубокая художественная задача на определенную тематику? Накидываешь список фильмов со схожей тематикой или настроением — и пошел анализировать. Можно подсмотреть очень многое. Очень многое можно и позаимствовать, гордо именуя это отсылкой или оммажем (смеется).

Если хочется просто проанализировать грамотный монтаж — гуглишь «Оскары за монтаж», и изучаешь работы за последние 30 лет, включая номинантов. Если совсем конкретно — можно рекомендовать, например, этот список фильмов.

  • Тарик Анвар, Кристофер Гринбери — «Красота по-американски»
  • Пьетро Скалия — «Гладиатор»
  • Даниэль Резенде — «Город Бога»
  • Тельма Шунмейкер — «Отступники»
  • Кристофер Раус — «Ультиматум Борна»
  • Боб Муравски и Крис Иннис — «Повелитель бури»
  • Маргарет Сиксел — «Безумный Макс: Дорога ярости»
  • Ли Смит — «Дюнкерк»

В этом списке указаны имена людей, ответственных именно за монтаж.

«Движки теперь выдают картинку, близкую к фотореалистичной». Интервью с художником Wargaming - фото 3

Но не стоит забывать, что мы делаем и рекламные, продающие, и обучающие ролики. Качественных работ такого плана очень много, все это также гуглится, находится на Vimeo, YouTube и разбирается на наших воркшопах.

Мне очень нравятся продающие ролики Apple. Если из игровых — CD Projekt, Electronic Arts (Dice), Rockstar. Отдельно хочу отметить геймплейные трейлеры линейки Battlefield и NFS, обожаю официальные трейлеры и анонсы Red Dead Redemption 2, The Witcher 3: Wild Hunt.

Свои ролики мы тоже любим разбирать. И просто любим. Покажу несколько примеров.

Геймплейный ролик, о котором многие из тех, кому я его показывал, говорили: «О, это что, CG?». Очень интересный кейс, в котором мы с ребятами накрутили необычный погодный эффект — песчаную бурю. Визуал танкового движка преобразился до неузнаваемости и подарил новые эмоции от просмотра.

Этому видео уже два года, но оно остается одним из моих самых любимых. У него особое место в игре: он воспроизводится каждый раз при запуске танков и появлении интерфейса авторизации. Ролик демонстрирует возможности движка, вышедшего вместе с апдейтом 1.0 в 2018 году, который привнес в игру новое освещение, эффекты, звуковое оформление и музыку.

Очень интересный кейс, где геймплейные кадры здорово смонтированы с кадрами, снятыми в павильоне. Специалист из нашей команды, Макс Мреха, разработал уникальный операторский стиль и метод постобработки специально для таких задач, благодаря которому геймплей и павильон «подружились», повествование не развалилось, и магия сработала как надо.

Комичный ролик к 1 апреля, в котором я принимал участие не только как режиссер монтажа, но и как актер озвучки. Этот дебютный опыт диктора не мог не запомниться.

И последний — это коллаборация с The Offspring, тут и так все понятно.

Какие технологии используются в твоей работе? Что нужно уметь, чтобы ее делать?

Обычно говорят, что для создания качественного видеоконтента важнее всего чувство стиля, ритма, вкуса. Это все, конечно, хорошо, но очень абстрактно и интуитивно. А порой нужно четко понимать, какое решение будет уместно, а какое нет; какую сцену нужно вырезать, а какую подкорректировать. Все это невозможно без базовых теоретических знаний. Это и понимание принципов монтажа, и умение выстраивать кадр, и понимание композиции, драматургии, человеческого восприятия видеоматериала.

Здесь даже знание софта уходит на второй или даже третий план. Тем не менее нужно уметь работать с реал-тайм движками, понимать их особенности. Понимать, что реализуемо, а на что лучше сказать: «Идите к CG-шникам, наши полномочия тут все». Это информация, которую необходимо не один день усваивать и оттачивать на практике.

«Движки теперь выдают картинку, близкую к фотореалистичной». Интервью с художником Wargaming - фото 4

Куда вообще движется производство роликов из видеоигр?

По моим наблюдениям, сейчас все чаще и чаще игровые компании при производстве роликов прибегают к инструментам именно реал-тайма, демонстрируют геймплей. Если раньше новые игры представляли, в основном, CG-ролики, то теперь нередко в качестве заявочного кадра трейлера можно увидеть бьюти-шот с подписью Real Gameplay Footage или что-то вроде этого.

В целом такая тенденция понятна: геймплейные ролики обычно дешевле и быстрее в производстве. Особенно когда твой реал-тайм движок выдает такую картинку, как в RDR2, The Witcher 3 или World of Tanks.

Red Dead Redemption 2

The Witcher 3: Wild Hunt

World of Tanks

Лично мне нравится такая тенденция, ведь она свидетельствует о колоссальном прогрессе в индустрии: реал-тайм движки теперь выдают картинку, близкую по качеству к фотореалистичной, инструменты стали более прогрессивными, да и сами игры чаще походят на художественные фильмы, это чувствуется в каждом кадре кат-сцены.

Я, конечно, люблю игровые CG-ролики, все-таки в них есть свои преимущества: детализация, выверенные, сложные движения камеры, крутая симуляция частиц и прочие штуки, которые пока не умеет делать реал-тайм. В этом безусловно есть свой шарм, однако, с позиции игрока, я отдаю предпочтение геймплейным роликами, которые не только подарят мне схожие эмоции, но еще и лучше продемонстрируют саму игру.

«Движки теперь выдают картинку, близкую к фотореалистичной». Интервью с художником Wargaming - фото 5

Какие ресурсы/книжки/курсы можешь посоветовать тому, кто хочет работать в геймплей-видеопродакшене?

Главный ресурс для «насмотренности» — Vimeo. Там в основном крутые работы от талантливых ребят и меньше шлак-контента, чем на аналогах.

Топ-книги:

  • «Компонуем кинокадр», Медынский С. Е., 1992
  • «История на миллион долларов», Р. Макки, 2008
  • «Искусство монтажа. Путь фильма от первого кадра до кинотеатра», У. Мёрч, 2020
  • «Точка и линия на плоскости», Кандинский В.В., 1926
  • «Монтаж: телевидение, кино, видео», Дворников А.Г., 2010

Из курсов — Wargaming Forge Gameplay Video Production, сам там учился. Многие ролики из примеров выше делали менторы этого курса.

Читай нас