04 марта 2016Игры
Обновлено 09.04.2016

Две причины, почему 2016 — год виртуальной реальности

Ну наконец-то! Наступил год, когда мы все с головой кинемся в виртуальную реальность! Простите, но нет. Поговорим в 2025-м году, ок?
Ну наконец-то! Наступил год, когда мы все с головой кинемся в виртуальную реальность! Простите, но нет. Поговорим в 2025-м году, ок?

Причина 1а. В этом году на рынок выходят ВСЕ крупные игроки

Две причины, почему 2016 — год виртуальной реальности - фото 1

Oculus Rift, HTC Vive, PlayStation VR — три крупнейших и самых ожидаемых устройства виртуальной реальности выйдут в этом году, с большой вероятностью все будут в продаже до конца лета. Предзаказы подаются как огромный успех («Мы продали больше устройств за 10 минут, чем думали что продадим за несколько часов» про Oculus, «1000 устройств в минуту» про Vive). И все ожидают, что Sony выпустят «бюджетное» устройство.

Шестеренки закрутились, виртуальная реальность — хит! Предзаказы доказывают интерес к технологии! Мы на пороге революции!

(Напомним, что первый Kinect в какой-то момент был самым популярным аксессуаром в истории. Помогло?)

Причина 1б. В этом году почти НИКТО не сможет попробовать виртуальную реальность

Веротяность того, что вы в этом году купите себе этот восхитительный набор, стремится к нулю.

Веротяность того, что вы в этом году купите себе этот восхитительный набор, стремится к нулю.

Даже если поверить в 1000 устройств в минуту у HTC Vive, как думаете, сколько времени продолжались пиковые продажи? Учитывая осторожный твит ответственного за VR в HTC Шен Йе, вряд ли долго.

Apple на протяжении целых выходных продавали 3000 iPhone 6S и 6S Plus в минуту, всего 13 миллионов устройств за первый викенд продаж. До таких цифр всем производителям очков виртуальной реальности еще далеко. Не совсем честно сравнивать продажи самого популярного телефона на свете и нишевого супер-дорогого устройства. Но конечная цель, как становится понятно со слов самого Марка Цукерберга, в том, чтобы стать «новым смартфоном», взорвать рынок, как это когда-то сделали сначала RIM с Blackberry, а потом Apple с iPhone. Но пока это совсем неправда.

Цены явно говорят нам: это пока не массовое устройство.

Для того, чтобы использовать Vive, нужен очень мощный и дорогой компьютер, 800 долларов и отдельная комната. 600 долларов, компьютер, да и комната лишней не будет, чтобы использовать Oculus. Пока мы не знаем только цену на PS VR, но со слов Sony следует ожидать что-то в районе стоимости новой консоли, то есть 400-600 баксов, а подключаться он будет к консоли, которая наверняка у вас есть, а даже если нет, то стоит она 300 долларов. Но когда устройство за плюс-минус 500 долларов — экономный вариант, то это рынок не для всех.

В интервью, на которое я уже давал ссылку, Марк Цукерберг, который купил Oculus за два миллиарда долларов, говорит, что для того, чтобы технология стала повсеместной, нужно 5-10 лет. Пока VR не будет в руках хотя бы сотни миллионов людей, это игрушка для избранных. И даже виртуальная реальность через смартфон не поменяет ситуацию в 2016 году.

Причина 2а. Теперь у каждого есть шанс за копейки попробовать виртуальную реальность

Две причины, почему 2016 — год виртуальной реальности - фото 3

Собрать самому картонку Google Cardboard стоит не дороже 10 баксов. Если хотите купить готовое «устройство», то его прямо сейчас можно найти онлайн за 2000 рублей, меньше, чем вы тратите в среднем на одну игру. В Швеции в Макдоналдсе коробка от Хэппи Мила превращается в VR-очки (не советуем брать с картошкой, все будет сальным). New York Times осенью разослали всем подписчикам газеты по «картонке». Gear VR от Oculus и Samsung стоит 8000, подороже, чем картонка, конечно, но зато крепко держится на лице.

«Точка входа» в виртуальную реальность доступна любому, у кого есть более-менее современный смартфон.

Причина 2б. Чехол для смартфона с лизнами — не настоящее устройство виртуальной реальности, и не станет им, а игр пока будет очень мало

Две причины, почему 2016 — год виртуальной реальности - фото 4

Поверьте мне, как человеку, который провел немало времени с Oculus, и изучал несколько моделей Google Cardboard, разница огромная, и в итоге прямо сейчас никому не выгодно ее сокращать. Делать крутые проекты под Cardboard пока нет смысла, несмотря на потенциально огромную аудиторию. Многие считают картонку игрушкой на пять минут. Попробовал, поохал, поахал, убрал на полочку. Вкладываться во что-то серьезное опасно, и это подтверждается набором приложений. Нет ничего действительно интересного, только несколько десятков плохих американских горок, пяток интересных одноразовых «экпириенсов» и отвратительные недоигры от разработчиков, которые пытаются заработать на модном тренде.

Картинка неидеальная, телефон часто елозит в своем отсеке, и это все для виртуальной реальности и погружения губительно.

Даже девкит Oculus дает совсем иную степень погружения, чем картонка, и с точки зрения удобства, и с точки зрения возможностей. Мы, конечно, пока не пробовали розничный вариант, но он точно будет лучше картонки. Про Vive говорят, что он удобнее Oculus, и позволит расчертить безопасное пространство для движения в виртуальной реальности (если дома есть место).

Но и на настоящие очки игры будут в первое время не очень часто появляться, особенно от крупных издателей.

Вряд ли Facebook, Valve и HTC захотят субсидировать проект на 100 миллионов долларов, средний бюджет ААА-игры. А выпускать крупный проект на VR, который точно в 2016 году не сможет оправдывать огромные игры, ААА-индустрии невыгодно. И издатели, и создатели платформ еще долго будут вкладываться в мелкие игры, которые будут пытаются нащупать потенциал платформы.

На PS VR будет более-менее крутая первая волна, хоть и относительно безопасная, но ждать вторую волну еще долго, и она появится быстро только если Sony продадут хотя бы несколько миллионов устройств до конца года.

И пока мы не понимаем, насколько первая волна проектов под все устройства раскроет потенциал платформы. Скорее всего еще несколько лет мы будем получать адаптированные под VR «традиционные» форматы (FPS, симуляторы космоса и т.д.), а по мере изучения взаимодействия людей с виртуальной реальностью геймдизайнерам станет понятно, как использовать технологию на полную.

Резюмируя

Две причины, почему 2016 — год виртуальной реальности - фото 5

При всем при этом, поймите меня правильно. Я не пытаюсь хоронить VR, я не хочу сказать, что потенциала нет, потенциал практически безграничен, и мало людей, который так ждут VR-революции, как я. Следить сейчас за индустрией невероятно интересно.

Просто не ждите, что в 2016 году все ваши фантазии будут исполнены. Вам просто надо будет подождать.

Пока полноценные VR-устройства не станут стоить почти на порядок меньше, и работать с абсолютно средним компьютером, который стоит у любого дома (или с умным телевизором, или отдельно от компьютера в принципе), эта технология пока больше всего похожа на ранние мобильники. Гениальная технология, но пока не до конца развитая, и доступная далеко не всем. Еще десятилетие, и нам будет казаться, что жизни до виртуальной реальности не было, как не было уже жизни без смартфона.

Оговорюсь, с большой вероятностью я недооценил потенциал Google Cardboard, Gear VR и других устройств, работающих за счет смартфона. Возможно мой личный разочаровывающий опыт с картонкой окрасил мое впечатление, и на самом до конца года выйдет десяток крутых игр, которые заставят всех пойти и купить (или сделать) себе самое базовое VR-устройство. Я буду рад оказаться неправ, и первый скачаю самые интересные проекты. Но все-таки кажется, что это будет не прямо сейчас.

Комментарии 54
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
Lekk
Lekk
Парень, не оправдывайся. Я тоже не верю в VR сегодня. 6-10 лет - вот реальный срок для распространения такой технологии и появления годноты в содержимом. Нет, интересные проекты будут и раньше, но сами очки и прочие к ним причиндалы еще долго будут уделом избранных и просто сдвинутых.